Введение
1 Теоретические и правовые аспекты стимулирования государственных (муниципальных) служащих
1.1 Характеристика стимулирования государственных (муниципальных) служащих
1.2 Нормативно-правовые основы стимулирования государственных (муниципальных) служащих
2 Анализ практики применения стимулирования труда государственных служащих
2.1 Исследования стимулирования труда государственных служащих
2.2 Результаты исследования стимулирования труда государственных служащих
3 Проблемы и перспективы внедрения современных методик стимулирования государственных (муниципальных) служащих
3.1 Проблемы стимулирования труда государственных (муниципальных) служащих
3.2 Совершенствование методик стимулирования государственных (муниципальных) служащих
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время, в условиях необходимости достижения основных целей государственного управления по повышению уровня и качества жизни населения, востребованность концепции мотивации государственных служащих и методик стимулирования их трудовой деятельности очевидна. Актуальность темы возрастает с усилением значимости и роли государственного служащего в России, работа которого направлена на достижение эффективного результата по повышению качества и уровня оказания государственных услуг населению. Действующая система стимулирования труда муниципальных служащих не является достаточно действенной и требует серьезного развития с использованием научных подходов. Сегодня мотивация государственных служащих осуществляется, в основном, путем жестких административных методов, основное внимание уделяется контролю исполнения функций, соблюдению государственным служащим законодательных норм и процедур, что провоцирует формальное отношение к выполнению должностных обязанностей.
В стимулировании государственных служащих основной акцент делается на материальные стимулы. Это различные надбавки к должностному окладу, в частности, надбавки за квалификационный разряд, за особые условия, а также премии. Поэтому проблема в системе материального стимулирования государственных служащих видится в отсутствии прямой связи между вознаграждением и оценкой результатов труда государственного служащего.
Цель работы – изучить внедрение современных методик стимулирования государственных (муниципальных) служащих.
Объект исследования – стимулирование труда государственных (муниципальных) служащих.
Предмет исследования – внедрение современных методик стимулирования государственных (муниципальных) служащих.
Задачи:
– изучить теоретические и правовые аспекты стимулирования государственных (муниципальных) служащих;
– проанализировать практику применения стимулирования труда государственных служащих;
– определить проблемы и выявить перспективы внедрения современных методик стимулирования государственных (муниципальных) служащих.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
1 Теоретические и правовые аспекты стимулирования государственных (муниципальных) служащих
1.1 Характеристика стимулирования государственных (муниципальных) служащих
На сегодняшний день очень остро стоит проблема стимулирования труда. Каждый сотрудник при исполнении плана является звеном, и очень важно, чтобы каждое звено в определенный момент сработало быстро и верно. Управляющий государственной структурой определенно знает профессиональные умения подчиненных сотрудников, в каких сферах они компетентны и с какой работой справляются эффективнее. Но немало важно и знать интересы. При хорошем знании интересов сотрудника и его мотиваций можно разработать целую структуру стимулирования, и тогда при сопоставлении профессиональных качеств и мотивационных факторов получится идеальная стратегия стимулирования.
Стратегия стимулирования сотрудников, в данном случае речь идет о стимулировании сотрудников государственных учреждений, в дальнейшем поможет руководителю понять, как воздействовать на сотрудника для достижения лучшего результата. Она сформирует определенные ожидания у руководителя и окажет содействие в улучшении производительности труда. Поняв и сформировав правильную систему стимулирования труда, руководитель максимально сможет убрать нежелательные мотивы государственных служащих и развить исключительно желательные. Каждый человек хочет делать то, что ему нравится, и то, к чему он имеет интерес. Системы стимулирования тесно взаимосвязаны с интересами государственных служащих как субъектов. Личностные особенности служащего также являются немаловажным фактором в системе стимулирования. Конечно, при распределении обязанностей руководитель опирается на характер служащих. И при исполнении коллективного задания каждый сотрудник своим характером и поведением может либо способствовать успешной коммуникации, либо препятствовать. При определенных ситуациях сотрудник проявляет свою реакцию, тогда руководитель в свою очередь, наблюдая за реакцией, формирует поведение сотрудника в группе.
Система стимулирования учитывает разнообразие характеров и интересов всех сотрудников. Она создает для руководителя определенные сценарии развития действий, и, проанализировав все сценарии, руководитель может выбрать максимально плодотворный и эффективный сценарий. Мотивация определяется как внутреннее побуждение к действию, обуславливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его совершении. Именно заинтересованность является определяющим фактором мотивации.
Также мотивация определенно связана с такими понятиями как цель и стремление, без них индивид не готов к эффективному осуществлению профессиональных функций. Также для успешного решения проблем мотивации труда сотрудников важно выявить специфику профессиональной деятельности и при выстраивании системы мотивации учитывать ее.
По представленной в статье «Мотивация и стимулирование персонала» понятийной модели «Мотивация – стимул» становиться понятно, что мотивация – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации. А стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации [5].
Из этого следует, что хорошо зная мотивацию сотрудников, управляющий может правильно подобрать необходимый стимул для достижения цели. Стимул напрямую зависит от мотивации сотрудника.
1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
2 Федеральный закон от 07.06.2013 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 23. – Ст. 2874.
3 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №19. – Ст. 2338.
4 Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203144/
5 Балашов Ю.К., Коваль А.Г., Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №7. – С. 19-24.
6 Божья-Воля А.А. Особенности мотивации работников в частном секторе и на государственной службе // Ars Administrandi. – 2013. – № 2. – С. 47-58.
7 Добролюбова Е.И., Александров О.В., Южаков В.Н., Клочкова Е.Н. Международный опыт внедрения управления по результатам: основные тенденции // Государственная служба. – 2014. – № 1 (87). – С. 84-92.
8 Добролюбова Е.И., Самоцветова А.М. Современные приоритеты системы материального стимулирования российских чиновников: ориентация на результат // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – Т. 12. – № 1. – С. 137-147.
9 Ионина М. Б. Ключевые показатели эффективности в проектном управлении // Общество, наука, инновации: cб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 68-69.
10 Ионина М. Б. Организация системы менеджмента качества в рамках системы управления персоналом // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: cб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. – Ч. 3. – С. 85-88.
11 Ионина М.Б., Немцова Н.В. Проблемы эффективности материального стимулирования труда муниципальных служащих (на примере г. Омска) // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 2 (58). – С. 106-116.
12 Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. – 2015. – № 10. – C. 5-29.
13 Мотивация трудовой деятельности персонала / под ред. Т.О. Соломанидина, В. Г. Соломанидина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 312 с.
14 Сапронова С.Л. О некоторых основных факторах мотивации и демотивации труда государственных служащих // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2012. – Т. 3. – № 2. – С. 76-82.
15 Стратегия реформы государственного управления России и ее реализация на региональном уровне. – М.: Алекс, 2005. – 304 с.
16 Тищенко Е. Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации и зарубежных странах // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 160-168.
17 Эрентраут Е.В., Эрентраут Е.Н. Стимулирование труда государственных служащих // Символ науки. – 2017. – Т. 1. № 3. – С. 154-157.
18 Южаков В., Добролюбова Е., Александров О. Государственное управление по результатам: старые рецепты или новая модель? // Экономическая политика. – 2014. – № 5. – С. 191-207.
19 Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Александров О.В., Татаринова Л.Н., Масленникова Е.В. Практика и перспективы развития мер материального стимулирования государственных гражданских служащих. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 224 с.