Введение
Глава 1. Конкурентоспособность и качество товара, их количественное представление
§ 1.1. Понятие «конкурентоспособность»
§ 1.2. Конкурентоспособность стороны производителя
§ 1.3. Конкурентоспособность со стороны потребителя
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции
§ 2.1. Методы расчета показателя конкурентоспособности
§ 2.2. Определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей
§ 2.3. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции
Глава 3. Оценка конкурентоспособности сортов пива, выпускаемого ОАО «Ярпиво»,
§ 3.1. Оценка конкурентоспособности товара
§ 3.2. Выработка рекомендаций по улучшению конкурентных позиций основного продукта ОАО «Ярпиво»
§ 3.3. Влияние составляющих конкурентоспособности на предпочтения потребителей
Заключение
Литература
Научных работ, посвященных вопросам качеству и конкурентоспособности и ее управлению, опубликовано достаточно - много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования. Действительно, качество и конкурентоспособность любого товара определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих агрегированных групп:
потребительские свойства данного товара;
потребительские свойства товаров-конкурентов;
маркетинговая поддержка данного товара;
маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;
характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба;
свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.
Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.
Возникает задача выбора важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Это удается сделать в результате вертикальной или горизонтальной детализации. Именно на этом уровне оказывается возможным решить задачу информационного обеспечения управления конкурентоспособностью и качество.
Актуальность темы выражена в том, что анализ научных исследований, посвященных данной проблематике и их результатов, показал, что такой важнейший аспект, определяющий конкурентоспособность и качество товара, как свойства потребителей этого товара остался практически неизученным.
Отмечая важность оценки потребительских свойств товара в системе конкурентоспособности, ученые не развивают этот аспект. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на характеристиках товара и товаров-конкурентов. Редко когда встречаются попытки рассмотреть конкурентоспособность товара исходя из свойств его потенциальных потребителей. А для выбора эффективной конкурентной стратегии этот аспект является важнейшим.
Именно поэтому в данной работе часть материала посвящена изучению свойств потребителей, важных с позиций конкурентоспособности товара.
Цель работы - выявление главных характеристик и свойств товаров, которые позволяют определить ту часть информации, которую необходимо собрать и обработать в результате проведения маркетинговых исследований.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И. Евенко / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
- Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Маркетинг. - 1999. - № 2
- Белановский С. А. Метод фокус-групп. - М.: Издательство «Магистр», 2001.
- Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. - 1999. - № 3.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство «Финпресс», 2000.
- Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения/Под общ. ред. Е.П. Голубкова. - М.: Экономика, 2003.
- Гурков И. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. - 2000. - № 1.
- Долинская М.Г., Соловьев И.Н. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
- Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 2001.
и другие источники литературы