Введение
Глава 1. Подбор и оценка кадров предприятия в современном обществе
1.1 Особенности подбора персонала предприятия
1.2 Виды и формы оценки персонала
Глава 2. Психологические методы подбора и оценки кадров предприятия
2.1. Индивидуальные методы подбора и оценки персонала
2.2. Групповые методы подбора персонала
Заключение
Литература
Многочисленные исследования причинно-следственных связей, лежащих в основе развития экономики предприятия, отрасли или государства в целом, позволяют сделать вывод, что грамотно разработанная система отбора кадров играет очень важную роль. Целенаправленный и логически продуманный отбор кадров является стратегическим условием экономического прогресса. Все остальные факторы, которым принято отводить главную роль в развитии хозяйственного комплекса, а именно внедрение социально-экономических новшеств, передовых технологий и т.д. в первую очередь зависят от качества работы по подбору кадров и являются лишь следствием данного процесса.
Специалисты утверждают, что развитие экономики определяется совершенством системы отбора кадров в обществе. Всем известный лозунг «Кадры решают все» родился в России после Октябрьской революции, однако практического воплощения данного лозунга не произошло. Монопольный характер отбора кадров не позволил его реализовать. Если бы граждане России в полной мере осознали суть данного лозунга, вполне возможно, что в настоящее время наша страна была бы ведущей державой мира.
В отличие от нас в ряде передовых стран того времени быстро уловили ценность большевистского лозунга, что позволило им развиваться еще более динамично. Сегодня в этих странах научно-обоснованный подход к кадровой работе стал повседневной практикой. Так, лишь в США более тысячи независимых центров по оценке и подбору кадров. Стоимость услуг данных организации весьма высока, но, не смотря на это, ими постоянно пользуются разнообразные фирмы и федеральные органы. Оправданность расходов на квалифицированный отбор кадров ни у кого не вызывает сомнений, в том числе и у владельцев фирм [2].
Необходимо отметить, что исследования в области совершенствования работы, как в США, так и в других развитых странах (Германии, Японии, Франции и других) уже десятки лет ведутся во многих известных центрах по социальной психологии и социально-экономических исследований. Этой теме посвящены многочисленные научные работы, разрабатываются новые методы отбора персонала, стратегии управления и т.д [10].
К сожалению, отечественная экономическая наука практически не занималась аналогичными исследованиями, в связи с чем существенно отстала от требований общества в области разработки и пропаганды обоснованных и пригодных для практического использования методик по оценке и подбору кадров. Отечественные исследователи в настоящее время апробируют западные методики и стремятся разработать новые инструменты кадрового отбора персонала, опирающиеся на специфику российского общества и современный уровень развития экономики.
Целью нашей работы является изучение современных методов психологии в подборе и оценке кадров предприятия.
Объектом исследования выступают методы психологии.
Предмет исследования: психологические методы отбора и оценки кадров.
Задачи:
- Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
- Проанализировать специфику подбора, отбора и оценки кадров предприятия.
- Рассмотреть основные психологические методы оценки и подбора персонала.
Абрамова И.Г. Персонал ( технология менеджера. - Москва.:ЦИПКК АП, 1995. – 236 с.
Адуков Р. Х. Научные основы системы подбора кадров АПК. // Аграрная реформа, антикризисные меры и перспективы развития АПК. – М., 1995.
Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. - М., 1989.
Два подхода к оценке персонала. // Управление персоналом. 1999, №4.
Дружинин Е. Отбор персонала организации сквозь призму соционики //Управление персоналом. - 1999.- №10.
Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 1998.
Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1999.
Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К. Персонал. Словарь понятий и определений. – М.: Экзамен, 2000.
Журнал прикладной психологии/ Оценка персонала. № 3. - М., 1998.
Исаенко А.И. Кадры управления в корпорациях США. – М.: Наука, 1988.
Как оценить специалиста? // Управление персоналом. 1998, №9.
Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.:ДеКА,1998.
Литвинцева Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. -М., 1997.
Магура М. И. Поиск и отбор персонала.: -М.: ИНФРА-М, 2001.
Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М., 2001.
Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М., 2005.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М., 1991.
Психология и педагогика управленческой деятельности. - М., РВСН, 1995.
Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М: Аспект Пресс, 2001.
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М., 2002.
Справочник по управлению персоналом/ Психологические тесты для оценки персонала. № 3-4. - М., 2003.
Управление персоналом // №10 //1998. С.18
Управление персоналом // №11 // 1998. С. 30
Управление персоналом в организации под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Управление персоналом под ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. – М.: Банки и биржи. Л. Еремина, ЮНИТИ, 1998.
Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1992.
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.