Введение
- Теоретические основы учета реализации товаров
1.1. Товары как объект бухгалтерского учета
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета товаров
1.3. Раскрытие информации о товарах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Действующая практика учета товаров ООО «МАЗ»
2.1 Организация первичного учета и документооборота товарных запасов и их реализации
2.2 Синтетический и аналитический учет товаров ООО «МАЗ»
2.3 Учет расходов на продажу
2.4 Предложения по совершенствованию учета товарных запасов ООО «МАЗ»
Заключение
Список литературы
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот, который отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны.
Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Бухгалтерский учет на предприятии – важнейшее звено формирования его экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления торговым процессом. Он способствует совершенствованию оперативного и долгосрочного планирования, а также формированию информационной базы для анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования ее финансового результата.
Знание основ бухгалтерского учета, его рациональная и правильная организация необходимы для своевременного принятия правильных финансово-экономических решений, контроля над товарной массой, расходами на реализацию и финансовыми результатами торгового предприятия.
Бухгалтерский учет позволяет получить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить:
- полный учет поступающих товаров;
- своевременное отражение в учете операций, связанных с выбытием товаров;
- контроль за сохранностью товаров.
Целью курсовой работы является изучение теории и практики учета товаров в организациях розничной торговли, разработка рекомендации по совершенствованию их учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы учета товаров в розничной торговле;
– изучить особенности нормативного регулирования учета товаров в розничной и порядок их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
–рассмотреть действующую практику бухгалтерского учета и документального оформления товарных операций;
– изучить порядок проведения инвентаризации товаров и организацию учета товарных потерь;
– рассмотреть направления совершенствования товарных запасов.
Предметом исследования являются теоретические аспекты и практические вопросы учета товаров в розничной торговле.
Объектом исследования являются товарные запасы ООО «МАЗ».
Исполнительным органом является директор. Бухгалтерский учет осуществляется под руководством главного бухгалтера, в подчинении которого находится бухгалтер-кассир.
Бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятие розничной торговли ООО «МАЗ» является субъектом малого предпринимательства.
На предприятие розничной торговли ООО «МАЗ» обработка учетной информации производиться ручным способом с частичным использованием программа «1С: Бухгалтерия 7.7».
Для написания курсовой работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные издания, бухгалтерская документация и отчетность предприятия ООО «МАЗ».
1. Теоретические основы учета реализации товаров
1.1. Товары как объект бухгалтерского учета
Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) определяет бухгалтерский учет как «упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» (п. 1 ст. 1).
Учет имущества (активов) и источников их образования (пассивов) торговых организациях аналогичен их учету в организациях других отраслей, если иметь в виду учет внеоборотных активов, капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств. Особенность заключается составе и структуре материальных запасов, в организации наличных расчетов за проданные товары.
Обслуживая сферу обращения, торговые организации обеспечивают продвижение товаров от производителей до потребителей. Здесь нет процесса производства.
Основными хозяйственными процессами являются приобретение товаров, их хранение и реализация, что определяет специфику формирования оборотных активов, где преобладают товарные запасы при незначительном удельном весе производственных затрат, остатка издержек обращения в части нереализованного товара и расходов будущих периодов [1, с.7] В составе хозяйственных операций торговых организаций преобладают товарные операции, то есть операции, связанные с приобретением, хранением; реализацией товаров. Все это позволяет свести особенности бухгалтерской учета в торговле к особенностям учета товарных операций при продаже товаров за наличный и безналичный расчет.
Основным объектом бухгалтерского учета в торговых организациях являются товары. Поэтому в центре внимания бухгалтера должна быть правильная организация их учета.
Рассмотрим экономическую сущность товаров.
В условиях натурального хозяйства продукты производились непосредственно для потребления. Они не были товарами. Отличительной особенностью товарного производства является то, что продукты производятся для обмена, становятся товарами[9, c.122].
Классическая политическая экономия характеризует товар как «предмет, вещь, которая. удовлетворяет какие-либо человеческие потребности и производится для обмена. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, но наличие у вещи потребительной стоимости не делает вещь товаром» .
Вторым свойством, обязательно присущим товару, является его меновая стоимость, то есть способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных соотношениях. Основой меновой стоимости товаров, позволяющей приравнивать их друг к другу в определенных пропорциях, является общественный труд, воплощенный в товарах и проявляющийся при обмене товаров, то есть их стоимость.
В условиях современной рыночной экономики характерным является следующее более широкое определение товара: «Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи».
Оптимальным для бизнеса считается решение следующих задач:
- продавать не свойства товара, а выгоды от него;
- предлагать популярные, интересующие покупателя товары, обладающие необходимыми характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и оригинальной упаковкой;
- представлять дополнительные услуги и выгоды, так называемый товар с подкреплением.
Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. С точки зрения организации-посредника в сфере обращения товары могут иметь более узкое точное определение исходя из направления деятельности. Для организации-посредника товары – это предметы, приобретенные или полученные на комиссию с целью последующей их перепродажи.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ приводится следующее определение товаров: «Товар – часть материально-производственных запасов организации, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки»[14, c.67].
При всем многообразии определений товара целесообразно, исходить из того, что товар – это продукции (результат) труда, приобретенный с целью дальнейшей реализации на сторону путем купли-продажи или мены.