ВВЕДЕНИЕ
- 1. Понятие организационной структуры и организационного проектирования
1.1. Организационное проектирование и организационная структура: значение, сущностная характеристика
1.2. Типы организационных структур предприятия
1.3. Методологические подходы к проектированию организационной структуры управления предприятием
- Оценка организационной структуры и особенностей управления на примере администрации Альметьевского муниципального района республики Татарстан
2.1. Общая характеристика администрации Альметьевского муниципального района республики Татарстан
2.2. Оценка эффективности организационной структуры администрации Альметьевского муниципального района
2.3. Совершенствование системы управления в администрации Альметьевского муниципального района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Экономическая нестабильность, динамичные изменения конкурентных условий создают обстановку, в которой компании должны постоянно оценивать перспективы своей деятельности. Во многих отраслях экономики в связи с изменениями рыночной ситуации требуется переоценка стратегии. Компании проводят организационные изменения, чтобы повысить эффективность системы управления, устранить лишние структурные звенья и разграничить деятельность руководителей.
Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избегать дублирования функций, устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия производительность труда.
Организационная структура должна выступать основой построения эффективной системы управления.
Актуальность темы работы заключается в том, что повышение эффективности работы компании в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры компании и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Вопросам функционирования, развития и совершенствования организационных структур управления посвящены многочисленные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых, таких как: Мильнер Б.З., Минцберг Г., Лихциер Л., Слезингер Г., Ю. Варьяс, Т. Коно, Р. Акофф, Р. Холл, Д. Крук, Я. Зеленевский, А. Смолкин, И. Герчикова, А. Райченко, Пирязев М.М., Евенко Л.И., И.Г. Владимирова, Н.Н. Федорова и других.
Цель курсовой работы: изучить особенности проектирования организационной структуры управления.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие организационной структуры и организационного проектирования,
- описать выбор методов технологического, функционального и целевого обоснования организационной структуры,
- провести оценку организационной структуры и ее совершенствование на примере муниципального образования.
Объектом исследования являются организационная структура управления.
Предметом исследования выступают методы организационного проектирования.
В процессе исследования были использованы следующие методы: общенаучные методы (синтез, анализ, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, исторический и логический метод и т.д.), специально-юридические методы (метод сравнительного правоведения), аналитически-правовой.
Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель, задачи исследования; определяется объект и предмет, представлены основные полученные результаты.
В первой главе рассмотрены понятие организационной структуры и организационного проектирования, определены типы организационных структур предприятия, описаны методологические подходы к проектированию организационной структуры управления предприятием.
Во второй главе проведена оценка организационной структуры и особенностей управления на примере администрации Альметьевского муниципального района республики татарстан, предложены мероприятия по совершенствованию системы управления в администрации Альметьевского муниципального района.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.
1. Понятие организационной структуры и организационного проектирования
1.1. Организационное проектирование и организационная структура: значение, сущностная характеристика
Структура организации – это порядок, в котором выстроены и связаны между собой ее элементы. Устойчивость связей между ними делает организацию целостной и стабильной. Из структурных особенностей компании вытекает ее стиль поведения на рынке, динамика развития, состояние на каждом этапе ее деятельности. Элементы компании нуждаются в упорядочивании, придании последовательности, конфигурировании.
Организационная структура любого предприятия имеет свои особенности. Ясная структура показывает, какие участки работы дублируются, а какие остаются без внимания. Это помогает оптимизировать работу, сократить издержки, повысить эффективность производственных затрат [2, c. 46].
Каждую организацию можно охарактеризовать через ее структуру – порядок, в котором выстроены и связаны между собой ее элементы. Эта характеристика объясняет, что представляет из себя компания как целое.
Организационные структуры управления проектируются с учетом необходимости постоянного совершенствования управления предприятием. Подобное проектирование позволяет организовывать новые эффективные формы менеджмента, который имеет и вертикальные, и горизонтальные модели. При этом схема управления состоит из различных элементов и многочисленных управленческих решений, а также коммуникационных связей.
Систему управления предприятием характеризует наличие поставленных целей, которые постоянно меняются во времени. При этом она является достаточно консервативной. Данный факт обуславливает необходимость в гибкости и адаптивности, которая неминуемо возникает при проектировании структуры управления предприятием.
Проектирование систем управления – заключительный этап исследования, поскольку весь комплекс работ сосредоточен в конечном итоге на совершенствовании уже действующей либо на создании новой системы [5, c. 78]. Система управления предприятием формируется на основе состава, содержания и трудоемкости выполнения общих и специальных функций управления.
Внутреннее строение любой компании отражает, сколько в ней подразделений, как они выстроены и в каких производственных взаимоотношениях находятся работники, каковы полномочия каждого из них, какие цели они преследуют.
Структура организации компании включает:
- Функциональные связи – это связи подчинения в пределах одной из функций управления. Они могут быть совещательными, рекомендательными или информационными. Эти связи необходимы для: планирования; организации; учета; контроля; регулирования.
- Звено управления, или менеджмент, – отдельное от всех звено организации, которое выполняет задачи управления и имеет необходимые для этого полномочия.
- Ступени управления – совокупность звеньев управления на определенном уровне иерархии.
- Отношения и связи [11, c. 216].
Последний пункт особенно важен, так как составление схемы структуры организации нужно прежде всего для обнаружения связей.
Они бывают:
- Вертикальными – к ним относятся связи руководителей и подчиненных, отношения субординации, порядок в иерархии.
- Горизонтальными – это связи между равноправными работниками и подразделениями, которые кооперируются и координируются, чтобы взаимодействовать более эффективно.
Вертикальные связи задействуются, если в компании есть несколько уровней руководства. По ним, как по цепочке, передается информация от начальства к подчиненным. Вертикальные связи в структуре организации бывают линейными (начальник отвечает за решение всех вопросов управления и «спускает» по иерархии готовые решения) и функциональными (начальник делегирует главам подразделений полномочия по решению определенных задач в соответствии с их функционалом).
Основные свойства структур организации предприятия:
- Они соответствуют его целям и задачам.
- Они комплексны.
- Они высокоформализованы.
- Они в определенной степени централизованы и децентрализованы.
- Они динамичны и адаптивны.
- Они рациональны.
- Они оперативно реагируют на новые обстоятельства.
- Они надежны.
- Они позволяют экономить средства компании.
- Их система оптимальна.
- Каждый работник и звено четко знают свои права и обязанности [7, c. 85].