ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты спортивной одаренности
1.1 Понятие спортивной одаренности
1.2 Критерии выявления спортивной одаренности у подростков
1.3 Проблема раннего выявления спортивной одаренности
Глава 2. Йога как фактор развития спортивной одаренности у подростков
2.1 Виды и роль практики йоги в жизни и физической культуре
2.2 Особенности хатха-йоги и специфика ее применения в процессе физкультурной и спортивной деятельности
Глава 3. Организация исследования по развитию спортивной одаренности у подростков средствами хатха-йоги
3.1 Организация исследования
3.2 Программа развития спортивной одаренности у подростков средствами хатха-йоги
3.3 Результаты реализации программы развития спортивной одаренности у подростков средствами хатха-йоги
3.4 Интерпретация данных исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Что касается йоги, то практика ее применения сегодня приобретает особую актуальность. Складывается тенденция выделения в практике физического и спортивного воспитания какого-либо одного направления - занятий йогой или различными видами спорта. На наш взгляд представляется неуместным противопоставление этих двух понятий, вместо понимания их гармонии в общих направлениях физического воспитания подрастающего поколения. Вед йога не только не противостоит спортивному развитию, но и способствует созданию некого положительного энергетического поля у будущего спортсмена, помогая выработать способность к наиболее полному и быстрому сосредоточению всех физических и душевных сил, самообладанию в любой критический момент, волепроявлению, и, тем самым достижению более высоких спортивных результатов. Несмотря на тот факт, что и у йоги и у спорта свои задачи, они дополняют друг друга. Именно благодаря хатха-йоге спортсмены некоторых стран уже достигают повышенных результатов. По этой причине становится актуальным применение элементов практики хатха-йоги среди молодежи с первых же шагов в спорте.
Однако при повышенном интересе к йоге как средству духовного и физического развития наблюдается недостаток исследований, посвященных развитию спортивной одаренности у подростков средствами хатха-йоги, по-сути, они носят единичный характер.
Вышеобозначенная проблема позволяет сформулировать объект и предмет исследования. Объектом исследования являются теоретические аспекты спортивной одаренности.
Предмет исследования – теория и практика йоги как фактора развития спортивной одаренности у подростков.
Целью данной работы является исследование вопросов влияния средств хатха-йоги на развитие спортивной одаренности у подростков.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) раскрыть понятие спортивной одаренности;
2) выявить критерии выявления спортивной одаренности у подростков;
3) раскрыть виды и роль практики йоги в жизни и физической культуре;
4) проанализировать особенности хатха-йоги и специфику ее применения в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
5) провести экспериментальную работу по развитию спортивной одаренности у подростков средствами хатха-йоги.
Проблеме исследования посвящены труды таких авторов как О.В. Козлова, Н.С. Лейтес, В.И. Панов, В.С. Бойко.
1. Ажипа Я.И. Нервы желез внутренней секреции и медиаторы в регуляции эндокринных функций. – М.: Наука, 1981 – 503с.
2. Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика / Б.К.С. Айенгар. - Сыктывкар: Флинта, 2016. - 480 с.
3. Аткинсон В.У. Хатха-йога. Йогийская философия физического благосостояния человека / Рамачарака. М., 2011. (4-е изд.)
4. Баранов, А. А. Физиология роста и раз¬вития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практ. руководство / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2016. - 432 с.
5. Быков, Е.В. Психофизиологические и физиологические аспекты адаптации к ум¬ственным нагрузкам учащихся младших классов: Монография / Е.В. Быков, А.В. Ря¬занцев, А.В. Чипышев, Е.А. Мекешкин, О.В. Казакова. - Челябинск : Изд. Центр ЮУрЕУ, 2010.- 159 с.
6. Быков, Е.В. Мониторинг психофизиологического и физического развития учащихся-участников интеллектуально¬-игрового всеобуча / Е.В. Быков, С.В. Маценко, К.А.Кашицина и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета (электрон¬ный журнал). - 2014. - №1. - С. 19-28.
7. Воловая, Т.А. Основы оздоровитель¬ной йоги: учеб.-метод, пособие / Т.А. Воло¬вая. - Челябинск: Уральская Академия, 2013.-46 с.
8. Губа В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В.П. Губа // теория и практика физической культуры, 2000. - № 9. - С. 28.
9. Губа В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия Российской академии образования. - 2015. - №3. - С. 71-78.
10. Губа В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия Российской академии образования. - 2015. - №3. - С. 71-78.
11. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по пробле¬ме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 1. - С. 31-53.
12. Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации / В.С. Бойко. - Н.Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 564 с.
13. Борисова И. Йога для двоих // Физкультура и спорт. – 2014. - №5. - С.89-94.
14. Виру А.А. Функции коры надпочечников при мышечной деятельности. – М.: Медицина, 1977. – 176 с.
15. Зациорский В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследования на близнецах) В.М. Зациорский, Л.П. Сергиенко // Теория и практика физической культуры, 1975. - № 6. - С. 22-29.
16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001.
17. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учеб./В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.
18. Йогананда П. Автобиография йога / П. Йогананда. - М.: София, 2015. - 640 с.
19. Киселева Л.С. Теория человеческого потенциала: содержание и сущность/ Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. №2. С. 6-10.
Всего 55 источников литературы