Введение
1. Понятие «молодежь» как предмет исследования социологической науки
1.1. Подходы к определению понятия «молодежь»
1.2 Студенчество как передовая часть молодежи
1.3 Проблемы развития современной работы с молодежью в России
2. Понятие и сущность социальных технологий: философско-социологический взгляд
2.1 Понятийный аппарат социальной технологии
2.2 Соотношение между социальными технологиями и социальной работой
3. Некоторые возможности социальных технологий в работе с молодежью
3.1 Социальная работа с молодой семьей как вид социальной технологии работы с молодежью
3.2 Аут-рич работа как социальная технология
Заключение
Список литературы
Социальный статус молодежи связан с ее прошлым социальным статусом, то есть положением родителей в обществе, либо с будущим социальным статусом, характеризующимся профессиональной подготовкой и будущей профессиональной деятельностью (поскольку такая деятельность ориентирован не на сегодня, а на завтра). Также молодежь можно считать субъектом социального воспроизводства, который способствует непрерывности социально экономических и общественных отношений, при этом наследующий и преобразующий ресурсы, доставшиеся им от старших поколений.
Споры и дискуссии вокруг вопросов современных технологий работы с молодежью не прекращаются и по сей день, и мы полагаем, что эта ситуация станет традиционной для социологической науки по той причине, что современное общество вступило в совершенно новый этап и формат своего развития, характеризующийся высокой динамикой общественного и технологического развития. И «в этом пространстве динамичных изменений социализируется молодежь, выступая активным актором инноваций, а, следовательно, и социальных отношений».
Объект исследования – понятие «молодежь» как предмет исследования социологической науки.
Предмет исследования – направления и возможности социальных технологий работы с молодежью.
Целью данной работы является изучение особенностей и возможностей социальных технологий работы с молодежью в России.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- проанализировать подходы к определению понятия «молодежь» как предмета исследования социологической науки и охарактеризовать проблемы развития современной социологии молодежи в России;
- раскрыть понятие и сущность социальных технологий в философско-социологическом аспекте;
- выявить соотношение между социальными технологиями и социальной работой;
- охарактеризовать некоторые возможности социальных технологий в работе с молодежью.
Проблеме исследования посвящены труды таких авторов как М.А. Гнатюк, М.С. Жукова, Е.В. Красавина, В.А. Луков, Е.Л. Омельченко, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, А.М. Нелидкин, М.А. Болдина, А.А. Чернецкая и т.д.
1. Аникина А.В., Шиманская О.К. Национальная и гражданская идентичность студенческой молодежи в зеркале социологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – № 1 (25). – С. 118-126
2. Аргамакова А.А. Прикладное социогуманитарное знание, социальные технологии и инженерия // Эпистемология и философия науки. – 2015. – №4 (46). – С.70-84.
3. Аутрич-работа с молодежью: наркозависимой молодежью и молодежью группы риска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.coe.int/pompidou, свободный (Дата обращения 12.04.2018).
4. Болдина, М.А. Информационно-просветительская деятельность специалиста по социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи / М.А. Болдина // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №11. – С. 325.
5. Бухнер А.А. Теоретический аспект применения визуальной социологии при изучении конструирования ролевого репертуара участия молодежи в становлении гражданского общества // В сборнике: Теория и практика развития институтов гражданского общества в Самарской области: Материалы первой региональной научно-практической конференции. Самарская региональная общественная организация «Историко-экокультурная ассоциация «Поволжье». – 2015. – С. 95-99.
6. Везиницина С.В. Основные этапы становления социально-технологического подхода к социальному управлению // Известия Саратовского университета. – 2011. Т. 11. Сер.: Социология. Политология. Вып.2. – 387 с.
7. Всемирная энциклопедия: философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2013. – 1312 с.
8. Гаврилова М.А., Янко Б.М. Социология как инструмент измерения правосознания молодежи // В сборнике: Право и личность: история, теория и практика. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2014. – С.17-23.
9. Глозман А.Б. Техника и наука в их историческом взаимодействии // Философия и общество. – 2015. – Вып.4 (41). – С.142-157.
10. Гнатюк М.А. Теоретические проблемы исследования российской молодежи в социологической науке и эвристический потенциал отечественной социологии молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – Т. 3. –
11. № 11. – С. 57-61.
12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – 3-е изд. доп. и исправл. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2016. – 372 с.
13. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fedstat.ru. свободный (Дата обращения 12.04.2018)
14. Корыстов Ю.Н. Техника как материализованный духовный мир человека // Философия и общество. – 2012. – №4 (октябрь-декабрь). – С.51-60.
15. Кочетов Е.В., Красавина Е.В. Социализация и социальная адаптация российской молодежи в условиях современного общества: учеб, пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2016. – 385 с.
16. Красавина Е.В. Теоретико-методологические подходы к определению сущности и основных социальных характеристик молодежи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2013. – № 2 (28). – С. 125-130.
17. Нелидкин, А.М. Проблемы внедрения технологий ювенальной юстиции в социальную сферу [Текст] // М.В. Еремин, А.М.Нелидкин // Социально-экономические аспекты развития современного общества: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.3 / Под ред. д.и.н., проф. С.В.Демидова. – Рязань: РИПД «ПервопечатникЪ», 2014. – С. 73-89.
18. Нелидкин А.М. Социальная работа с молодежью [Текст] / С.В. Демиов, Ю.В.Дыкина, А.М.Нелидкин // В кн.: «Молодежь в современном обществе». – Рязань: РИПД ПервопечатникЪ, 2014. – С.93-185.
19. Новостной портал Самарской области [Электронный ресурс]. Электрон. Дан. – Режим доступа: http://samara.ru/read/92115 (Дата обращения 11.04.2018)
20. Омельченко Е.Л. Субкультуры, поколения, солидарности? К вопросу концептуализации новых форм коммуникации в молодежной среде. – URL: http://www.hse.ru/data/2012/05/31/ (дата обращения: 12.04. 2018).
21. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред. Я.А. Маргуляна. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. – 436 с.
22. Теория социальной работы / под ред. Е.П. Агапова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2015. – 280 с.
23. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. –
М.: Энциклопедия, 2016. – 815 с.
24. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы / А.А. Чернецкая. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. – 387 с.
25. Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа / Т.В. Шеляг. – М.: МГСУ, 2017. – 475 с.
26. Шмелева, Н.Б. и др. Профессионально-педагогические основы деятельности социального работника с семьей: Учеб. пособие / Н.Б. Шмелева, О.И. Донина, М.М. Шубович. – Ульяновск: УлГУ, 2015. – 538 с.