Магистерская диссертация|Психология

Психологические особенности подростков из семей разведенных родителей

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2024 | Страниц: 181

Цена: 3 000
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ        

                   ....... 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ .............................

                   .... 11

  • Роль семьи в развитии личности подростка 11
  • Развод как социально-психологический феномен  19
  • Психологические особенности подростков из семей разведенных

родителей  

                   ....... 23

ГЛАВА 2.   ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ................................   38

2.1              Программа

исследования      

38

2.2              Этапы                          проведения                        исследования

                            40

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ       48

  • Психологические особенности подростков из семей разведенных родителей

                   48

  • Исследование психологических аспектов социализации подростков из полных семей и из семей разведенных родителей....... 48
  • Исследование идентичности подростков из полных семей и        из      семей              разведенных

родителей  

53

  • Исследование особенностей нравственной сферы подростков из полных семей и из семей разведенных родителей .................................... 56
  • Исследование близости семейных взаимоотношений подростков из полных семей и из семей разведенных родителей................. 58
  • Психологические особенности подростков в разный послеразводный

период       

                    60

  • Исследование психологических аспектов социализации подростков в зависимости от периода после развода родителей............... 61
  • Исследование идентичности подростков в зависимости от периода         после             развода

родителей  

67

  • Исследование особенностей нравственной сферы подростков в зависимости от периода после развода родителей................... 69
  • Исследование близости семейных взаимоотношений подростков в зависимости от периода после развода родителей................... 71
  • Психологические особенности подростков в зависимости

от               социально-психологического                                 благополучия

семьи          74

  • Исследование психологических аспектов социализации подростков в зависимости от социально-психологического благополучия семьи 75
  • Исследование идентичности подростков в зависимости

от               социально-психологического                                 благополучия

семьи          80

  • Исследование особенностей нравственной сферы подростков в зависимости от социально-психологического благополучия семьи  83
  • Исследование особенностей семейных взаимоотношений подростков в зависимости от социально­психологического благополучия семьи 85
  • Пример практического применения результатов психологического исследования подростков из семей разведенных родителей........ 88

ВЫВОДЫ

                    93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

                    97

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ   

. 101

ПРИЛОЖЕНИЯ  

                    108

Приложение 1. Модель программы работы с подросткам из семей  разведенных                   родителей

                    108

Приложение 2. Методика изучения социализированности личности учащегося (М.    И.                   Рожков)

                            117 Приложение 3. Комплексная методика изучения субъектности (социально-педагогической запущенности) в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3» в модификации Р. В. Овчаровой)                                                    118

Приложение 4. Статистическая значимость результатов исследования психологических особенностей подростков из полных семей и из семей разведенных родителей по T- критерию Стьюдента ......................................................... 119

Приложение 5. Статистическая значимость результатов исследования психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей в зависимости от послеразводного периода по Т-критерию Стьюдента................................. 120

Приложение 6. Статистическая значимость результатов исследования психологических особенностей подростков в зависимости от социально-психологического благополучия семьи по Т-критерию Стьюдента 

Приложение 7. Сводные данные по методике изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков) 

Приложение 8. Сводные данные по методике изучения субъектности (социально-педагогической запущенности) в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3» в модификации Р. В. Овчаровой) 

Приложение 9. Сводные данные по методике для выявления идентификационных характеристик личности «Кто я?» (М. Кун, Т. МакПартленд в модификации Т. В. Румянцевой)        

Приложение 10. Сводные данные по методике оценки показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы «Друг-советчик» (Е. К.

Веселова)             

Приложение 11.   Сводные    данные   по методике    «Семейная

социограмма»      (Э.     Эйдемиллер,                                        В.

Юстицкис)           1

Приложение 12. Выявление статистической значимости критериев при помощи компьютерной программы для обработки данных SPSS       

Семья - это малая группа, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Значение семьи в формировании подрастающего поколения неоспоримо. Именно в семье человек получает свой первый жизненный опыт, ввиду этого, крайне важно, в какой семье будет воспитываться ребенок. Возникновение неполных семей, в том числе и в результате развода супругов, меняет социум, оказывая влияние на формирование будущих членов общества.

Человек попадает в общество с самого рождения. Включение в социум в качестве его члена, сопровождается усвоением требований и норм, приобретением социально значимых качеств, по сути, человек учится жить среди людей. Окружение, особенно ближайшее, играет важную роль в том, как будет проходить процесс становления личности. Таким ближайшим окружением обычно является школа, сверстники, друзья, а в особенности - семья.

Актуальность изучения психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей обусловлено тем, что, с одной стороны, окружающий мир стремительно меняется, а, с другой стороны, увеличивается количество разводов в семьях с детьми-подростками [44, с. 101-105]. Таким образом, исследование психологических аспектов личности подростков, переживающих семейный кризис, их способность к адаптации к изменениям, становится очень важным, поскольку именно семья является институтом социализации личности, где ребенок получает свой первый жизненный опыт и развивается, наблюдая за своим ближайшим окружением [26].

Развод в качестве ненормативного кризиса развития семейной системы пагубно воздействует на подростков [1, 2, 3], оказывает негативное влияние на формирование будущих членов общества и способен влиять на современную семейную систему в целом [26]. Развод родителей является одним из решающих факторов снижения социализированности подростков, их социальной и школьной дезадаптации [1, 12, 44]. Следствием развода родителей могут стать невротические реакции у подростков [26, 33]. В подростковом возрасте формирующее влияние семьи существенно сказывается на самосознании подростка. Позитивные     внутрисемейные взаимоотношения, нравственные ценности и моральные нормы семьи закладывают основы отношения подростка к себе как к социальному субъекту, оказывают содействие развитию положительных качеств личности: осознанию своей идентичности, ответственности, инициативности, адекватной самооценки [25, 26].

Специфике вступления индивида в социальную среду посвящено много исследований, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике и психологии [26, 71]. Изучением особенностей вступления личности в социум занимались такие авторы, как Франклин Генри Гиддинс, Неил Смелзер, Зигмунд Фрейд, Габриэль Тард, Чарльз Кули и многие другие. В нашей стране, изучением процесса вступления подростков в общество занимались Анатолий Мудрик, Ерёмина Людмила Сергеевна, Куровский Василий Николаевичи многие другие научные деятели. Все большее значение в последнее время придается исследованиям влияния неполных семей на процесс развитие личности подростков [44, 68]. Несмотря на то, что данная проблема достаточно обширно изучена, как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике, психологические особенности личности подростков из семей разведенных родителей в контексте современного общества изучены недостаточно.

Государственная семейная политика Российской Федерации делает упор на сохранении традиционных семейных ценностей, повышении роли семьи в жизни общества, повышении авторитета родительства в семье и обществе, на профилактике и преодолении семейного неблагополучия [37]. На федеральном уровне подчеркивается значимость работы с институтом семьи и психологического анализа ситуации вступления молодого поколения в современное, постоянно меняющееся общество. Ввиду этого, подчеркивается важность проведения психологической работы с подростками из неполных семей и семей разведенных родителей.

Научная новизна исследовательской работы заключается в следующем:

  • изучены психологические особенности подростков из семей разведенных родителей, а именно: особенности социализированности личности подростков: социальная адаптированность, социальная активность, автономность, приверженность к гуманистическим нормам жизнедеятельности в обществе (нравственность); личностная идентичность; социально педагогическая запущенность, которая отражается в сферах субъектности, общения и деятельности; моральная неустойчивость и индекс нравственности; близость взаимоотношений подростка с матерью и отцом, семейная сплоченность.
  • получено влияние временного периода, прошедшего с момента развода родителей на психологические особенности личности подростков и их уровень социализированности в современном обществе;
  • рассмотрены и осмыслены психологические характеристики феномена социализации подростков из семей разведенных родителей в зависимости от периода, прошедшего после развода и социально-психологического благополучия семьи;
  • составлен психодиагностический комплекс для изучения психологических характеристик личности подростков в целях оценки их социализированности;
  • составлена программа работы с подростками из семей разведенных родителей в форме социально-психологического тренинга (см. Приложение 1).

Научная значимость работы состоит в расширении и углублении понимания психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей, а также специфики социализации подростков данной группы. Также, разработана и апробирована программа психологической помощи подросткам из семей разведенных родителей (см. Приложение 1). На основании анализа литературы выделены основные критерии, согласно которым изучались психологические особенности подростков из семей разведенных родителей: социализированность по М. И. Рожкову (уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности); уровень развития субъектности согласно концепции А. В. Петровского (проявляется в трех сферах: самосознания, общения и деятельности) и сформированность личностной идентичности подростков; характеристики нравственной сферы личности подростков; особенности близости взаимоотношений в семье. Разработан психодиагностический комплекс для оценки этих характеристик. Созданный психодиагностический комплекс может использоваться на практике специалистами образовательных и воспитательных учреждений в рамках диагностики личностных универсальных учебных действий (УУД) подростков, а также с целью выявления социально­педагогической запущенности и дальнейшей работы с подростками группы риска. Итоговые результаты исследования позволят обосновать комплекс мер по решению воспитательных задач, актуальных для таких институтов социализации подростков, как семья и образовательные учреждения.

Практическая значимость работы определяется необходимостью изучения психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ работы с подростками группы риска. Практическая значимость также заключается в разработке и дальнейшем совершенствовании методического комплекса изучения психологических особенностей, а также социализации подростков в современном обществе. Данный диагностический комплекс может быть полезен в исследовании личностных УУД в рамках ФГОС, мониторинга процесса социализации подростков, выявлении подростков группы риска для дальнейшей психолого-педагогической работы.

Объект исследования: подростки из семей разведенных родителей.

Предмет исследования: психологические особенности личности подростков, переживших развод родителей.

Цель исследования: изучить психологические особенности подростков из семей разведенных родителей.

Гипотезами исследования выступили предположения о том, что:

  • существуют различия таких характеристик личности подростков из полных семей и семей разведенных родителей, как личностная идентичность, уровень развитости субъектных свойств, характеристики нравственной сферы, особенностей социализированности личности, близости семейных взаимоотношений;
  • существуют различия в психологических характеристиках между подростками в зависимости от периода времени, прошедшего после развода;
  • существуют различия между подростками в зависимости от социально-психологического благополучия семьи.

Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи исследования:

  • провести анализ литературы по проблеме влияния развода родителей на психологические особенности личности подростков;
  • выявить критерии, позволяющие оценить психологические особенности подростков из семей разведенных родителей;
  • провести эмпирическое исследование психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей в разные периоды после развода, в зависимости от социально-психологического благополучия семьи;
  • провести количественный и качественный анализ изучаемых показателей с целью определения и интерпретации психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей;
  • составить описательную характеристику психологических особенностей подростков в зависимости от периода после развода родителей, социально­психологического благополучия семьи.

В работе использовались следующие методы сбора эмпирической информации: комплексная методика изучения субъектности в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС- 3») в модификации Р. В. Овчаровой; методика оценки показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы «Друг-советчик» Е. К. Веселовой; методика для изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова; методика «Кто я?» М. Куна и Т. МакПартленда, семейная социограмма (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

  • Роль семьи в развитии личности подростка

Перед тем, как перейти к подробному изучению психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей, стоит уделить внимание роли семьи в развитии личности подростка.

Вступление индивида в общество происходит с самого рождения. За вступлением в общество следует процесс усвоения и воспроизведения накопленного социального опыта, который, прежде всего, начинается с семьи. Описанный феномен принято называть социализацией. В данной работе, роль семьи в развитии личности подростка рассматривается в контексте социализации. Данное понятие, впервые ввел научный деятель, занимающийся изучением закономерностей функционирования и развития общества - Франклин Генри Гиддингс. В его работах данное явление рассматривалось в контексте развития социальной природы индивида и его подготовки к жизни в обществе [27, с. 5].

Социолог Нейл Смелзер определяет социализацию схожим образом: как процесс формирования таких умений и установок, которые будут соответствовать социальным ролям индивида [42]. Основной акцент в этом определении сделан именно на воспроизведении ролей принятых в социуме. Успешное усвоение норм и ценностей является необходимым условием для продуктивного функционирования индивида в обществе.

С самого рождения человека его воспитанием, как правило, занимается именно семья. Люди, во взаимодействии с которыми протекает жизнь индивида, называются агентами социализации. Ближайшее окружение человека принято называть агентами первичной социализации (среди них находятся, как правило, родственники, педагоги и сверстники). Агентами вторичной социализации являются те, с кем человек также контактирует, но они оказывают на него менее значительное воздействие (например, администрация общеобразовательного заведения, сотрудники средств массовой информации и т.д.) [28, с. 7].

Семья является особой социальной группой, которая способна оказать большую роль в становлении личности. Ответственность и важность роли семьи в развитии подрастающего поколения также обусловлены тем, что, у ребенка, в процессе близких взаимоотношений с членами семьи формируется структура его личности. Ребенок также имеет склонность подражать своим родителям. Это выражается в стремлении ребенка быть похожим на свою мать или отца, в тенденции воспроизводить выученные стереотипы поведения во взрослой жизни, в том числе и в своей будущей семье [2].

Для описания данных особенностей взаимодействия ребенка с семьёй существует множество различных подходов. Так, Зигмунд Фрейд, рассматривая механизмы, которые могут способствовать вступлению индивида в общество, выделял среди них идентификацию в качестве способа осознания своей принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию ребенок перенимает образцы поведения других людей, их ценности, нормы как свои собственные [46].

Также, выделяют такие механизмы, как рефлексия, импринтинг (иначе говоря, запечатление), экзистенциальный нажим, под которым подразумевают овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения [28, с. 7]. Помимо вышеперечисленных, нередко выделяют и следующие механизмы:      внушение, фасилитацию,

конформность и подражание. Подражание является воспроизведением модели поведения и именно о нём, социальный психолог Габриэль Тард, говорил, как об основном механизме социализации [15]. Ввиду этого, во многом, то, как будет вести себя ребенок, зависит от того, каким образом сами родители себя ведут и то какие паттерны поведения они демонстрируют. Таким образом, то, присутствуют ли у родителей аддикции и зависимое поведение в целом, может напрямую сказаться на появлении аддиктивного поведения у подростка [6].

Основными сферами, в которых происходит социализация личности, выступают самосознание, общение и деятельность [4, с. 215]. В сфере общения происходит расширение и обогащение взаимодействия между людьми. Индивид изучает себя  и окружающих посредством

коммуникации. Сфера                                             самосознания предполагает

рефлексию, а также                                               становление «Я-концепции»,

самоидентификацию личности в обществе. Также, в сфере самосознания происходит развитие и формирование моральной ориентации личности, формирование её социальной позиции в обществе, осознание своего социального статуса и принятие или отвержение тех или иных социальных ролей. В качестве субъекта деятельности человек выражает себя как общественный индивид, осваивает новые социальные роли и виды собственной активности [4, с. 216].

Основная деятельность подростков - это учебная деятельности и межличностное общение со сверстниками.

Таким образом, уделяя внимание сфере деятельности, стоит обратить внимание на новые зарубежные исследования, в которых рассматривается важность вклада семьи в школьной жизни подростка. Иначе говоря, семья играет большую роль при решении академических проблем подростков. То есть, участие родителей в школьной жизни оказывало влияние на подростков, их школьную успеваемость, социализацию в группе сверстников [69].

Также, при исследовании социализации подростков в рамках семейной системы и группы сверстников, выявлены несоответствия между агентами социализации и культурными условиями. То есть, особенности культуры продемонстрировали конгруэнтность между семейным благополучием и благополучие подростков [71].

Имеются исследования, направленные на изучение влияния семьи на социализацию подростка. В рамках данных работ рассматривался вклад отца и матери, влияния, которое они способны оказать на становлении личности подростка. В данном случае такой вклад заключался в особенностях коммуникации и стиле воспитания родителя. Результаты исследования подтверждают, что проявления любви и общения между родителями и детьми подросткового возраста вносят более важный и позитивный вклад в благоприятное протекание процесса социализации, нежели строгое воспитание [52].

Вступление в социум может проходить, как стихийно, так и целенаправленно. Под целенаправленной социализацией, как уже было отмечено ранее, подразумевается воспитание [28, с. 92]. Воспитанием занимаются ближайшие агенты социализации, к которым в первую очередь относятся члены семьи. Таким образом, «воспитанность» личности может рассматривается как результат относительно контролируемой социализации [28, с. 91]. То есть, воспитание - это процесс вступления в общество, который складывается в результате относительно стихийного влияния и целенаправленного воздействия агентов и институтов с целью организации и стимулирования деятельности [38, с. 156]. С другой стороны, строгое наложение правил может стать контрпродуктивным в развитии личности ребенка. Особенно в подростковом возрасте, крайне важной стадии жизненного цикла, на которой молодые люди стремятся установить свою идентичность и нуждаются, в большей степени, в поддержке для развития своей автономии [60]. Также, стоит помнить, что онтогенез имеет особенности природно-исторического характера, поэтому полное устранение «стихийного начала» из данного процесса неосуществимо. Таким образом, какое бы воспитательное воздействие родители и педагоги не оказывали, большую роль в развитии личности ребенка, могут сыграть и факторы, не зависящие от родных и педагогов [16].

  1. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Семейная психотерапия. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 287-307 с.
  2. Акьюилино, В.С. Влияние разрушения семьи в детском возрасте на взаимоотношения с родителями у взрослых детей / Журнал Семьи и Брака, 2004. - № 56. - 295-313 с.
  3. Амато, П.Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей / Семейный журнал, 2002. - № 9. - 201-213 с.
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование /Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968.
  6. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., Изд. Просвещение. - 2003.
  7. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 1997.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций - М.: Изд-во МГУ, 1994.
  9. Веселова, Е. К. Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические материалы // Образовательные технологии. 2015. № 1. С. 89­117.
  1. Волович, А. С. Особенности социализации выпускников средней школы МГУ им. М. В. Ломоносова Москва 1990
  2. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  3. Галашева, О. С., Веселова, Е. К. Особенности социализированности подростков из семей разведенных родителей /Сборник статей участников международной научной конференции молодых ученых Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения / Под ред. А. В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2020. — 592 с.
  4. Гурова, О.С., Середина, Т.С. Особенности семейных перспектив юношей и девушек с опытом развода в родительской семье // Журнал Известия Алтайского государственного университета, 2010.
  5. Ерёмина, Л.С, Куровский, В.Н. Социализированность как результат социализации подростков / Л.С. Ерёмина // Электронный журнал «Вестник ТГПУ».- 2011. - №10 (113).
  6. Жеманов, Я.Н. Механизмы профессиональной социализации личности / Я.Н. Жеманов, Н.И. Щамталова // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2013. - №1. С 124-131.
  7. Зарецкая, И.И. Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании / И.И. Зарецкая // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2. - С.12— 16.
  8. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика, Изд-во: М.: Современный геманитарный университет, 2009. - 453с.
  9. Изменения, которые вносятся в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. Приложение к приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578// Официальные документы в образовании. - 2016. - № 8. - С.8-19. 19. Ионин, Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
  10. Каирова, С. Б., Абугалиева, Г. С. Психологическая работа с детьми, пережившими развод родителей // Научно­методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 90-97
  11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова - М.: Гадарики, 2006.
  12. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова - М.: Гардарики, 2005.
  13. Клочко, В.Е. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  14. Косякова, О.О. Возрастные кризисы / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.
  15. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк - СПб.: Речь, 2015. - 240 с.
  16. Кутеева, В. П. Семья как субъект социализации личности / В. П. Кутеева, О. А. Соловьева - Инженерные технологии и системы, 2010. - №2. - 191-195с.
  17. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  18. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  19. Молодцова, Т. Д., Шалова, С. Ю. Влияние отчуждения подростков на возникновение их социальной дезадаптации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3.
  20. Нечаева, Т.В. Психологическая помощь детям при разводе родителей [Электронный ресурс] / Т.В. Нечаева // Школьная психологическая служба, 2012. Режим доступа: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%B8/627364/ (Дата обращения: 08.05.2020)
  21. Ньюком, Т. М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов. Перевод с английского.-В кн.: Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л. А. Петровской.-М., 1984.
  22. Овчарова, Р. В. Психодиагностический комплекс «МЭДОС» / Р.В. Овчарова. -.:МПСУ, 2014.
  23. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб.: Речь. - 2006. - 360с.
  24. Пашкевич, А. В.Положение о мониторинге оценки уровня эффективности урока в соответствии с ФГОС// Практика административной работы в школе. - 2016. - № 3. - С.35-45.
  25. Посысоева, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  26. Психологическое сопровождение девиантных подростков с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС// Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С.187­193.
  27. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г., 2014.
  28. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан - СПб.: 2002
  29. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методическое пособие. Серия:

Библиотека руководителя образовательного учреждения / М.И.Рожков. - М.: Владос, 2004.

  1. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 539 с.
  2. Сирота, Н. А. Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский - РИО МГМСУ, 2014.
  3. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ./ Н. Смелзер — М.: Феникс, 1994.
  4. Соловьев Н. Я Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Тез. район, конф. М.: АН СССР. Ин-т социол. исслед., 1984.
  5. Тимофеенко, Е. Е. Проблема разводов в современном мире / Достижения науки и образования, № 6 (19), 2017. - 103­105с.
  6. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности. - М., Мысль. - 1987. - 351 с.
  7. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин - М.: «Владос», 1995. — 121, 205 — 206с.
  8. Шэффер, Д.Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер, А.С. Батуев. - 6-е издание. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 976 с.
  9. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.
  10. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин — М: Педагогика, 1989.
  11. Agnafors, S., Bladh, M., Svedin, C. G., & Sydsjo, G. (2019). Mental health in young mothers, single mothers and their children. BMC psychiatry, 19(1), 112.
  12. Arrebola I.A., Gonzalez-Gijon G., Garzon F.R., Gomez M.D.M.O. La Perception de Los Adolescentes de Las Practicas Parentales Desde La Perspectiva de Genero. Pedagog. Soc. Rev. Interuniv. 2019:59-70.
  13. Axpe, I., Rodrfguez-Fernandez, A., Goni, E., & Antonio- Agirre, I. (2019). Parental Socialization Styles: The Contribution of Paternal and Maternal Affect/Communication and Strictness to Family Socialization Style. International journal of environmental research and public health, 16(12), 2204.
  14. Brand, J. E., Moore, R., Song, X., & Xie, Y. (2019). Parental divorce is not uniformly disruptive to children's educational attainment. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 116(15), 7266-7271.
  15. Chae S. (2016). Parental Divorce and Children's Schooling in Rural Malawi. Demography, 53(6), 1743-1770.
  16. Christopher, C., Wolchik, S., Tein, J. Y., Carr, C., Mahrer, N. E., & Sandler, I. (2017). Long-term effects of a parenting preventive intervention on young adults' painful feelings about divorce. Journal of family psychology : JFP : journal of the Division of Family Psychology of the American Psychological Association (Division 43), 31(7), 799-809.
  17. de Vries, D. A., Vossen, H., & van der Kolk-van der Boom, P. (2019). Social Media and Body Dissatisfaction: Investigating the Attenuating Role of Positive Parent-Adolescent Relationships. Journal of youth and adolescence, 48(3), 527-536.
  18. Edwards, A. C., Larsson Lonn, S., Sundquist, J., Kendler, K. S., & Sundquist, K. (2018). Associations Between Divorce and Onset of Drug Abuse in a Swedish National Sample. American journal of epidemiology, 187(5), 1010-1018.
  19. Fuentes M.J., Motrico E., Bersabe R.M. Estrategias de Socializacion de Los Padres y Conflictos Entre Padres e Hijos En La Adolescencia. Anu. Psicol. 2003;34:385-400.
  20. Jackson, K. M., Rogers, M. L., & Sartor, C. E. (2016). Parental divorce and initiation of alcohol use in early adolescence. Psychology of addictive behaviors : journal of the Society of Psychologists in Addictive Behaviors, 30(4), 450-461.
  21. Lansford J.E., Laird R.D., Pettit G.S., Bates J.E., Dodge K.A. Mothers’ and Fathers’ Autonomy-Relevant Parenting: Longitudinal Links with Adolescents’ Externalizing and Internalizing Behavior. J. Youth Adolesc. 2014;43:1877-1889.
  22. Leopold T. (2018). Gender Differences in the Consequences of Divorce: A Study of Multiple Outcomes. Demography, 55(3), 769-797.
  23. Leopold, T., & Kalmijn, M. (2016). Is Divorce More Painful When Couples Have Children? Evidence From Long-Term Panel Data on Multiple Domains of Well-being. Demography, 53(6), 1717-1742.
  24. Lotzin, A., Romer, G., Schiborr, J., Noga, B., Schulte- Markwort, M., & Ramsauer, B. (2015). Gaze Synchrony between Mothers with Mood Disorders and Their Infants: Maternal Emotion Dysregulation Matters. PloS one, 10(12).
  25. Mastrotheodoros, S., Van der Graaff, J., Dekovic, M., Meeus, W., & Branje, S. (2019). Coming Closer in Adolescence: Convergence in Mother, Father, and Adolescent Reports of Parenting. Journal of research on adolescence : the official journal of the Society for Research on Adolescence, 29(4), 846­862.
  26. O'Hara, K. L., Sandler, I. N., Wolchik, S. A., & Tein, J. Y. (2019). Coping in context: The effects of long-term relations between interparental conflict and coping on the development of child psychopathology following parental divorce. Development and psychopathology, 31(5), 1695-1713.
  27. Pedro M.E.A., Altafim E.R.P., Linhares M.B.M. Programa ACT Educando a Ninos en Ambientes Seguros Para Promover Practicas Educativas Maternas Positivas en Distintos Contextos Socioeconomicos. Psychosoc. Interv. 2017;26:63-72.
  28. Rattay, P., von der Lippe, E., Mauz, E., Richter, F., Holling, H., Lange, C., & Lampert, T. (2018). Health and health risk behaviour of adolescents-Differences according to family structure. Results of the German KiGGS cohort study. PloS one, 13(3).
  29. Thompson R. G. et al. Childhood or adolescent parental divorce/separation, parental history of alcohol problems, and offspring lifetime alcohol dependence // Drug Alcohol Depend. - 2008. T. 98. - No. 3. - C. 264-269.
  30. Tu, Kelly M; Cai, Tianying; Li, Xiaomei. Adolescent coping with academic challenges: The role of parental socialization of coping. Journal of Adolescence,; 81: 27-38, 2020 Apr 11.
  31. Van der Giessen, D., & Bogels, S. M. (2018). Father-Child and Mother-Child Interactions with Children with Anxiety Disorders: Emotional Expressivity and Flexibility of Dyads. Journal of abnormal child psychology, 46(2), 331-342.
  32. Wang Y. Cultural Socialization Across Contexts: Family-Peer Congruence and Adolescent Well-Being // Journal Youth Adolesc. - 2016. T. 45. - No. 3. - C. 594-611. или Wang, Y., & Benner, A. D. (2016). Cultural Socialization Across Contexts: Family-Peer Congruence and Adolescent Well-Being. Journal of youth and adolescence, 45(3), 594-611.
  33. Windle, M., & Windle, R. C. (2018). Parental Divorce and Family History of Alcohol Disorder: Associations with Young Adults' Alcohol Problems, Marijuana Use, and Interpersonal Relations. Alcoholism, clinical and experimental research, 42(6), 1084-1095.
  34. Wolchik, S., Christopher, C., Tein, J. Y., Rhodes, C. A., & Sandler, I. N. (2019). Long-term Effects of a Parenting Preventive Intervention on Young Adults' Attitudes Toward Divorce and Marriage. Journal of divorce & remarriage, 60(4), 283-300.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Психология
2020 год 82 стр.
Дипломная Влияние производственной среды на работников Крайнего Севера
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 79 стр.
Диссертация Мотивация к достижению успеха у подростков
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 84 стр.
Диплом Особенности познавательного развития детей в предшкольном образовании
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 90 стр.
Формирование навыков чтения у школьников с аутизмом
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское