Актуальность исследования. Необходимость оптимизации физической активности подрастающего поколения обусловлена ухудшением здоровья детей младшего школьного возраста, снижением уровня их физической подготовленности, физического развития в целом[1]. В нынешней обстановке совершенствование физической подготовленности детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем образования. Основной функцией образовательного учреждения является образование обучающихся, и вместе с тем оно призвано осуществлять функцию сохранения и укрепления их здоровья. Во время занятий физической культурой совершенствуются функциональные резервы организма. Существует осознанная потребность в преемственности физической подготовки и повышения уровня здоровья подрастающего поколения[2].
В целях привлечения населения страны к систематическим занятиям физической культурой, укрепления здоровья населения и оптимизации уровня физической подготовленности на законодательном уровне принимаются важные решения.
Внедрение комплекса ОФК в систему физической культуры младших школьников требует специальных организационно-методических условий. При реализации ОФК в образовательной организации необходима научно обоснованная работа, направленная на формирование осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, мотивационно-ценностном отношении к выполнению нормативов ОФК. В современных условиях не существует специально разработанных программ с учетом региональных особенностей среды для подготовки младших школьников к выполнению норм ОФК. Кроме того, в методических материалах[3] по подготовке к выполнению нормативов комплекса ОФК содержание изложено в общем виде.
Прослеживается низкий уровень мотивации и физической подготовленности детей младшего школьного возраста к подготовке и выполнению нормативов испытаний комплекса. Важно также выявить уровень подготовленности в школах, что позволит в дальнейшем проводить коррекцию уровня физического развития обучающихся в средней школе.
Степень научной разработанности проблемы. Идеи национального и регионального физкультурного образования нашли отражение во многих исследованиях ведущих ученых нашей страны. Особое научно-теоретическое значение в разработке этой проблемы имеют труды Л.П. Матвеева[4], Ж.К. Холодова[5] и др.
Объект исследования - процесс физической подготовки средствами ОФК.
Предмет исследования - особенности обеспечение процесса физической подготовки младших школьников (11-12 лет) и оптимизация их двигательной нагрузки.
Цель исследования - научно обосновать необходимость оптимизации двигательной нагрузки в условиях ОФК детей младшего школьного возраста.
Постановка цели исследования предопределили формулирование задач исследования:
- Выявить особенности ОФК в системе физического воспитания обучающихся в младшем подростковом возрасте.
- Определить особенности уровня физического развития и физической подготовленности младших школьников, потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом при сегодняшней двигательной нагрузке большинства детей младшего школьного возраста.
- Определить доступные для обучающихся средства видов спорта, а также систематизировать их с учетом влияния на развитие физических качеств и эффективность подготовки к выполнению норм ОФК.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и библиографического списка.
[1] Романович В.А. Спортивно ориентированное физическое воспитание в Октябрьской школе / В.А. Романович, В.И. Свеговец. М.: Изд-во AHO НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». 2006. 264 с.; Синявский Н.И. Отношение учителей физической культуры к организации и содержанию предмета «физическая культура» и реализации комплекса ГТО в системе образования / Н.И. Синявский, Ф.Н. Солдатенков, А.В. Фурсов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 2. С. 74-76.; Синявский Н.И. Проектирование урока физической культуры, направленного на подготовку обучающихся к сдаче норм ГТО/ Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Синявский // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 113-116.
[2] Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480).
[3] Бобков В.В. Расчет резервных возможностей испытуемых накануне сдачи нормативов ВФСК ГТО / В.В. Бобков, Н.В. Титушина, В.А. Новикова, В.Ю. Крестовников // Образование в глобальном мире: инновации, проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2018 года. Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг». 2018. С. 443-449.; Галанова С.С. проблемы подготовки школьников к выполнению нормативных требований испытаний комплекса ГТО III - IV ступеней / С.С. Галанова, Т.А. Кустова // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/Под научной редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. Москва: РЭУ. 2020. С. 146-150.
[4] Матвеев А.П. Физическая культура 5-11-х классы. Базовый и профильный уровни». Программа общеобразовательных учебных заведений/А.П. Матвеев. М.:Просвещение, 2007. 141 с.; Матвеев А.П. Физическая культура: начальные классы, основная и средняя (полная) школа. Программа общеобразовательных учебных заведений / А.П. Матвеев / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение. 2006. 78 с.
[5] Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов М.: Издательский центр «Академия». 2013. 480 с.