Введение.
Глава 1. Теоретические основы стратегии управления инновационным развитием предприятия.
1.1. Понятие и виды инноваций.
1.2. Стратегии и портфель инноваций предприятия.
1.3. Механизм формирования портфеля инноваций.
Глава 2. Практика инновационной деятельности в ОАО
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО
2.2. Управление инновационной деятельностью ОАО
Глава 3. Совершенствование стратегического управления инновационной деятельностью с помощью имитационных моделей.
Заключение.
Список использованной литературы.
Ускорение темпов научно-технического развития приводит к повышению скорости обновления продукции (услуг) и привыкания потребителей к новинкам, а, следовательно, к сокращению жизненных циклов продукции, технологии, спроса, к повышению интенсивности конкурентной борьбы на рынках сбыта предприятий. Опыт развития западных фирм показывает, что важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия в целом и его продукции в частности являются инновации.
Сегодня никто уже не сомневается в том, что все основные сферы жизнедеятельности общества развиваются за счет инновационных технологий, причем, чем дальше, тем зависимость экономики от науки становится сильнее и очевиднее.
Модернизация технологий, обновление и модификация товарного ассортимента, совершенствование систем организации и управления позволяют отечественным предприятиям адаптировать свою продукцию к требованиям рынка, поддерживать необходимый уровень спроса, сокращать издержки, стабилизировать и улучшать финансово-экономические результаты деятельности.
Объект исследований – инновационная деятельность российского предприятия ОАО -.
Предмет исследования – особенности стратегического управления развитием инновационной деятельности предприятий.
Целью работы исследования является разработка проекта создания инновационного портфеля фирмы.
Объект исследований – инновационная деятельность российского предприятия ОАО -.
Предмет исследования – особенности стратегического управления развитием инновационной деятельности предприятий.
Для достижения цели работы решаются следующие задачи:
- Определить понятие и виды инноваций, особенности формирования портфеля инноваций предприятия
- Провести анализ применения концепции стратегического инновационного менеджмента в экономических условиях России
- Провести анализ практики управления инновационной деятельностью в ОАО - и возможные направления его совершенствования
В рамках исследования использован метод анализа, классификации, обобщения.
Структура курсовой работы. Работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Теоретической базой исследования являлись работы таких авторов как Андреевым А.Ф., Астаховым А.С., Бухаровым В.А., Вавиловой А.А., Гужновским Л.П., Дунаевым В.Ф., Злотниковой Л.Г., Зубаревой В.Д., Крюковым В.А., Миловидовым К.Н., Сапожниковым П.С., Сыромятниковым Е.С., Телегиной Е.А., Хачатуро-вым Т.С. и др.
При написании работы была использована литература по стратегическому менеджменту, теории управления, а также теории организации. Кроме этого информационной базой исследования стали монографии, статьи, Интернет-ресурсы, посвященные вопросам инновационной деятельности предприятий.
Глава 1. Теоретические основы стратегии управления инновационным развитием предприятия
1.1. Понятие и виды инноваций
Целесообразно разграничить понятия "новшество" и "инновация". Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов;документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. [8, c. 110].
Вложение инвестиций в разработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Следовательно, инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. [9, c. 104].
Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На "входе" фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На "выходе" фирмы будут только новшества как товары. [10, c. 180].
Неправомерно в понятие "инновация" включать разработку инновации, ее создание, внедрение. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации. [13, c. 98].
Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), то есть превращения в форму инновации.
На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику.
Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг НИОКР и т.д.).
Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью [14, c. 158].