ВВЕДЕНИЕ
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ
- Инвестиционная политика как категория экономики и объект управления
- Инвестиционная политика субъектов Федерации и существующие методические основы и методы управления ею
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНОЙ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ
- Критерий и показатели оценки эффективности инвестиционной
политики
- Основные направления инвестиционной деятельности ЧР
- УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ
- Оценка и перспективы развития финансово-экономического
потенциала Чеченской Республики.
- Механизм управления реализацией инвестиционной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Инвестиционная деятельность представляет собой структуру государственного регулирования и стимулирования развития экономики посредством инвестиций по взаимосвязи с прогрессивными изменениями. Следует отметить, что задача построения системной модели инвестиционной политики в настоящее время не реализована в полном объеме, как в отдельных регионах, так и в целом по стране. В современных условиях рыночных отношений инвестиционная политика только выдвигается в число важнейших задач экономической стратегии государства на всех уровнях управления..
В этой связи особую актуальность данной научной работы приобретает решение проблемы управления инвестиционной политикой в субъектах Федерации.
Цель исследования состоит в обосновании разрабатываемых и реализуемых инвестиционных программ в субъектах Федерации.
Для достижения указанной цели исследования в ней решались следующие задачи:
- исследование сущности инвестиционной политики как категории экономики и объекта управления;
- раскрытие содержания инвестиционной политики на уровне субъектов Федерации и изучение существующих методических основ, форм и методов управления ею;
- определение основных принципов и положении выработки эффективной инвестиционной политики;
- рассмотрение и обоснования критерия и показателей, оценки эффективности инвестиционной политики;
- определение основных направлений повышения эффективности инвестиционной политики Чеченской Республики;
- разработка механизма управления реализацией инвестиционной политикой.
Объектом исследования явилась экономика дотационного депрессивного субъекта Федерации – Чеченская Республика.
Предметом исследования выступает система экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов Федерации при формировании инвестиционной политики.
Структура работы определена ее содержанием. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и список использованной литературы.
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ
- Инвестиционная политика как категория экономики и объект управления При разработке инвестиционной политики важно проанализировать
теоретические достижения в области формирования экономической политики в целом, а также определить роль и место инвестиционной политики в экономической политике государства. Под инвестиционной политикой понимается комплекс мер государственного регулирования и стимулирования развития экономики посредством инвестиций во взаимосвязи с прогрессивными структурными сдвигами, задача построения ее системной модели, в настоящее время в полной мере не реализована ни в России в целом, ни, тем более, в ее регионах.[5,c.23]
На современном этапе рыночных отношений инвестиционная политика только выдвигается в число важнейших задач экономической стратегии государства на всех уровнях управления.
Формирование инвестиционной политики как целенаправленного воздействия государства на инвестиционный процесс предполагает прохождение исследованием некоторой последовательности логических шагов. В первую очередь необходимо выявить и четко зафиксировать цели инвестиционной политики, достижение которых предполагается при ее реализации. При этом если целей существует несколько, необходимо составить «дерево» целей. Во-вторых, нужно убедиться о наличии в распоряжении государства достаточного количества действенных инструментов, манипулирование которыми способствует достижению желаемых целей. Причем важно учитывать, что ни один из инструментов регулирования не имеет прямого контакта с целями. Между ними расположена вся экономическая система, функционирующая по своим, зачастую не выявленным объективным законам. В этом случае реалистичной может быть лишь постановка задачи воздействия на инвестиционный процесс заведомо известным образом, причем необходима достаточная ясность насчет реальных экономических механизмов, склеивающих цели и инструменты регулирования.
Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности ощущается не только в переходной экономике, но и экономике рыночного типа, где главным инвестором выступает частный предприниматель. Принципиальная неспособность рыночной системы поддерживать баланс между инвестиционным спросом и предложением сбережений, а также обеспечивать устойчивость макроэкономического равновесия предопределяет участие государства в инвестиционном процессе. Ситуация может сложиться таким образом, что в течение одного периода будет иметь место тенденция к чрезмерном инвестированию, вызывающая при этом периодическую или хроническую инфляцию. А на другом временном интервале может иметь место тенденция к недостаточному инвестированию, вызывающая дефляцию, недоиспользование имеющихся производственных мощностей и безработицу.
При этом государственная инвестиционная политика должна строиться на прочной научной основе, с четким разграничением стратегии и тактики инвестиционной деятельности. Недопустима подмена стратегических целей тактическими. Под инвестиционной стратегией мы понимаем важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенном направлении инвестиционных средств. Реализация инвестиционной стратегии на непродолжительных временник промежутках образует инвестиционную тактику.[6,c.13]
Следовательно, можно сделать вывод, что целью инвестиционной политики становиться рост благосостояния общества за счет инвестиционной деятельности. Объективная цель инвестиционной политики государства, состоит в развитии производительных сил, способствующих росту благосостояние населения.
Таким образом, главное направление инвестиционной политики в России в настоящее время - это возрождение основного капитала в реальном секторе экономики. Можно согласиться, что она должна быть направлена на выбор и реализацию приоритетных путей использования ограниченных инвестиционных ресурсов, стимулирование частных инвестиций и государственную поддержку высокоэффективных проектов на конкурсной основе. [7,c.16]
По нашему мнению, обоснование направлений и задач инвестиционной политики государства необходимо формировать в соответствии с «деревом целей» инвестиционной политики. В этом случае в качестве направлений инвестиционной политики должны выступать меры, по достижению определенных выше подцелей, а решение поставленных задач должно способствовать их реализации.[8,c.27]
При обосновании и разработке инвестиционной политики весьма плодотворным может оказаться ее моделирование. При этом каждой модели экономического роста соответствует «своя» модель инвестиционной политики с присущими ей характерными чертами. Можно предположить, что в каждой из моделей экономического роста используются элементы как планового, так и рыночного регулирования, а различия между моделями определяются лишь соотношением этих элементов. По мере развития человечества все отчетливее проявляется тенденция взаимопроникновения, конвергенции плановых и рыночных элементов. В рыночных экономиках с каждым годом наблюдается возрастание роли планирования, прогнозирования, расширение арсенала применяемых методов, способов, инструментов планирования; командно-директивная экономика на протяжении всего своего существования «дрейфовала» в сторону все более полного использования товарно-денежных отношений, согласования плана и хозяйственного расчета, перехода к рынку.
Поэтому не следует рассматривать модели инвестиционной политики как антиподы. Условность такого разграничения обусловлена тем, что каждая модель инвестиционной политики определяем соотношением регуляторов, главными из которых являются план и рынок. Их диалектическое взаимодействие прослеживается в любой модели, а их согласование определяется степенью вмешательства государства в инвестиционный процесс.
Программы государственного регулирования переходной экономики должны исходить из специфики реальных экономических проблем в той или иной страде, а также базироваться на определенных теориях, из которых наиболее признанными являются кейнсианская и монетаристская.
Объединяет их то, что в качестве основной цели регулирования рыночной экономики обе выдвигают достижение сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения. Различают же их основные подходы и средства достижения этой сбалансированности и, прежде всего –отклонение в степени государственного участия в производственных процессах.