Курсовая работа|Литература

Колоративная лексика в рассказе Ю. Казакова "Арктур — гончий пес": лингвометодический аспект

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 27

Введение

Глава I. Аспект применения колоративной лексики в произведениях Ю.Казакова

  1. Применение колоративной лексики цвета
  2. Применение колоративной лексики запаха

Глава II. Практический анализ применения колоративной лексики в произведении Ю.Казакова 

  1. Характеристика рассказа «Арктур – гончий пес»
  2. Анализ колоративной лексики в рассказе Ю.Казакова «Арктур – гончий пес»

2.1 Лингвометодический анализ колоративной лексики цвета

2.2. Лингвометодический анализ колоративной лексики запаха

Заключение

Библиография

Приложение

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что цветообозначения играют важную роль в лексической организации художественных текстов, отражая культурно-исторический, социальный опыт народа и мировидение автора. Изучение своеобразия поля цвета важно и в лингвокультурологических исследованиях, и в переводческой деятельности. В оригинальном словаре В.К. Харченко «Словарь цвета: реальное, потенциальное, авторское» [10] убедительно показано, сколь многообразно совокупная цветовая палитра русского художественного дискурса. Примечательно, что немалое место среди примеров, приведенных в словаре, принадлежит фрагментам из произведений Ю. Казакова.

 С точки зрения текстообразования колоративы либо служат прямой номинации предметов, либо являются художественно-выразительным средством [5]. Функции цветообозначений в художественном тексте характеризуются исследователями поразному: эстетическая (живописная) и структурная [2], символическая и денотативная [1], изобразительная и символическая [11], смысловая, описательная и эмоциональная [12]. В.Г. Кульпина расширяет номенклатуру функций: оценочная (экспрессивно-оценочная), социокультурно-историческая, символическая, стилистическая, эстетическая, характеризующая, рекламная, номинативная и др. [4].

Объект исследования – рассказ Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».

Предмет исследования - колоративная лексика в рассказе Ю. Казакова.

Цель исследования: анализ колоративной лексики в рассказе Ю.Казакова с точки зрения лингвометодического аспекта.

Задачи исследования:

Новизна работы определена введением материала о значимости цвета и звука в работе.

Материал исследования: рассказ Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в различных сферах общественной и образовательной деятельности: в практике школьного и вузовского преподавания русского языка и лингвистических дисциплин, на курсах дополнительного образования.

 

Глава I. Аспект применения колоративной лексики в произведениях Ю.Казакова

  1. Применение колоративной лексики цвета

Исследование художественного мира Ю. Казакова убеждает в особой значимости в нем цветописи, создающей своеобразие авторского видения, его творческой манеры. Исследователи говорят об импрессионистичности рассказов Казакова [3], что в значительной степени создается меняющейся цвето вой палитрой. Из сорока проанализированных нами рассказов в тридцати именно цветопись является доминирующим художественным средством. Мир природы и предметный мир в произведениях Ю. Казакова существуют неотделимо от человека, в его восприятии, во влиянии на его мысли, чувства и поступки. По словам Н.С. Новиковой, «почти всякий текст, особенно текст художественный, характеризуется многоплановостью, ибо даже в высказывании как простейшей его ячейке речь может идти по крайней мере о субъекте (деятеле), действии (процессе) и объекте. Поэтому в любом фрагменте возможно использование не одной, а ряда взаимодействующих текстовых тематических групп, а следовательно своеобразное тематическое многоголосие» [8, с. 11]. Традиционно в описании выделяется пять основных типов микротем: описание-пейзаж, описание-портрет, описание-интерьер, описание предмета, описание положения дел. Для исследуемых текстов особенно значимы такие объекты описания, как человек, пейзаж, предмет. Среди объектов цветописи в проанализированных рассказах Казакова из 665 единиц поля цвета 359 обозначают различные явления природы, 155 – человека, 151 – элементы предметного мира. Отметим, что во многих рассказах Ю. Казакова представлены описания как функционально-смысловой тип речи [7], для которых характерно наличие актантов, называющих предметы, и предикатов со значением утверждения существования этих предметов в единой пространственно-временной точке. В сфере художественного творчества описание является способом познания мира, а не средством передачи информации, и в то же время содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы.

С точки зрения наблюдателя все актанты синтагматически связываются именно с предикатами «существования» в точке пространственно-временного континуума. Описание как единое смысловое целое имеет обобщенное временное значение синхронности, отличается статичным характером описываемого объекта. Однако в художественном тексте нет ничего статичного, более того, изменчивость, текучесть признаков заложена в избранном автором способе вербализации. В рассказах Ю. Казакова динамичность описания нередко создается с помощью единиц поля цвета. Поле цвета рассматривается нами как межчастеречное образование, ядро которого составляют цветовые прилагательные, служащие базой для словообразовательной и семантической деривации. Анализ единиц цветообозначения (человек, пейзаж, объект) показал, что автор виртуозно использует словообразовательные возможности прилагательных. Так, прилагательные с суффиксами, отражающими неполноту проявления признака, встретились в проанализированных рассказах 27 раз: желтоватые полосы света из окон (Дом под кручей), зеленоватые глаза (Манька), зеленоватые камни (На острове), остров стал уже тонкой голубоватой полоской (На острове), стоял золотистый прозрачный пар (На охоте). Значимо также постоянное взаимодействие элементов поля цвета с полем света, что характерно и для других авторов [9]. Ср.: Солнце наконец взошло: тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг: еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса (Тихое утро). В глаголах посветлело, порозовело проявляется сема изменчивости, нарастания признака, в актуализаторах наконец, теперь, в сравнительной степени прилагательных-наречий ещё отчётливей, в сказуемых стала видна, стал открывать передаётся динамика утреннего изменения цвета и света. В художественном тексте Ю. Казакова доминирует описание, основанное на визуальных характеристиках объекта, хотя прочие чувственные и ментальные характеристики объекта, безусловно, также присутствуют. Цвет может быть тёплым и холодным (осязание), резким и тихим (слух), сладким и горьким (вкус). В тексте это реализуется, в частности через модификаторы различного рода (нежноголубой, горько-зелёный). Основным объектом описания в рассказах Казакова является природа.

  1. Вендина, Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков [Текст] / Т.И. Вендина // Славянский альманах. – 1998. – М.,1999. – С. 277–304. 2. Гвоздарёв, Ю. А. Колоризмы в рассказах А.П. Чехова [Текст] / Ю.А. Гвоздарёв // Тезисы докладов «Чеховских чтений в Таганроге» 1992–1994 гг. – Таганрог, 1996. – С. 62–63. 3. Егнинова, Н. Е. Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы : автореф. дисс. … канд. филол. наук [Текст] / Н. Е. Егнинова. – Улан-Удэ, 2006. – 171 с. 4. Кульпина, В. Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках [Текст] / В. Г. Кульпина // Факультет иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2001. – 470 с. 5. Макеенко, И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное) : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / И.В. Макеенко. – Саратов, 1999. – 20 с. 6. Матросова, Я.Л. Морфологические классификации русских цветообозначений, представленных в языке художественной литературы [Текст] / Я.Л. Матросова //Вестник Нижегородского лингвистического университета. Вып. 36. Язык и культура. – 2016. – С. 61–74. 7. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) : дис. … д-ра филол. наук [Текст] / О.А. Нечаева. – М., 1975. – 394 с. 8. Новикова, Н.С. Тематическая группа как семантический компонент текста [Текст] / Н.С. Новикова // Русский язык в национальной школе. – 1985. – №5. – С. 8–13. 9. Разумкова, Н.В. Лексико-семантическое поле цвета и света как когнитивно-поэтический феномен (на материале произведений К. Батюшкова и О. Мандельштама) : автореф. дис. …канд. филол. наук [Текст] / Н.В. Разумкова. – Тюмень, 2009. – 20 c. 10. Харченко, В.К. Словарь цвета: реальное, потенциальное, авторское: свыше 4000 слов в 8000 контекстах [Текст] / В.К. Харченко. – М. : Изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 2009. – 532 с. 11. Хрулёв, В. И. Цвет и его функции в повести А.С. Грина «Алые паруса» [Текст] / В. И. Хрулёв // Писатель и время. – Ульяновск, 1975. – Вып. 1. – С. 132–133. 12. Штенгелов, Е. Цвет в художественной литературе [Текст] / Е. Штенгелов // Наука и жизнь. – 1970. – №8. – С. 24-26.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское