Дипломная работа|Физическая культура

Формирование темпо-ритмовой структуры в прыжках в длину с разбега у юных легкоатлетов

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 65

Цена: 1 800
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ

1.1. Обучение прыжкам в длину в структуре легкоатлетического образования подростков

1.2. Техническое мастерство прыгунов в длину и основные критерии его формирования

1.3. Особенности формирования темпо-ритмовой структуры движений в процессе спортивно-технического развития

1.3.1. Влияние специальной физической подготовленности на процесс формирования эффективного навыка прыжка в длину

1.3.2. Влияние направленности средств специальной физической подготовки на процесс формирования и совершенствования технических действий в прыжках в длину

1.3.3. Кинематические характеристики прыжка в длину с разбега

1.4. Механизмы совершенствования техники прыжков в длину с разбега

Выводы по главе 1

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМОВОЙ СТРУКТУРЫ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ

2.1. Диагностика сформированности технических навыков прыжков в длину у юных легкоатлетов

2.2. Организация эксперимента по совершенствованию темпо-ритмовой структуры прыжков в длину с разбега

2.3. Анализ достигнутых результатов

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

В современном обществе существенно возрастает роль физического воспитания и развития личности. Повышенный интерес к проблеме спортивного развития подрастающего поколения во многом обусловлен требованиями современного мира, где спорт приобретает все большее развитие. К тому же российский спорт всегда занимал лидирующие позиции на мировой арене. Однако, еще большую актуальность физическое развитие детей и подростков приобретает в связи с тенденцией к ухудшению здоровья нации, появлению серьезных проблем у детей с формированием правильной осанки, выносливости, координации и быстроты движений.

Таким образом, возникает проблема: с одной стороны – стремление к достижению высоких спортивных показателей, с другой – низкий уровень подготовленности детей и подростков к спортивным занятиям.

С давних пор среди всего разнообразия спортивных направлений особо выделялась легкая атлетика – как наиболее эффективный, гармоничный и комплексный метод физического развития подрастающего поколения. В связи с этим, возникло предположение, что посредством легкоатлетического воспитания можно повысить уровень физического развития детей и стимулировать потенциал личностных достижений юных спортсменов [2].

Одним из ведущих направлений легкоатлетического развития ребенка выступает обучение его основным видам движений, в частности – прыжкам в длину с разбега.

Прыжки ходьба и бег наиболее часто используются людьми в повседневной жизни. Прыжок в длину с разбега включены в базовое содержание программ основного и дополнительного физического воспитания. При этом имеются определенные нормативы, достижение которых напрямую зависит от уровня сформированности физических показателей легкоатлета. В частности – темпо-ритмовых характеристик [6].

Разработками наиболее эффективных методик формирования культуры прыжков в длину занимались многие известные тренера и методисты в области физического развития: А.Н. Лапутин, А.А. Макаров, С.М. Масленников, Н.Г Озолин, В.Б. Попов, Г.В. Рощупкин, О.Н. Трофимов и др. Учеными наработан обширный научно-методический материал по обучению и совершенствованию техники юных легкоатлетов в выполнении прыжков в длину с разбега.

Однако, на сегодняшний день ситуация активного развития и модернизации спортивного образования молодежи выдвигает требования к разработке более эффективных методик обучения данному двигательному действию. В этой связи особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи показателей легкоатлетов в прыжках в длину с разбега с физическими характеристиками юных спортсменов, уровнем развития темпо-ритмовой структуры прыжков.

Объектом исследования выступили школьники в возрасте 14-16 лет, занимающиеся в секции легкой атлетики.

Предмет исследования: методика развития темпо-ритмовой структуры прыжков в длину с разбега у юных легкоатлетов.

Гипотеза исследования состоит в том, что, при наличии актуальных возрасту и уровню физического развития детей, методик развития темпо-ритмовой структуры существенно повысятся общие показатели юных легкоатлетов в прыжках в длину с разбега.

Целью исследования стало изучение особенностей формирования темпо-ритмовой структуры прыжка в длину с разбега.

Для реализации цели были поставлены задачи:

  1. Провести анализ научно-методических источников по проблеме исследования и раскрыть сущность понятия «прыжок», «прыжок в длину с разбега», «темпо-ритмовая структура».
  2. Обосновать анатомо-физиологические и психологические особенности легкоатлетов 14-16 лет и выявить особенности методики обучения подростков прыжкам в длину с разбега.
  3. Разработать методику развития темпо-ритмовой структуры прыжков в длину с разбега.
  4. Апробировать эффективность разработанной методики обучения технике прыжков в длину с разбега в ходе эксперимента.

Теоретическая значимость определяется обоснованием взаимосвязи анатомо-физиологических характеристик ребенка, показателей темпо-ритмовой структуры движений и уровня спортивных достижений.

Практическая значимость состоит в разработке методики формирования темпо-ритмовой структуры прыжков в длину с разбега у подростков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Данная методика может быть использована преподавателями физкультуры в школе, а также – тренерами дополнительного спортивного образования.

Исследования проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы №___ г_______.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ.

1.1. Обучение прыжкам в длину в структуре легкоатлетического образования подростков

Легкая атлетика — древнейший вид современного спорта. Ее по праву называют «королевой спорта». По своей структуре легкая атлетика – это не отдельный вид физической нагрузки, а целый комплекс разнообразных, часто значительно отличающихся друг от друга спортивных дисциплин.

Единая Всероссийская спортивная классификация видов спорта на сегодняшний день включает 46 классических легкоатлетических дисциплин и 65 их разновидностей. По всем этим видам проводятся соревнования, с учетом специфических правил и требований. В каждом из них сложились свои научно-методические основы обучения и тренировки. Одних только видов бега на сегодня насчитывается около 40 разновидностей (бег на стадионе, стайерский, спринтерский бег, барьерный бег, бег па длинные дистанции, бег с препятствиями, марафон, эстафетный бег, бег на шоссе, экиден, бег на 100 км, суточный бег, горный бег, кроссовый бег и др.). Даже в спринтерском беге на дистанциях 100, 200 и 400 м методики тренировки сегодня принципиально отличаются. Все меньше спортсмены на различных соревнованиях достигают побед в смежных дисциплинах, предпочитая специализироваться в одном из видов легкой атлетики.

 В структуре легкоатлетического образования вопросам развития техники выполнения различных прыжков уделяется особое внимание. Способность к выполнению прыжков в длину, высоту, с места, с разбега и т.д. способствует активному развитию общих двигательных характеристик подростка и правильному формированию его тела. Что, в свою очередь, способствует укреплению физического здоровья [9].

История развития прыжков в длину восходит к античности, ко временам проведения Олимпийских игр. Официальные современные соревнования по данному виду спорта начали проводиться с 1860 г, когда прыжки в длину с разбега были включены в программу ежегодных «больших игр» Оксфордского университета в Англии. Первый зарегистрированный рекорд составлял 5,95 м. На сегодняшний день мировой рекорд в данном виде прыжков принадлежит российской спортсменке Г.Чистяковой и составляет 7,52 м. [3]

Значение прыжков в развитии организма детей и подростков описано в трудах многих исследователей – как спортсменов, так и врачей, педагогов, психологов и др. Прыжки укрепляют мышечную систему, формируя «мышечный корсет», развивают мышцы ног, спины, живота. Они способствуют развитию прыгучести, повышению скоростных и силовых качеств, разнообразию двигательных функций.

Занятия легкой атлетикой дают возможность юным спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить личностные характеристики, сфор­мировать характер и волю, оптимизировать психическую сферу, повысить уровень социализации и самоуважения.

При этом в научно-методической спортивной литературе существует множество подходов к описанию термина «прыжок» и классификации способов его осуществления. Так, В.В. Лопатин определяет прыжок как «быстрое перемещение тела в воздухе после отталкивания от какой-либо точки опоры или быстрое с отталкиванием перемещение тела представлено в словарях» [18].

Т.Ф. Ефремова указывает, что прыжок – это естественный способ преодоления препятствий, который характеризуется максимальными, но кратковременными нервно-мышечными усилиями [16].

Совершенствуя технику выполнения прыжков, подростки развивают умение владеть своим телом, учатся концентрировать усилия, сосредотачиваться на достижении цели, развивают силу, скорость, ловкость, смелость и другие личностные характеристики.

В научной и методической литературе представлены различные методики обучения прыжкам в длину.

В.П. Дудьев определяет легкоатлетические прыжки как спортивные физические упражнения, направленные на развитие прыгучести и совершенствование в технике отталкивания, включая их в группу видов легкой атлетики, в которую входят прыжки в высоту, в длину, тройной и с шестом. Автор относит прыжки к ациклическим физическим упражнениям из группы скоростно-силовых упражнений [13].

В классификации А.Н. Макарова выделяются следующие виды прыжков [23]:

  1. Прыжки в длину:

- согнув ноги,

- прогнувшись или «ножницами».

  1. В высоту:

- перешагиванием,

- перекатом,

- волной,

- фосбери-флоп.

При этом описываются различные способы выполнения прыжков одного вида.

Другая классификация выделяет две группы легкоатлетических прыжков:

  1. Прыжки через вертикальное препятствие, включающие:

- прыжки в высоту с разбега;

- прыжки с шестом с разбега.

  1. Прыжки на дальность, в составе которых:

- прыжки в длину с разбега;

- тройной прыжок с разбега.

Исследователи отмечают, что ведущую роль в прыжках в длину играет быстрый и стабильный разбег, умение рассчитывать скорость и расстояние, рациональным образом отталкиваться, сохранять равновесие в полете и правильно приземляться. Для развития данных навыков у легкоатлета должны быть сформированы чувство ритма, скоростные характеристики, способность совершать согласованные, скоординированные движения.

Большое прикладное значение в спортивном воспитании имеют прыжки в длину с разбега, являющиеся, по определению А.Н. Маркова «естественным физическим упражнением»,  способствующим активизации всех спортивных умений и способностей [22].

Таким образом, прыжки в длину различными учеными рассматриваются как:

- спортивная соревновательная деятельность, позволяющая продемонстрировать результаты на грани возможностей;

- средство укрепления, развития и реабилитации организма;

- средство воспитания и развития детей и подростков;

- двигательная техника, способствующая гармоничному развитию организма и формирования здорового образа жизни.

В современной олимпийской программе насчитывается 6 видов прыжков в длину: 4 вида у мужчин и 2 – у женщин. Каждый вид прыжков (в дли­ну, в высоту, тройной и с шестом) имеет свою двига­тельную структуру и соответствующие особенности в организации трени­ровок.

Легкоатлетическая специализация подростков начинается с 13-16 лет. При этом в учебно-тренировочных группах детско-юношеских спортивных школ выделяют 3 вида прыжков:

- прыжки в длину тройным,

- прыжки с шестом,

- прыжки в высоту.

В то же время, некоторые специалисты объединяют прыжки в высоту, длину и тройным в одну группу – на основании того, что большинство современных прыгунов в высоту используют технику прыжка «фосбери-флоп». Требования же к скоростной и силовой подготовке легкоатлетов, применяющих этот способ, во многом схожи с требова­ниями, предъявляемыми к прыгунам в длину и тройным. Главным в осуществлении прыжка является высокая скорость и правильность разбега.

В структуре выполнения самого прыжка в длину с разбега исследователи также выделяют ряд разновидностей:

1) Прыжок «согнув ноги». Данный способ считается наиболее простым. Прыгун сначала должен подтянуть в полете ногу, которой осуществлял отталкивание, ко второй, поджатой, ноге. Далее, при слегка отклоненном туловище, руки направляются вперед, затем поднимаются, а в заключительной фазе снова опускаются вперед и вниз с последующим отведением назад. Колени высоко подняты, а тело спортсмена делает наклон вперед. Перед окончанием прыжка (в фазе приземления) ноги выпрямляются в коленных суставах. При прыжках данным способом особое внимание следует уделять поддержанию равновесного состояния во всех фазах прыжка.

2) Прыжок в длину «прогнувшись». Это более сложный вид прыжка, требующий от спортсмена умения перестраиваться во время полета. Маховая нога при этом не поджимается, а максимально направляется назад. Руки совершают вращения по часовой стрелке, все тело изгибается, мышцы живота растягиваются, способствуя оптимальному поднятию ног при приземлении. Преодолев 2/3 длины полета спортсмен должен как можно сильнее вынести голени вперед, одновременно выпрямляя колени.

3) Прыжок «ножницами». Данный способ считается наиболее сложным. Во время осуществления полета легкоатлет продолжает бег, но не по земле, а по воздуху. В процессе полета туловище слегка отклоняется назад, руки вращаются противоходом к ногам для поддержания равновесия спортсмена. Приземление осуществляется с помощью группировки всего тела (см. Приложение 1).

Опыт ведущих российских тренеров показывает, что прыжками в длину следует заниматься только с 13-14 лет, поскольку нагрузки на опорно-двигательный аппарат прыгунов при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений часто выше, чем адаптационные возможности юных легкоатлетов. В связи с этим целесообразным является более подробное рассмотрение физических критериев развития мастерства прыжков в длину с разбега среди подростков [1].

  1. Абдуллин, М.Г. Методика тренировки бегунов на длинные дистанции в подготовительном периоде в условиях сельской местностиавтореферат.дис. канд. пед. наук:/ М.Г. Абдуллин.-О.: Печать, 2011.- 24с
  2. Арзуманов С. Г.Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 660 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания/ .Б.А. Ашмарин.- М.: Просвещение, 2012.-325 с.
  4. Базовые виды спорта: легкая атлетика. / Щенникова М.Ю. [и др.].: СПб., 2010 С. 99-102
  5. Балахничев В.В. Бегай. Прыгай. Метай. М.: изд-во «Человек», 2012. 212 с.
  6. Бобровник В. И. Факторная структура специальной подготовленности прыгунов в длину высокой квалификации // Теория и методика физического воспитания и спорта. — 2004. — № 1. — с. 51–56.
  7. Бобровник В. И. Совершенствование системы спортивной подготовки легкоатлетов-прыгунов. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — Харьков: ХДАДМ, 2003. — № 3. — с. 103–114.
  8. Богданов, Г. П. Бег на уроках в IV-VI классах. Физическая культура в школе. М., 1984. c. 35-40,
  9. Бондарчук А. П. Перенос тренированности в легкоатлетическом спорте. — К., 1999. — 332 с.
  10. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков/Л.В. Волков.-Киев: Здоровье, 2008.-24-27с.
  11. Гойхман П. Н. Лёгкая атлетика в школе. Физкультура и спорт. М.: 1972. 200 с.,
  12. Грецов Г. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика. М.: 288 с.
  13. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель: АСТ, 2003. 1578 с.,
  14. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г
  15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000
  16. Жилкин А. И. Легкая атлетика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.
  17. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена/ В.М.Зацоркий.- М.: Физкультура и спорт, 2009.- 200 с.
  18. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 206 с.
  19. Камышов, В.Я. Управление подготовкой юных спортсменов/ под ред. В.Я. Камышова.- Волгоград: Волгогр. ГИФК, 2013.- 147 с.
  20. Ковальчук, Г. И. Отбор легкоатлетов- прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки / Г.И.Ковальчук Монография.- Омск: Изд-во СибГУФК, 2009.-220с.
  21. Колот А. В. Лекция «Методика тренировки в пр. В длину» 2006. Киев. 20 с.
  22. Креер В. А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 186 с.
  23. Кривецкий И.Ю., Попов Г.И., ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРО-НЕЧЕТКИХ СЕТЕЙ В НЕКОТОРЫХ ВИДАХ СПОРТА, -Информатика и системы управления,2013,No 4 (38)
  24. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: СПб.: 1998. 464 с.
  25. Лапутин А. Н. Обучение спортивным движениям. Киев: 1986. 213 с., Макаров А. Н. Прыжки в длину способом "согнув ноги". М., 2000. 21 с.
  26. Лобанов, С.А Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие/ С.А. Лобанов, В.Ю. Корнаухов.- Уфа: Вагант, 2008.- 136с.
  27. Лопатин В. В. Малый толковый словарь русского языка. М.: 2008., Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2012
  28. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.
  29. Лопина, Н. Г. Основные методологические указания при воспитании координационных способностей /Н.Г.Лопина, Л.Т.Майорова .-Валеологическое образование: перспективы и пути совершенствования. Материалы научно-методической конференции 9-12 ноября 1999.-С.70
  30. Лопина Н. Г., Скуренок Т. В., Лопин М. Д. Совершенствование ритмической структуры разбега прыгуний в длину массовых разрядов // Символ науки. 2015. №11-2.
  31. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. М.: изд. Просвещение. 2010.
  32. Макаров А. Н. Обучение и тренировка в прыжка. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 1990. С. 122-163
  33. Макаров А. А. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 1987. 304 с.
  34. Макаров А.А., Масленников С.М. Прыжки в длину способом «согнув ноги». М.:. 2000. 21 с.
  35. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2006.-№ 1.- С.45-50.
  36. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов : монография / А. Л. Оганджанов.- М.: Книжный дом «Либроком», 2011.-200с.
  37. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
  38. Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: изд. Терра-Спорт 2001. 128 с.
  39. Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б., Рахимов А. У. Методика обучения прыжкам в длину // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 697-701. — URL https://moluch.ru/archive/111/27336/ (дата обращения: 19.03.2019).
  40. Солодков А.С. Физиология спорта. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. 231 с.
  41. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд/ И.А. Тер-Ованесян.- М.: Терра - спорт, 2010.-121с.
  42. Топчиян, В.С. Особенности построения тренировки юных спортсменов: (Сб.науч. тр.)/ Под ред. В.С. Топчияна, Н.А. Минаевой.- М.: ВНИИФК, 2013. - 115 с.Холодов Ж.К. Легкая атлетика в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
  43. Филин, В.П. Методика воспитания выносливости и других физических качеств у юных спортсменов: Сб. науч. Тр. / Под ред. В.П. Филина, П.И. Кабачковой.-М.: Просвящение,2012.-34-36с.
  44. Филин, В.П. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта/ В.П. Филин, Н.А. Фомин.- М.: Физкультура и спорт, 2010.- 255 с.
  45. Филин, В.П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 2009.-119 с.
  46. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 2014. - 175 с.
  47. Шестаков М.П. Моделирование процесса технической подготовки с использованием ней-ронной сети // Юбил. сб. научных тр. РГАФК. –М.: ФОН. – 1997. – Т. 1. – С.116-120. 12.Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием мо-делирования // Теория и практика физической культуры. – 1998. – No3. – С.51-54.
  48. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием мо-делирования // Теория и практика физической культуры. – 1998. – No3. – С.51-54.
  49. Шульгатый, Л. П. Повышение эффективности движений в прыжках в длину на основе использования современных информационных технологий / Л. П. Шульгатый, В. Б. Шпитальный, Н. Г. Фомиченко // Теория и практика физической культуры.- 2006.-№ 6.- С. 40-42.
  50. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М: изд. Педагогика. 1989, 560с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Физическая культура
2016 год 54 стр.
Диплом Методика совершенствования техники игры в волейбол (силовая подача)
Telesammit
Дипломная работа Физическая культура
2017 год 85 стр.
Диплом Развитие спортивной одаренности у подростков средствами хатха-йоги
Telesammit
Дипломная работа Физическая культура
2016 год 55 стр.
Эмоционально-волевая подготовка борцов юношеского возраста к соревнованиям
5e933c5d7850e

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское