Курсовая работа|Маркетинг

Курсовая Маркетинг медицинских услуг

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 46

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ  

1.1.    Медицинская услуга: понятие, сущность. 

1.2. Особенности маркетинга медицинских услуг. 

1.3.    Основные проблемы обслуживания в сфере платных медицинских услуг  

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИРМЕ «ДАНТИСТ». 

2.1. Краткая характеристика фирмы.

2.2. Разработка учебных программ по совершенствованию обслуживания для главных врачей, ассистентов и администраторов. 

2.3. Совершенствование процесса обслуживания с помощью информационных технологий. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Актуальность. Маркетинг медицинских услуг или маркетинг медицинских организаций - один из наиболее сложных видов маркетинга, и сложность его обусловлена рядом причин. Прежде всего, медицинские услуги связаны с сохранением самой главной ценности человека - его жизни и здоровья. Другая причина - ограниченность бюджетных средств, что заставляет искать внебюджетные источники финансирования. При этом следует учитывать, что население России, долгое время получающее медицинскую помощь бесплатно, не приемлет платной медицины, да и платежеспособность основной части населения низкая. Сложности связаны и с тем, что часть услуг предоставляется в виде бесплатной (для пациентов) медицинской помощи, а часть оплачивается, причем перечень платных медицинских услуг выходит за рамки базовой программы обязательного медицинского страхования граждан России.

Кроме того, следует отметить, что продвижение медицинских услуг и товаров медицинского назначения, лекарственных препаратов, медицинских технологий и новых идей должно осуществляться на основе свободной конкуренции с учетом интересов каждой личности, населения и общества в целом, что будет способствовать совершенствованию здравоохранения, повышению качества лечебно-профилактической помощи, улучшению здоровья нации.

Практическая значимость. В условиях функционирования отечественной системы здравоохранения в процессе формирования рыночных отношений, в частности, системы платных медицинских услуг:

- вскрыта сущность специфических маркетинговых отношений в  сфере медицинских услуг;

- теоретически обоснованы основные направления формирования маркетинговой политике в сфере медицинских услуг, определены и выделены основные этапы деятельности по формированию маркетинговой политики с учетом специфики рынка платных медицинских услуг;

- определена и обоснована необходимость психологической и маркетинговой подготовки медицинского персонала стоматологической клиники «Дантист», предоставляющей платные медицинские услуги,  разработана программа тренинговых занятий для врачей, ассистентов и администраторов данной фирмы;

- обоснованы преимущества использования информационных систем в стоматологической фирме «Дантист», представлена одна из возможных моделей использования современных информационных технологий для развития маркетинговых информационных систем в сфере платных стоматологических  услуг.

Информационная база. В последнее десятилетие появилось множество научных исследований и публикаций, изучающих отечественный рынок здравоохранения. Однако проблема маркетинга в здравоохранении в отечественной литературе освещена еще явно недостаточно. Среди исследований, освещающих данную проблему, можно особо отметить работы таких авторов, как Тогунов И. А., Лебедев А.А.,  Васнецова О.А. Вапнярская О.И., Шарабичев Ю.Т. , Закирова С.А.,.Жаркович Г с соавт.,.Щепин, О.П,  Филатов В.Б., Погорелов Я.Д.и др.

Маркетинговым, организационно-экономическим аспектам посвящены работы А.Л. Линденбратена, В.М. Шиповой, И.С. Мыльниковой с соавт., В.П. Зимина с соавт., и других авторов, изучающих  формирование технологий медицинской деятельности как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Лебедев А.А., Лисицын Ю.П., Поляков И.В. с соавт., Решетников А.В. и др. утверждают, что успешное функционирование системы здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, управление лечебно - профилактическими учреждениями в условиях складывающихся рыночных отношений (маркетинга, рынка страховых компаний, рынка медицинских услуг, спроса и предложения, свободного выбора врача, зависимости оплаты медицинского труда от объема и качества и пр.) вовсе не исключают, а наоборот, требуют активного использования принципиально новых форм и методов управления, адекватных сути рыночных социально-экономических структур

Ветитнев А.А., Фархутдинов Р.А., также исследуют маркетинг системы медицинских услуг, важность комплексного применения отдельных его составных частей,  функциональный подход, рассматривающий потребность пациента в маркетинговой системе медицинских услуг как совокупность медицинских функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

Определение медицинской услуги приводится в работах Лисицына Ю.П. с соавт., Чавпецова В.Ф. с соавт., Толмачева В.А.. Медицинская услуга наряду с другими элементами характеризует медицинскую систему как маркетинговую

Маркетинговым, организационно-экономическим аспектам введения обязательного медицинского страхования посвящены работы Линденбратена А.Л., Шиповой В.М., Мыльниковой И.С. с соавт., Чавпецова В.Ф.с соавт., Зимина В.П. с соавт.

Бойко В.В. и Кураскуа А.А. изучают психологические аспекты деятельности медицинского персонала, менталитет врача и пациента, рекламную стратегию в маркетинге медицинских услуг.

Мчедлидзе Т.Ш. и Янченко В.М. исследуют необходимость внедрения новейших информационных технологий в повседневной деятельности крупной медицинской ассоциации.

Заключая обзор литературы, сделаем краткий вывод, что на сегодняшний день в научных исследованиях системы здравоохранения в условиях рыночных отношений, в частности, сфере платных медицинских услуг, крайне актуальными являются методы разработки маркетинговой политики в здравоохранении.

Цель работы - разработать программы совершенствования обслуживания в стоматологической клинике «Дантист».

Поставленная цель определила структуру и задачи курсового проекта:

- дать общую характеристика маркетинга медицинских услуг, для чего:

  • определить понятие, и сущность медицинской услуги;
  • рассказать об особенностях маркетинга в сфере медицинских услуг;
  • обозначить основные проблемы обслуживания в сфере платных медицинских услуг;

- разработать программы совершенствования обслуживания в стоматологической клинике «Дантист» для чего:

  • охарактеризовать исследуемую организацию;
  • разработать учебные программы по совершенствованию обслуживания для главных врачей, ассистентов и администраторов;
  • предложить программы совершенствования процесса обслуживания с помощью информационных технологий.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Медицинская услуга: понятие, сущность

Активное развитие сферы услуг стало важной  характеристикой прошлого века. На данный момент третичный сектор экономики вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран. В среднем около семидесяти процентов ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (шестнадцать процентов в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь семь процентов в год).[1]

Зарубежные и отечественные исследователи обратили внимание на сферу услуг в 50-60-х годах прошлого века. Серьезные исследования в области маркетинга непроизводственной сферы появились в начале 70-х.  За рубежом на данный момент существует около семидесяти научно-исследовательских групп в университетах и вузах, изучающих менеджмент и маркетинг услуг. Первые отечественные публикации, посвященные этому вопросу, появились в начале 90-х годов. К настоящему моменту сложилось несколько центров изучения маркетинга услуг, вышли несколько монографий и коллективных трудов отечественных исследователей.

Как вид экономической деятельности, услуги существуют давно. Несмотря на это, единого мнения об определении услуги нет до сих пор, и в экономической литературе можно найти самые различные определения.  Приведем наиболее типичные.

Басовский Л.Е. дает следующее определение услуги: «это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона предлагает другой и которые неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Материальные услуги связаны с товаром в его материальном виде, тогда как нематериальные услуги не связаны с товаром.[2]

Заслуживает внимания определение Р. Малери: «услуги - нематериальные активы, производимые для целей сбыта».[3] По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) - это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга - это процесс, ряд действий.

Порой услугами называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Данное определение будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.

Миронова Н.В. отмечает по этому поводу, что часто исследователи этой сферы сравнивают ее свойства со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны.[4]

Итак, на сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство. Тем не менее, наличие однозначного исчерпывающего определения обязательно для создания теоретической конструкции, описывающей процесс взаимодействия производителя и покупателя на рынке услуг. Именно определение лежит в основании концептуальных теоретических исследований.

[1] Миронова Н.В.Маркетинг различных типов услуг//Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003. – С. 110-111

[2] Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. С. 207

[3] Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг».//Проблемы теории и практики управления. № 1. 2002. С, 99.

[4] Миронова Н.В.Маркетинг различных типов услуг//Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003 С. 112

  1. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  2. Бойко В.В. Менталитет врача и пациента: основы психологии и этики // Институт Стоматологии, 1999. № 7.
  3. Васнецова О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг. // Экономика здравоохранения – 1996. № 3.
  4. Васнецова О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг. // Экономика здравоохранения – 1996. № 3. -С.23-26.
  5. Ворачек Х. О состоянии “теории маркетинга услуг”.//Проблемы теории и практики управления. № 1. 2002.
  6. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования./ Методическое пособие. Под ред. В.Ф. Чавпецова, В.В. Гришина, В.Ю. Семенова, А.М. Рабец, М.,1998. – 368 с.
  7. Закирова С.А. Маркетинг в здравоохранении. // Здравоохранение Российской Федерации - 2000. № 6..
  8. Закирова С.А. Маркетинг в здравоохранении. // Здравоохранение Российской Федерации - 2000. № 6. - С. 26 –29.
  9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1998, 896 с.
  10. Кураскуа А.А., Дударев А.Л., Чибисова М.А. , Попов М.В. Диагностическая многомониторная компьютерная система с цифровой видео- и рентгено(томо)графией медицинской ассоциации «Меди»//Институт Стоматологии, 1999, № 6.
  11. Кучеренко В.З., Галкин Е.Б. Предмет экономики здравоохранения. // Экономика здравоохранения – 1996. № 1.
  12. Лебедев А.А. Использование маркетинговой философии в деятельности медицинских учреждений государственной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики // Экономика здравоохранения – 1997.№ 7. -С.31-37.
  13. Лебедев А.А., Лисицын Ю.П. Новые подходы в моделировании взаимоотношений различных субъектов здравоохранения в условиях рыночной экономики переходного периода (или о применении маркетинговой стратегии в реформировании здравоохранения).. // Экономика здравоохранения – 1996. № 5. -С.5-14.
  14. Линденбратен А.Л. Медико-экономическая поддержка здравоохранения и обеспечение качества медицинской помощи. // Роль и место медицинского страхования в реформировании здравоохранения. Материалы международной конференции 20-22 сентября 1995 г. / Под редакцией В.В. Гришина, О.П. Щепина, В.Ю. Семенова, М.,-1996.- С. 108-112.
  15. Малахова Л.А., Лазук В.А., Лебедева М.Н., Дубоделова Н.К. Некоторые аспекты изучения моделей взаимоотношений врача и больного // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н.А. Семашко. - 1997. № 4.
  16. Маркетинг медицинских услуг. Методические рекомендации. Подготовлены Толстовым С.Н., Карасевай Т.В, Ширстовым А.М.. Иваново. -1993.
  17. Миронова Н.В.Маркетинг различных типов услуг//Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003.
  18. Мчедлидзе Т.Ш., Янченко В.М. О целесообразности внедрения в практику управления фирмой маркетинговой информационной системы. // Ж. «Институт стоматологии». - 1999. -N2.
  19. Найговзина Н.Б., Астовецкий А.Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза. // Экономика здравоохранения – 1998. № 1. -С.7-14.
  20. Основы экспертизы качества медицинской помощи и автоматизированная технология его экспертизы. Дидактическое пособие. // Федеральный Фонд ОМС. Подготовили Чавпецов В.Ф., Перепич Н.Б., Михайлов С.М., Лифшиц В.М. Санкт-Петербург. 1994.
  21. Панасенко С.Л., Шец С.А., Паневин А.И. Анкетный самоотчет больного в структуре комплексной оценки качества медицинской помощи // Ж. Проблемы стандартизации в здравоохранении –2001. №1.
  22. Поляков И.В., Ланкин К.А. // Пробл. социальной гигиены и истории медицины. - 1997. - № 6.
  23. Поляков И.В., Уваров С.А., Водяненко И.М., Ланкин К.А. Маркетинг медицинских услуг в условиях медицинского страхования. Методическое пособие. Изд. «Слово», Саратов, - 1996.
  24. Рот Г. З., Шульман Е. И. Опыт внедрения тиражируемой технологии компьютерного ведения историй болезни. В сб.: Труды межрегиональной конференции «Проблемы разработки и внедрения информационных систем в здравоохранении», Красноярск, 2000.
  25. Тогунов И. Врач и пациент на рынке медицинских услуг. М., 2002.
  26. Тогунов И.А. Некоторые методологические подходы в регулировании жизнедеятельности маркетинговых систем здравоохранения./ Ж. Экономика здравоохранения. – 2000 - № 7/46.
  27. Тогунов И.А. О взаимоотношениях врача и пациента в маркетинговой системе медицинских услуг./ Ж. Здравоохранение Российской федерации. –1999..№ 2.
  28. Усенко В., Устинова И., Варпаховская И. // Ремедиум. - 2000. - № 4. -
  29. Фархутдинов Р.А. Научное обоснование системы менеджмента. //

Управление персоналом. – 1997. № 2.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Маркетинг
2015 год 27 стр.
Курсовая Совершенствование товарной политики организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Маркетинг
2014 год 58 стр.
Курсовая Продвижение нового продукта
diplomstud
Курсовая работа Маркетинг
2013 год 40 стр.
Курсовая Рекламная деятельность предприятия
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское