ВВЕДЕНИЕ
....... 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ .............................
.... 11
- Роль семьи в развитии личности подростка 11
- Развод как социально-психологический феномен 19
- Психологические особенности подростков из семей разведенных
родителей
....... 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ................................ 38
2.1 Программа
исследования
38
2.2 Этапы проведения исследования
40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ 48
- Психологические особенности подростков из семей разведенных родителей
48
- Исследование психологических аспектов социализации подростков из полных семей и из семей разведенных родителей....... 48
- Исследование идентичности подростков из полных семей и из семей разведенных
родителей
53
- Исследование особенностей нравственной сферы подростков из полных семей и из семей разведенных родителей .................................... 56
- Исследование близости семейных взаимоотношений подростков из полных семей и из семей разведенных родителей................. 58
- Психологические особенности подростков в разный послеразводный
период
60
- Исследование психологических аспектов социализации подростков в зависимости от периода после развода родителей............... 61
- Исследование идентичности подростков в зависимости от периода после развода
родителей
67
- Исследование особенностей нравственной сферы подростков в зависимости от периода после развода родителей................... 69
- Исследование близости семейных взаимоотношений подростков в зависимости от периода после развода родителей................... 71
- Психологические особенности подростков в зависимости
от социально-психологического благополучия
семьи 74
- Исследование психологических аспектов социализации подростков в зависимости от социально-психологического благополучия семьи 75
- Исследование идентичности подростков в зависимости
от социально-психологического благополучия
семьи 80
- Исследование особенностей нравственной сферы подростков в зависимости от социально-психологического благополучия семьи 83
- Исследование особенностей семейных взаимоотношений подростков в зависимости от социальнопсихологического благополучия семьи 85
- Пример практического применения результатов психологического исследования подростков из семей разведенных родителей........ 88
ВЫВОДЫ
93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
97
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
108
Приложение 1. Модель программы работы с подросткам из семей разведенных родителей
108
Приложение 2. Методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков)
117 Приложение 3. Комплексная методика изучения субъектности (социально-педагогической запущенности) в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3» в модификации Р. В. Овчаровой) 118
Приложение 4. Статистическая значимость результатов исследования психологических особенностей подростков из полных семей и из семей разведенных родителей по T- критерию Стьюдента ......................................................... 119
Приложение 5. Статистическая значимость результатов исследования психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей в зависимости от послеразводного периода по Т-критерию Стьюдента................................. 120
Приложение 6. Статистическая значимость результатов исследования психологических особенностей подростков в зависимости от социально-психологического благополучия семьи по Т-критерию Стьюдента
Приложение 7. Сводные данные по методике изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков)
Приложение 8. Сводные данные по методике изучения субъектности (социально-педагогической запущенности) в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3» в модификации Р. В. Овчаровой)
Приложение 9. Сводные данные по методике для выявления идентификационных характеристик личности «Кто я?» (М. Кун, Т. МакПартленд в модификации Т. В. Румянцевой)
Приложение 10. Сводные данные по методике оценки показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы «Друг-советчик» (Е. К.
Веселова)
Приложение 11. Сводные данные по методике «Семейная
социограмма» (Э. Эйдемиллер, В.
Юстицкис) 1
Приложение 12. Выявление статистической значимости критериев при помощи компьютерной программы для обработки данных SPSS
Семья - это малая группа, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Значение семьи в формировании подрастающего поколения неоспоримо. Именно в семье человек получает свой первый жизненный опыт, ввиду этого, крайне важно, в какой семье будет воспитываться ребенок. Возникновение неполных семей, в том числе и в результате развода супругов, меняет социум, оказывая влияние на формирование будущих членов общества.
Человек попадает в общество с самого рождения. Включение в социум в качестве его члена, сопровождается усвоением требований и норм, приобретением социально значимых качеств, по сути, человек учится жить среди людей. Окружение, особенно ближайшее, играет важную роль в том, как будет проходить процесс становления личности. Таким ближайшим окружением обычно является школа, сверстники, друзья, а в особенности - семья.
Актуальность изучения психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей обусловлено тем, что, с одной стороны, окружающий мир стремительно меняется, а, с другой стороны, увеличивается количество разводов в семьях с детьми-подростками [44, с. 101-105]. Таким образом, исследование психологических аспектов личности подростков, переживающих семейный кризис, их способность к адаптации к изменениям, становится очень важным, поскольку именно семья является институтом социализации личности, где ребенок получает свой первый жизненный опыт и развивается, наблюдая за своим ближайшим окружением [26].
Развод в качестве ненормативного кризиса развития семейной системы пагубно воздействует на подростков [1, 2, 3], оказывает негативное влияние на формирование будущих членов общества и способен влиять на современную семейную систему в целом [26]. Развод родителей является одним из решающих факторов снижения социализированности подростков, их социальной и школьной дезадаптации [1, 12, 44]. Следствием развода родителей могут стать невротические реакции у подростков [26, 33]. В подростковом возрасте формирующее влияние семьи существенно сказывается на самосознании подростка. Позитивные внутрисемейные взаимоотношения, нравственные ценности и моральные нормы семьи закладывают основы отношения подростка к себе как к социальному субъекту, оказывают содействие развитию положительных качеств личности: осознанию своей идентичности, ответственности, инициативности, адекватной самооценки [25, 26].
Специфике вступления индивида в социальную среду посвящено много исследований, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике и психологии [26, 71]. Изучением особенностей вступления личности в социум занимались такие авторы, как Франклин Генри Гиддинс, Неил Смелзер, Зигмунд Фрейд, Габриэль Тард, Чарльз Кули и многие другие. В нашей стране, изучением процесса вступления подростков в общество занимались Анатолий Мудрик, Ерёмина Людмила Сергеевна, Куровский Василий Николаевичи многие другие научные деятели. Все большее значение в последнее время придается исследованиям влияния неполных семей на процесс развитие личности подростков [44, 68]. Несмотря на то, что данная проблема достаточно обширно изучена, как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике, психологические особенности личности подростков из семей разведенных родителей в контексте современного общества изучены недостаточно.
Государственная семейная политика Российской Федерации делает упор на сохранении традиционных семейных ценностей, повышении роли семьи в жизни общества, повышении авторитета родительства в семье и обществе, на профилактике и преодолении семейного неблагополучия [37]. На федеральном уровне подчеркивается значимость работы с институтом семьи и психологического анализа ситуации вступления молодого поколения в современное, постоянно меняющееся общество. Ввиду этого, подчеркивается важность проведения психологической работы с подростками из неполных семей и семей разведенных родителей.
Научная новизна исследовательской работы заключается в следующем:
- изучены психологические особенности подростков из семей разведенных родителей, а именно: особенности социализированности личности подростков: социальная адаптированность, социальная активность, автономность, приверженность к гуманистическим нормам жизнедеятельности в обществе (нравственность); личностная идентичность; социально педагогическая запущенность, которая отражается в сферах субъектности, общения и деятельности; моральная неустойчивость и индекс нравственности; близость взаимоотношений подростка с матерью и отцом, семейная сплоченность.
- получено влияние временного периода, прошедшего с момента развода родителей на психологические особенности личности подростков и их уровень социализированности в современном обществе;
- рассмотрены и осмыслены психологические характеристики феномена социализации подростков из семей разведенных родителей в зависимости от периода, прошедшего после развода и социально-психологического благополучия семьи;
- составлен психодиагностический комплекс для изучения психологических характеристик личности подростков в целях оценки их социализированности;
- составлена программа работы с подростками из семей разведенных родителей в форме социально-психологического тренинга (см. Приложение 1).
Научная значимость работы состоит в расширении и углублении понимания психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей, а также специфики социализации подростков данной группы. Также, разработана и апробирована программа психологической помощи подросткам из семей разведенных родителей (см. Приложение 1). На основании анализа литературы выделены основные критерии, согласно которым изучались психологические особенности подростков из семей разведенных родителей: социализированность по М. И. Рожкову (уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности); уровень развития субъектности согласно концепции А. В. Петровского (проявляется в трех сферах: самосознания, общения и деятельности) и сформированность личностной идентичности подростков; характеристики нравственной сферы личности подростков; особенности близости взаимоотношений в семье. Разработан психодиагностический комплекс для оценки этих характеристик. Созданный психодиагностический комплекс может использоваться на практике специалистами образовательных и воспитательных учреждений в рамках диагностики личностных универсальных учебных действий (УУД) подростков, а также с целью выявления социальнопедагогической запущенности и дальнейшей работы с подростками группы риска. Итоговые результаты исследования позволят обосновать комплекс мер по решению воспитательных задач, актуальных для таких институтов социализации подростков, как семья и образовательные учреждения.
Практическая значимость работы определяется необходимостью изучения психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ работы с подростками группы риска. Практическая значимость также заключается в разработке и дальнейшем совершенствовании методического комплекса изучения психологических особенностей, а также социализации подростков в современном обществе. Данный диагностический комплекс может быть полезен в исследовании личностных УУД в рамках ФГОС, мониторинга процесса социализации подростков, выявлении подростков группы риска для дальнейшей психолого-педагогической работы.
Объект исследования: подростки из семей разведенных родителей.
Предмет исследования: психологические особенности личности подростков, переживших развод родителей.
Цель исследования: изучить психологические особенности подростков из семей разведенных родителей.
Гипотезами исследования выступили предположения о том, что:
- существуют различия таких характеристик личности подростков из полных семей и семей разведенных родителей, как личностная идентичность, уровень развитости субъектных свойств, характеристики нравственной сферы, особенностей социализированности личности, близости семейных взаимоотношений;
- существуют различия в психологических характеристиках между подростками в зависимости от периода времени, прошедшего после развода;
- существуют различия между подростками в зависимости от социально-психологического благополучия семьи.
Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблеме влияния развода родителей на психологические особенности личности подростков;
- выявить критерии, позволяющие оценить психологические особенности подростков из семей разведенных родителей;
- провести эмпирическое исследование психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей в разные периоды после развода, в зависимости от социально-психологического благополучия семьи;
- провести количественный и качественный анализ изучаемых показателей с целью определения и интерпретации психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей;
- составить описательную характеристику психологических особенностей подростков в зависимости от периода после развода родителей, социальнопсихологического благополучия семьи.
В работе использовались следующие методы сбора эмпирической информации: комплексная методика изучения субъектности в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС- 3») в модификации Р. В. Овчаровой; методика оценки показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы «Друг-советчик» Е. К. Веселовой; методика для изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова; методика «Кто я?» М. Куна и Т. МакПартленда, семейная социограмма (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
- Роль семьи в развитии личности подростка
Перед тем, как перейти к подробному изучению психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей, стоит уделить внимание роли семьи в развитии личности подростка.
Вступление индивида в общество происходит с самого рождения. За вступлением в общество следует процесс усвоения и воспроизведения накопленного социального опыта, который, прежде всего, начинается с семьи. Описанный феномен принято называть социализацией. В данной работе, роль семьи в развитии личности подростка рассматривается в контексте социализации. Данное понятие, впервые ввел научный деятель, занимающийся изучением закономерностей функционирования и развития общества - Франклин Генри Гиддингс. В его работах данное явление рассматривалось в контексте развития социальной природы индивида и его подготовки к жизни в обществе [27, с. 5].
Социолог Нейл Смелзер определяет социализацию схожим образом: как процесс формирования таких умений и установок, которые будут соответствовать социальным ролям индивида [42]. Основной акцент в этом определении сделан именно на воспроизведении ролей принятых в социуме. Успешное усвоение норм и ценностей является необходимым условием для продуктивного функционирования индивида в обществе.
С самого рождения человека его воспитанием, как правило, занимается именно семья. Люди, во взаимодействии с которыми протекает жизнь индивида, называются агентами социализации. Ближайшее окружение человека принято называть агентами первичной социализации (среди них находятся, как правило, родственники, педагоги и сверстники). Агентами вторичной социализации являются те, с кем человек также контактирует, но они оказывают на него менее значительное воздействие (например, администрация общеобразовательного заведения, сотрудники средств массовой информации и т.д.) [28, с. 7].
Семья является особой социальной группой, которая способна оказать большую роль в становлении личности. Ответственность и важность роли семьи в развитии подрастающего поколения также обусловлены тем, что, у ребенка, в процессе близких взаимоотношений с членами семьи формируется структура его личности. Ребенок также имеет склонность подражать своим родителям. Это выражается в стремлении ребенка быть похожим на свою мать или отца, в тенденции воспроизводить выученные стереотипы поведения во взрослой жизни, в том числе и в своей будущей семье [2].
Для описания данных особенностей взаимодействия ребенка с семьёй существует множество различных подходов. Так, Зигмунд Фрейд, рассматривая механизмы, которые могут способствовать вступлению индивида в общество, выделял среди них идентификацию в качестве способа осознания своей принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию ребенок перенимает образцы поведения других людей, их ценности, нормы как свои собственные [46].
Также, выделяют такие механизмы, как рефлексия, импринтинг (иначе говоря, запечатление), экзистенциальный нажим, под которым подразумевают овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения [28, с. 7]. Помимо вышеперечисленных, нередко выделяют и следующие механизмы: внушение, фасилитацию,
конформность и подражание. Подражание является воспроизведением модели поведения и именно о нём, социальный психолог Габриэль Тард, говорил, как об основном механизме социализации [15]. Ввиду этого, во многом, то, как будет вести себя ребенок, зависит от того, каким образом сами родители себя ведут и то какие паттерны поведения они демонстрируют. Таким образом, то, присутствуют ли у родителей аддикции и зависимое поведение в целом, может напрямую сказаться на появлении аддиктивного поведения у подростка [6].
Основными сферами, в которых происходит социализация личности, выступают самосознание, общение и деятельность [4, с. 215]. В сфере общения происходит расширение и обогащение взаимодействия между людьми. Индивид изучает себя и окружающих посредством
коммуникации. Сфера самосознания предполагает
рефлексию, а также становление «Я-концепции»,
самоидентификацию личности в обществе. Также, в сфере самосознания происходит развитие и формирование моральной ориентации личности, формирование её социальной позиции в обществе, осознание своего социального статуса и принятие или отвержение тех или иных социальных ролей. В качестве субъекта деятельности человек выражает себя как общественный индивид, осваивает новые социальные роли и виды собственной активности [4, с. 216].
Основная деятельность подростков - это учебная деятельности и межличностное общение со сверстниками.
Таким образом, уделяя внимание сфере деятельности, стоит обратить внимание на новые зарубежные исследования, в которых рассматривается важность вклада семьи в школьной жизни подростка. Иначе говоря, семья играет большую роль при решении академических проблем подростков. То есть, участие родителей в школьной жизни оказывало влияние на подростков, их школьную успеваемость, социализацию в группе сверстников [69].
Также, при исследовании социализации подростков в рамках семейной системы и группы сверстников, выявлены несоответствия между агентами социализации и культурными условиями. То есть, особенности культуры продемонстрировали конгруэнтность между семейным благополучием и благополучие подростков [71].
Имеются исследования, направленные на изучение влияния семьи на социализацию подростка. В рамках данных работ рассматривался вклад отца и матери, влияния, которое они способны оказать на становлении личности подростка. В данном случае такой вклад заключался в особенностях коммуникации и стиле воспитания родителя. Результаты исследования подтверждают, что проявления любви и общения между родителями и детьми подросткового возраста вносят более важный и позитивный вклад в благоприятное протекание процесса социализации, нежели строгое воспитание [52].
Вступление в социум может проходить, как стихийно, так и целенаправленно. Под целенаправленной социализацией, как уже было отмечено ранее, подразумевается воспитание [28, с. 92]. Воспитанием занимаются ближайшие агенты социализации, к которым в первую очередь относятся члены семьи. Таким образом, «воспитанность» личности может рассматривается как результат относительно контролируемой социализации [28, с. 91]. То есть, воспитание - это процесс вступления в общество, который складывается в результате относительно стихийного влияния и целенаправленного воздействия агентов и институтов с целью организации и стимулирования деятельности [38, с. 156]. С другой стороны, строгое наложение правил может стать контрпродуктивным в развитии личности ребенка. Особенно в подростковом возрасте, крайне важной стадии жизненного цикла, на которой молодые люди стремятся установить свою идентичность и нуждаются, в большей степени, в поддержке для развития своей автономии [60]. Также, стоит помнить, что онтогенез имеет особенности природно-исторического характера, поэтому полное устранение «стихийного начала» из данного процесса неосуществимо. Таким образом, какое бы воспитательное воздействие родители и педагоги не оказывали, большую роль в развитии личности ребенка, могут сыграть и факторы, не зависящие от родных и педагогов [16].