ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающей среды в педагогических исследованиях
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ ДОУ
1.3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДОУ
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Построение здоровье сберегающей среды в ДОУ в пространстве занятий физической культуры с дошкольниками
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.2. ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙСРЕДЫ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
3.1. РАЗАРАБОТКА ПРОЕКТА ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
3.2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.Г.Алямовской, Л.А.Венгер, А.М.Доронина, Т.Н.Дороновой, Э.Я.Степаненковой.
Объект исследования: здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения.
Предмет – спортивная работа, проводимая в детском дошкольном учреждении.
Цель работы – проанализировать деятельность по построению здоровьесберегающей среды при организации занятий физической культурой с дошкольниками.
Задачи:
- Рассмотреть особенности физического развития детей дошкольного возраста.
- Изучить основные проблемы организации социально-медицинского оздоровления детей в детском саду
- Проанализировать структуру и содержание оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.
- Изучить работу по социально-медицинскому оздоровлению детей в ДОУ.
- Обосновать и разработать основы социальных программ для родителей и педагогов ДОУ.
Практическая значимость работы. Данная работа представляет значимость для специалистов по работе с семьей и детьми, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также всех специалистов, которые в своей работе затрагивают вопросы здоровьесбережения.
Методы исследования:
В процессе исследования нами использовались теоретические методы исследования: анализ научной педагогической, социологической, психологической литературы; изучение документации ДОУ, а также эмпирические: наблюдение (невключенное наблюдение), анкетирование (анкетирование родителей), математические методы обработки данных: количественный и качественный анализ собранных данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа иллюстрирована, в ней приведено 4 таблицы, объем работы составляет 58 страниц, в ней приведено 43 наименования библиографических источников.
Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающей среды в педагогических исследованиях
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть содержание понятия «здоровьесберегающая среда», для решения этой целевой установки нами была проанализирована научно-педагогическая, социальная, психологическая литература.
На протяжении всей истории человечества проблеме здоровья отводилось первостепенное и важное значение. В своих работах вопросы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения рассматривают такие отечественные методисты и педагоги, как Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов и др. Учеными уточняются задачи и цели воспитания здорового образа жизни, ими определены содержание, функции и критерии успешности подобной воспитательной работы.
Современным представлениям о понятии здорового образа жизни (ЗОЖ) соответствуют следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- личная гигиена;
- закаливание;
- рациональное питание;
- положительные эмоции.
Рассмотрение этого вопроса с точки зрения социальной педагогики основывается не только на индивидуальном способе развития потенциала здоровья, но и на инструментах достижения целей здоровьесбережения общества и его отдельных составляющих – социальных общностей, групп. Современная практика показывает, что уровень здоровья населения в общем, и детей в частности, продолжает ухудшаться.
Потребности практики выявляют необходимость в создании новых форм и механизмов здоровьесбережения населения.
К медико-социальным технологиям относятся:
- диагностика отклонений в физическом состоянии и развитии детей;
- формирование реабилитационных групп;
- оздоровление (закаливание, физкультурные занятия, двигательная активность, спортивные секции, ритмика);
- лечение (медикаментозное, физиолечение, массаж, лечебная физкультура);
- профилактика (прививки, рациональное питание, контроль за гигиенической организацией занятий и труда, проведение углублённых медицинских осмотров);
- соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон для детей, занятия на свежем воздухе).
Физкультурно-оздоровительные технологии предполагают рациональную организацию двигательного режима детей, способствуют нормальному физическому развитию и повышают адаптивные возможности организма ребенка.
Данные технологии предполагают следующие мероприятия в течение дня:
- утренняя гимнастика;
- организация подвижных игр в течение дня, которые позволяют снимать статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей;
- проведение физкультминуток и динамических пауз, которые позволяют поддерживать работоспособность и снимать утомление.
Анализ литературы позволил установить, что система работы по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) осуществляется по следующим направлениям:
- оздоровительное,
- профилактическое,
- организационное.
Ежегодно проводится диагностика здоровья, физического развития и двигательной активности детей.
Проблемным остается формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психологическое благополучие.
Цель здоровье сберегающей педагогики в дошкольном учреждении - обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда дошкольная ступень будет первым шагом в образовании, которое в дальнейшем станет путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных жизненных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику ДОУ инновационных технологий образования и оздоровления детей.
Определенный интерес для практики представляет реализация в ДОУ системы инновационной деятельности, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического воспитания детей. Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, использование основ здоровье сбережения с детьми.
Здоровьесберегающие технологии – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья. Здоровьесберегающие технологии представляет собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включает в себя:
- здоровьесберегающую структуру ДОУ;
- оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
- формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах:
- медико-гигиенической,
- медико-профилактической,
- физкультурно-оздоровительной,
- информационно-просветительской,
- образовательной,
- коррекционной,
- спортивно-досуговой,
- экологической и др.
Профилактическая работа в ДОУ включает в себя следующие формы работы:
- инструктажи с сотрудниками ДОУ;
- собеседования с воспитателями;
- оформление санитарных бюллетеней;
- беседы с детьми.
Мы выяснили, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Так, Т.И.Осокина выделяет такие задачи:
- Охрана жизни.
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
- Повышение работоспособности.
В.И.Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
- Охрана жизни и укрепление здоровья.
- Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
- Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.
А.В.Кенеман, Г.В.Хухлаева сформулировали три группы задач:
- Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
- Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
- Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.