ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ МИНИ-ФУТБОЛИСТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2. Принципы проведения тренировки на начальном этапе подготовки
1.3. Нормативные требования к мини-футболисту на этапе начальной подготовки
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ МИНИ-ФУТБОЛИСТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Организация тренировочного процесса мини-футболиста на этапе начальной подготовки
2.2. Общеразвивающие упражнения для детей на этапе начальной подготовки
2.3. Специальные упражнения по мини-футболу для детей на этапе начальной подготовки
2.4. Технико-тактические упражнения по мини-футболу для детей на этапе начальной подготовки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Успешная карьера спортсменов в профессиональном спорте зависит от многочисленных факторов — грамотного построения тренировочного процесса, доверительно-слаженной работы системы «тренер — спортсмен», физиологической и психологической предрасположенности спортсмена в выбранном виде спорта и многих других. Так, большое значение в жизни спортсмена имеет этап начальной подготовки. Ведь именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде.Кроме того, на этом этапе развития спортсмена формируются такие важные качества, как уверенность в себе, целеустремленность, терпение и настойчивость. Они помогают ребенку преодолевать сложности в тренировочном процессе и достигать новых результатов.
Наиболее приемлемой спортивной игрой для детей является мини-футбол. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в мини-футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.Игра с мячом позволяет всесторонне воздействовать на мышечную систему детей. Укреплять костный аппарат, развивать двигательную и сердечно-сосудистую систему, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Игра в мини-футбол развивает физические качества быстроту, силу, ловкость, выносливость.
Мини-футбол — это командный вид спорта, который привлекает все больше и больше людей во всем мире. Эта игра является популярным видом спорта, требующим высокой физической подготовленности у игроков.В мини-футболе, как и в любом другом виде спорта, физические качества являются важным фактором, определяющим успех игрока.В этой курсовой работе будет рассмотрена тема важности этапа начальной подготовки в мини-футболе и влияние этого этапа на дальнейшую карьеру спортсмена.
Все спортивные игры отличаются специфическим составом деятельности и трудно для них найти аналог в обычной или даже спортивной жизни. Особенно это касается мини-футбола, который среди спортивных игр характеризуется очень высокой вариативностью тактико-технических действий, энергетической мощностью, конфликтностью, высокими требованиями к точной и не свойственной человеку координации движений ногами.
Вопросами использования специальных упражнений мини-футболиста занимаются Э.Г, Алиев, О.С. Андреев, С.Н. Андреев. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов описываются В. Н. Платоновым. Этапы подготовки спортсменов изучены Фискаловым В. Д., Вайцеховским С.М. Однако работ, раскрывающих важность двигательных навыков и умений на этапе начальной подготовки мини-футболиста недостаточно.
Подготовка юных мини-футболистов актуальная тема современного мини-футбола. Анализ литературных источников показывает, что многиеисследования по проблеме подготовки мини-футболистов проведены в спорте высшихдостижений для команд-мастеров.
В ряде проведенных научных исследований решались вопросы относительно отбора в мини-футболе развития двигательных качеств совершенствованиютехнико-тактической подготовки, педагогического контроля за подготовленностью юных мини-футболистов.
Что касается юношеского мини-футбола, то теоретики от спорта предпочитаютрассматривать, в основном, подготовку игроков 12 – 16 лет. Возрастная категория 7 – 10 лет изучена слабо, нет конкретного полезного методического материала за исключением Программ подготовки. Поэтому данная работа имеет значимость.
Цель: изучить процесс овладения двигательными навыками и умениями мини-футболистом на этапе начальной подготовки, и важности данного процесса.
Объект: тренировочный процесс на этапе начальной подготовки мини-футболиста.
Предмет: упражнения, способствующие овладению мини-футболистом двигательных навыков и умений на этапе начальной подготовки.
Исходя из этого возникает проблема: какова важность двигательных навыков и умений на этапе начальной подготовки мини-футболиста?
Задачи:
- Раскрыть важность развития двигательных навыков и умений на этапе начальной подготовки спортсмена;
- Рассмотреть общеразвивающие и специальные упражнения мини-футболиста
- Изучить опыт и методики тренеров в области развития двигательных навыков и умений мини-футболиста на этапе начальной подготовки.
Методы исследования: анализ научно – методической литературы.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из 35 страниц, введения, двух глав, заключения, библиографических источников, приложения. Первая глава раскрывает теоретические аспекты развития двигательных навыков и умений мини-футболиста на этапе начальной подготовки. Вторая глава раскрывает методические основы развития двигательных навыков и умений мини-футболиста на этапе начальной подготовки. Количество источников составляет 15. Приложение включает в себя две таблицы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ МИНИ-ФУТБОЛИСТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
Различные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать разнообразный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Первый этап связан с формированием представлений о действии, его цели, последовательности и основных характеристиках. На этом этапе важно понимание того, какие мышцы и суставы задействованы в выполнении действия, какие движения нужно совершать и в какой последовательности. На втором этапе происходит формирование умения выполнить действие. На этом этапе важна практика, многократное повторение действия с различными условиями (скорость, силовая нагрузка и т.д.). Важно также анализировать ошибки, которые возникают при выполнении действия, и корректировать их. На третьем этапе формируется навык выполнения действия. Навык - это автоматизированное выполнение действия без необходимости сознательного контроля. На этом этапе уже не нужно задумываться о том, какие мышцы и суставы нужно задействовать, какие движения нужно совершать и т.д. Все это происходит автоматически.
Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.
К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
- постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;
- относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;
- расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени;
- неустойчивость к действию сбивающих факторов;
- нестабильность результатов действия.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автоматизированный характер управления движением.