В Российской Федерации региональное стратегическое планирование рассматривается в качестве нового метода повышения эффективности государственного управления региональным развитием.
Значимым фактором, определяющим необходимость повышения и усовершенствования эффективности государственного управления в данной сфере, полагается исчерпанность прошлой государственной политики регионального развития РФ, базирующейся на идеях сокращения различий и выравнивания уровней социального и экономического развития регионов.
В федеративном государстве, каким является Россия, задачи государственного управления региональным развитием решаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Актуальность работы обусловлена тем, что рыночная система обусловлена повышением роли и значимости территориального регулирования в социально-экономическом развитии всей страны. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но без активного вовлечения в данный процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования, дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны.
Формирование эффективной системы стратегического планирования и регулирования развития региона необходимо для становления экономической основы стратегического планирования развития региона и проведения активной политики по его социально-экономическому развитию.
Важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территорий, а также механизмы их достижения и реализации определяются стратегическим планом.
Объектом изучения данной работы является экономика Липецкой области, а предметом – стратегическое планирование развития Липецкой обалсти.
Во время изучения применялись следующие методы:
- анализ;
- сравнение;
- измерение.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования регионального развития.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия «региональное развитие»;
- изучить методику стратегического планирования регионального развития;
- рассмотреть государственное регулирование регионального развития Российской Федерации;
- охарактеризовать особенности основных мероприятий, проводимых в рамках стратегии республики;
- провести анализ динамики показателей социально-экономического развития РТ;
- проанализировать эффективность стратегического планирования регионального развития;
- выявить основные проблемы социально-экономического развития.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического развития, стратегического планирования, регионального развития. Среди них можно отметить Ильина И.Н., Курнышева В.В., Попова Р.А., Меркулова Ю.В. и Бухвальда Е.М. и другие.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты стратегического планирования регионального развития. Рассматриваются основы стратегического анализа, анализируются цели и задачи, которые носят характер стратегических и могут быть использованы в рамках стратегий развития. Определяется алгоритмированный подход к осуществлению стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации.
Во второй главе проведен анализ социально-экономического развития Липецкой области, определены особенности экономики субъекта и социальной сферы Липецкой области. Далее в главе рассматриваются особенности основных мероприятий в рамках стратегии развития региона, а так же анализируются проблемы, связанные с реализацией стратегии социально-экономического развития региона.
В третьей главе предложены пути по совершенствованию реализации стратегии. Сформированы предложения по повышению инвестиционной привлекательности Липецкой области и выбору приоритетных направлений привлечения инвестиций. А так же предложен комплекс мер по совершенствованию реализации стратегии региона.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность понятия «региональное развитие»
Перед тем как говорить об аспектах и целях регионального развития, нужно рассмотреть определения таких понятий, как "регион" и "развитие".
«Регион» как понятие можно рассмотреть с разных сторон. Обычно, выделяют последующие сравнительно одинаковые региональные структуры, соответствующие для Российской Федерации: регион - муниципальный округ, регион - экономический район, регион - федеральный округ и регион - субъект Федерации.
В политической и прогрессивной экономической практике в качестве региона в большей степени используется субъект Федерации.
А. В. Андреев в своей книге под определением «регион» подразумевает «большую территорию некой страны с наиболее или наименее однородными природными условиями и отличительной тенденцией развития производительных сил на основе объединения комплекса естественных ресурсов с научной и технической базой, а также общественной и производственной инфраструктурой»[1].
Как правило, в определении понятия «регион» рассматривают четыре обстоятельства:
- регион - это территориальное явление;
- регион - это часть единой социально-административной системы, следовательно, он должен обладать всеми ее основными свойствами, однако не сводиться к ним;
- регион должен иметь определенную экономическую направленность и определенный воспроизводственный цикл;
- регион - это социальный и экономический комплекс, где главные звенья сбалансированы[2].
Понятие «развитие» частенько используют в следующих словосочетаниях: социальное развитие, экономическое развитие, развитие экономики страны, региона и города. Под развитием в каждом словосочетании предполагается В каждом из этих случаев под развитием подразумевается некое изменение, касательно, социальных и экономических черт объекта. Когда говорят о количественном изменении, то подразумевают о социальном и экономическом росте. Следовательно, оно может быть качественным - и тогда говорят о приобретении новых характеристик, либо о изменении содержания развития, либо о структурных изменениях. При рассмотрении экономических показателей, так же рассматривают и социальные аспекты, поскольку на основе данных показателей можно оценить степень развития региона[3].
Под «развитием» следует понимать качественное изменение состава, структуры и общее взаимодействие системы, либо кратко - любое качественное функционирование системы.
Изменение взаимосвязей и состава системы характеризует термин «рост» и его темпы. Не редко рост с развитием отождествляют, но этого делать не следует.
«Развитие» по своей сути представляет собой структурное изменение, которое направлена на удовлетворение потребностей и запросов отдельных людей и групп, следовательно, экономическая система двигается к более лучшим духовным и материальным условиям жизни.
Развитие региона – представляет собой разноаспектный процесс. Направления развития каждого региона могут различается по многим причинам. Например, развития Республики Татарстан, Челябинской области, Ростовской области и Москвы различны, связано это не только с уровнем развития, но и производственной структурой, климатическим и географическим положением, производственной специализацией, индивидуальностью отдельно взятого региона и пр.
Развитие все время обладает целевой тенденцией, то есть ориентировано на достижение некой цели либо системы целей. Позитивная его тенденция говорит о неком прогрессе региона, а отрицательная говорит о неком спаде, деградации[4].