Введение.
Глава 1. Становление PR как сферы бизнеса.
1.1. Формирование PR сферы.
1.2. Современный PR – бизнес в России.
Глава 2.Особенности и проблемы PR-бизнеса на современном этапе.
2.1. Роль и место корпоративной культуры в PR- бизнесе.
2.2. Проблемы PR – бизнеса.
2.3. Перспективы PR в России.
Заключение.
Список литературы.
Рассматривая общественное мнение как состояние массового сознания, следует отметить, что его характерными особенностями являются: отсутствие единой и унифицированной широкой аудитории; разнообразие потребностей и интересов, быстрая переменчивость в зависимости от конкретных событий, суждений и выступлений. В этой связи динамизм развития предпринимательской деятельности, изменчивость и неопределенность деловой среды предприятий и фирм определяют необходимость постоянных коммуникаций с потребителями, партнерами, государственными институтами, своими работниками, общественными организациями. Формирование позитивного имиджа российского бизнеса и гармонизация общественного мнения становятся непременным условием эффективной деятельности предпринимательских структур в период рыночных преобразований, поскольку доверие к бизнесу со стороны государства и населения также способствует укреплению экономики России.
Все это означает, что в структуру механизма управления деятельностью современного предприятия должны включаться такие звенья, задачей которых является обеспечение связей с общественностью, — то, что обозначает понятие «паблик рилейшнз». В российской национальной экономике основы PR только зарождаются и преимущественно в крупнейших фирмах и компаниях, промышленно-финансовых группах, банках, транснациональных корпорациях. Однако развитие профессионального бизнеса в различных отраслях на протяжении последних лет выдвигает на первое место проблему формирования имиджа фирмы, ее рейтинга и популярности в деловой сфере и обществе. Это значит, что вопросы, связанные с бизнес—коммуникационными воздействиями, которые осуществляются предприятиями методами паблик рилейшнз (PR) становятся не только актуальными, но и востребованными рынком.
Все это требует углубленного исследования и осмысления методологических и организационных основ формирования общественных связей (PR) предприятиями и фирмами на современном этапе рыночных преобразований.
Цель и задачи исследования. Целью работы является выявление социально-экономических особенностей развития РR в сфере бизнеса, разработка и обоснование научно-методических и практических рекомендаций по формированию и совершенствованию связей (коммуникаций) с общественностью (РR) предприятиями сферы услуг в современных условиях.
В соответствии с данной целью основными задачами исследования являются:
- Дать общую характеристику PR;
- Охарактеризовать современный этап развития PR - бизнеса
- рассмотреть нравственные проблемы PR – бзнеса.
І. Становление PR как сферы бизнеса
1.1. Формирование PR сферы
В мировой практике насчитывается более 500 определений термина «Public relations» (паблик рилейшнз). Его наиболее распространенный перевод означает «связи с общественностью» или «общественные отношения», далее ПР. Общественность – внутренняя и внешняя среда некоторой организации или проекта, представленная личностями. В их числе персонал, партнеры и противники, регулирующие и управляющие инстанции, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг. Названные категории общественности, как правило – это лидеры определенных организаций, руководители различных рангов, отдельные граждане и их сообщества. Связи – действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между названными элементами среды. Они оказывают существенное целенаправленное влияние на общественное мнение об организациях, программах, идеях и лидерах, затрагивая их самые насущные интересы.
Выделим два основных подхода к определению термина «паблик рилейшнз». Первый подход альтруистический. Его сторонники – Сэм Блэк, Институт общественных отношений Великобритании, толковый словарь Уэбстера. Толковый словарь Уэбстера определяет: «паблик рилейшнз – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции».
Второй подход рациональный и характеризует ситуацию, когда интересы общественности учитываются для того, чтобы она учитывала интересы организации.
Это отражается в определении Эдварда Бернейза, сформулированном еще в первой половине 20 в.: «ПР - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот». Другое определение предлагает Френк Джефкинс: «ПР состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания». Определения ПР в рамках второго подхода могут варьироваться от компромиссных до абсолютно прагматичных. Примером последнего служит определение, которое предлагает доктор политических наук, генеральный директор ПР-агентства «Международный пресс-клуб» А.Н. Чумиков: «паблик рилейшнз - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта».
С точки зрения управленческой науки ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и группами общественности, от которых зависит успех или неудача ее деятельности.