Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование особенностей физического развития у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация процедуры эмпирического исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ
2.3. Рекомендации педагогам по развитию физических качеств детей дошкольного возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование особенностей физического развития у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация процедуры эмпирического исследования
Наше исследование проходило на базе двух подготовительных групп детского сада №… г. …. В эксперименте были задействованы дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них 9 мальчиков и 11 девочек в возрасте 6 лет.
В данном исследовании мы задались целью — определение уровня сформированности физических навыков у детей в старших группах детского сада, после чего провести эксперимент по развитию физических качеств.
Исследование мы организовали в три этапа:
1 этап – подготовка и проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности физических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
2 этап - формирующий эксперимент по развитию у детей физических качеств;
3 этап – оценка результативности формирующего эксперимента, на основе контрольного исследования.
Основной задачей формирующего эксперимента являлось улучшение показателей констатирующего эксперимента. После проведения контрольного эксперимента на основе результатов подготовить рекомендации.
В качестве методов исследования мы использовали: наблюдение, эксперимент, тесты.
К основным показателям, характеризующим физические качества ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость.
Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности Физических качеств были использованы тесты, в процессе выполнения которых оценивался уровень сформированности физических качеств каждого ребенка. Показатели физических качеств определялись по трем уровням: отличный, хороший и плохой.
Процедура тестирования включала следующие тесты:
- Тест "Лечь- сесть".
Для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса. Критерии оценки - число повторений поднимания туловища из положения на спине в среднем за 1 минуту.
- Тест «Поднимание и опускание прямых ног».
Испытуемый лежит на спине на мате, прямые ноги вместе, руки лежат на мате за головой, пальцы переплетены. Партнер расположен со стороны головы тестируемого и удерживает его за руки. По сигналу испытуемый поднимает прямые ноги (угол 45?) до касания пальцами установленной гимнастической палке или другие пригодного для этой задачи предмета, затем опускают их, до касания пятками мата. Экзаменатор фиксирует касание и число выполняемых циклов движений за 30 или 60 секунд.
- Упражнение «Наклон туловища вперед в положении сидя».
Испытуемый садиться на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед - вниз. При помощи рулетки измеряется расстояние от груди до пола (скамьи). Данный тест выявляет уровень развития гибкости занимающегося.
- Тест "Мостик".
Измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние тем лучше результат. Позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.
- Тест «Разведение ног в стороны».
Испытуемый стремиться как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед - назад с опорой на руки. Результат - расстояние от вершины угла, образуемого ногами до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость.
Методы математической статистики.
Полученные в ходе эксперимента результаты были подвергнуты математической обработке по общепринятым методикам (Ю. Д. Железняк, П. К. Петров, 2002). Для интерпретации данных использовались показатели:
- средней арифметической величины:
М = ?М/n , где
М - средняя арифметическая величина, ?- сумма, n - число вариантов.
- среднего квадратичного отклонения
= + (Vmax-Vmin)/ К, где
Vmax - наибольший показатель,
Vmin - наименьший показатель,
К - табличный коэффициент.
- средней ошибки
m = +/v?n, где
m - показывает диапазон результатов
- средней ошибки разности
t = (M1-M2)/v?(m1+m2)
если t >табличного, то P <0,05; значит разница достоверна.
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическими мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо было оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей.
Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).