Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, делится на зоны и районы.
Выделяют 2 экономические зоны: Западную (европейская часть страны и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток).
В настоящее время в России действует схема экономического районирования, согласно которой выделяется 12 крупных экономических районов: Северный, Северо-западный, Северо-Кавказский, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Крым.
Рацоны в свою очередь делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.
Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы (экономические зоны), отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия.
В период развития капитализма в России, с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова - Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.
Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории.
Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно - территориальному устройству.
В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.
В 1921г. подготовил проект районирования Госплан. Согласно этому проекту, территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.
В 1938-1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.
В 1963г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов: Центральный, Северо-Западный, Центрально - Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо - Кавказский, Уральский, Западно - Сибирский, Восточно - Сибирский и Дальневосточный.
В 1982г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России.
Сейчас на территории России 12 экономических районов, к ним присоединился Крым.
Актуальность темы определяется тем, что экономика регионов – республик в составе России, краев и областей, автономных образований, а также городов и районов находится в глубоком кризисе. Его следствиями являются резкое сокращение общественного производства, падение жизненного уровня значительной части населения, усиление центробежных социально-экономических тенденций, критическое снижение эффективности народного хозяйства.
Целью данной работы является изучение особенностей формирования экономики регионов на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы развития экономических районов России;
- дать общую характеристику Республики Татарстан;
- проанализировать формирования и развития экономических зон Республики Татарстан;
- оценить экономический потенциал Республики Татарстан и изучить основные проблемы экономического развития;
- рассмотреть перспективы развития экономических районов Республики Татарстан и изучить стратегию развития региона дл 2030 года.
Объектом исследования данной работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.
Предмет исследования – социально-экономическое состояние зон Республики Татарстан.
Методологической основой исследования послужили: государственная статистика России, законодательная база Республики Татарстан, официальные сайты Росстата, информация Министерства Республики Татарстан, учебная литература
1. Теоретические основы развития экономических регионов
1.1. Основные понятия и тенденции развития региона в современных условиях
Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некоторой целостностью. Регион характеризуется тремя основными особенностями [2]:
1) ограниченностью территории с производственным наполнением, природными, трудовыми ресурсами;
2) специализацией на каком-то виде деятельности;
3) характерными внешними связями. Этими особенностями и ограничивается единство в трактовке понятия «регион» учеными, занимающимися региональной проблематикой. Так, некоторые регионоведы отождествляют понятия «регион» и «район», считая их синонимами. Другие полагают, что понятие «регион» не охватывает все регионы и может быть использовано для обозначения некоторых типов регионов.
Под регионом рядом ученых [4, 5, 9] понимается территориальное, производственное и этническое образование, определение которого в современных условиях целесообразно дополнить рядом качественных характеристик социально экономического характера:
– основной субъект социально экономических отношений в условиях трансформации экономики, экономически и территориально обособленный, в рамках федеративного государства;
– часть политической, территориальной, экономической целостности, именуемой государством;
– образование, обладающее большей или меньшей функциональной ориентированностью в хозяйственной деятельности и определенными социально экономическими интересами, специфика которых определяется особенностями складывающихся в них социально экономических отношений, потребностей и выполняемых функций.
Данные характеристики позволяют трактовать понятие «регион» как территориально географический, экологический, производственный и социально экономический комплекс народнохозяйственной целостности (Российской Федерации), обеспечивающий процесс общественного воспроизводства в специфических для него формах.
Зарубежные ученые трактуют понятие «регион» по своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин утверждают, что: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. На профессиональном языке географов слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории». Некоторые американские ученые являются сторонниками другого определения понятия «район». По их мнению «район это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей». Несмотря на различные толкования понятия «регион», все они имеют общий фундамент, определяемый экономико-территориальным делением страны.
Субъектность региона в том или другом аспекте рассматривается в современных мезоэкономических концепциях: конкурентного преимущества М. Портера, нового регионализма и синергетики Л. Евстигнеевой и Р. Евстигнеева, конкурентного федерализма А. Лаврова, Дж. Литвака, Д. Сазерленда, экономического федерализма О. С. Пчелинцева, В. Н. Овчинникова, мезоэкономики Г. Б. Клейнера, мезоэкономи ческого аспекта национальной экономики В. Дементьева [7, 8]. В них исследуется новое представление о складывающемся экономическом пространстве внутри государства. Формирование этого пространства определяется тем, что регионы превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В этих условиях региональная политика все больше рассматривается не только как способ компенсации недостатков, а как конкурентная политика и шире – всеобъемлющая политика развития [10]. При этом цели эффективного регионального развития в процессе трансформации теоретических подходов претерпевали изменения.
Цели макроуровня имеют универсальный, типовой характер для всех регионов. Дальнейшая конкретизация этих и других типовых целей в регионах может быть проведена путем уточнения семантических составляющих, выбора измерителей и количественных значений.
Предпосылки к изменению существующей теории регионального развития позволяют сформировать методологию регионального роста в условиях переходной экономики с учетом синтеза теоретических положений, разработанных в миро вой практике рыночного хозяйства и российских концепций регионального развития [6, 7, 8].
Результаты анализа взаимосвязей теорий регионального развития схематично представ лены в таблице 2.1.1 [4].
Превращение региона в реальный субъект Федерации означает его становление как субъекта развития. Под регионом, как субъектом развития, понимается субфедеральное образование, выполняющее социально экономическую функцию, формирующее и реализующее стратегические цели своего развития во внутренней и окружающей (национальной и глобальной) среде путем интеграции целей заинтересованных сторон, а также воспроизводственных циклов региона с учетом имеющихся полномочий и ресурсов.
Анализ региона как субъекта развития предполагает рассмотрение его экономической природы (функций); факторов, способствующих формированию экономической субъектности региона; продуктов его деятельности.
Таблица 2.1.1
Взаимодействие традиционных, современных и российских теорий регионального развития
Анализ факторов, определяющих рост субъектности региона, показывает, что они являются преимущественно экзогенными, внешними по отношению к региону. К ним относятся, прежде всего, глобализация экономики, развитие регионализма, формирование российского федерализма. Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются [8]:
1) конкурентоспособность региона и его подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной, институциональной, безопасности);
2) конкурентоспособные общественные блага;
3) конкурентные ресурсы и потенциалы региона. Институциональное оформление продуктов деятельности региона как субъекта раз вития осуществляется в виде стратегических целей, стратегий и других институтов.
Глобализация мирового хозяйства и открытость российской экономики приводят к тому, что даже на локальных (региональных) рынках существует глобальная конкуренция.
Таким образом, необходимость формирования конкурентоспособной региональной экономики в условиях глобализации и интеграции предопределяет доминанту стратегического подхода к управлению социально экономическим развитием региона.
Стратегический подход является динамическим аспектом развития организации и связан с идеями И. Ансоффа [7, 9, 10]. При статическом подходе к организации регион рассматривается в условиях стабильных внешних связей; проблемы, возникающие в этом случае, носят оперативный (текущий) характер. Динамический подход к региону означает его развитие в условиях изменяющейся внешней среды, а проблемы, связанные с этим, называются стратегическими. Регион функционирует одновременно в двух режимах: оперативном (статическом) и стратегическом (динамическом).
Экономический подъем регионов не всегда сопровождается улучшением условий жизни и показателей развития социальной сферы. На практике экономические интересы хозяйствующих субъектов, различных отраслей материального производства и социальные интересы населения регионов и общества в целом часто не совпадают. Широко распространены следующие проблемы:
– слабый научно технический уровень производства;
– ограниченность финансовых, трудовых и материально технических ресурсов, низкая эффективность их использования;
– низкий уровень организации труда, несовершенство управления и норм хозяйственного права.
Следствием перечисленных проблем является ухудшение состояния природной среды, снижение социально экономического потенциала регионов [1].
Как показывают наши исследования, на резкое снижение реальных доходов населения и рост бедности в период реформирования российской экономики оказал значительное влияние такой фактор, как рост межрегиональной дифференциации по уровню экономического и социального развития в силу разных стартовых условий и специфики регионов. Вместе с тем за этим ростом дифференциации, как за верхушкой айсберга, скрывается его подводная часть – различные по направлению, скорости, степени взаимообусловленности тенденции в области движения номинальных и реальных доходов, а также бедности.
Нивелирование межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации – приоритетная проблема развития регионов России. Общеизвестно, что сложившийся разрыв в их развитии затрудняет проведение единой политики социально экономических преобразований и формирование общенационального рынка. К тому же возрастает опасность возникновения региональных кризисов и меж региональных конфликтов.
Острота региональной дифференциации в экономике переходного периода усиливается также в результате противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, капитала, труда) и возросшей динамичностью экономических условий производства. Вследствие этого возникают диспропорции между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства, между размещением производителей и потребителей [1, 3].
Все выявленные факторы, накладываясь один на другой, причем с различной направленностью, дают очень весомые различия в средне душевых денежных и реальных доходах и в уровне бедности по районам страны.
Неизбежность территориального экономического неравенства обусловлена объективно существующими механизмами развития, но это еще не делает его социально справедливым. Анализ глобальных показателей бедности свидетельствует о том, что в половине стран мира по-прежнему не удается обеспечить устойчивого экономического роста, который является важнейшим компонентом долгосрочного сокращения бедности. В то же время экономический рост не может быть одномоментным и повсеместным, он начинается в территориальных центрах с наиболее благоприятными социально экономическими условиями. А в тех странах, где достигнут экономический рост, необходимо обеспечить его более равномерное распределение. Концентрация инвестиций в «точках роста» необходима для инновационных процессов, которые затем распространяются и на периферию, что позволяет развиваться более отсталым территориям. Региональные различия в уровне жизни и бедности характерны для любой страны, они являются следствием территориальных диспропорций экономического развития.
Полное выравнивание региональных диспропорций недостижимо в принципе. Можно лишь говорить о том, увеличивается или уменьшается неоднородность экономического пространства. Уменьшение пространственной неоднородности создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально экономических преобразований, формирования на более высоком уровне качества жизни населения.
1.2. Организационно-экономические факторы, влияющие на экономическое развитие районов России
По своему внутреннему содержанию термин «экономический район» соответствует более гибкому понятию «регион».
Экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов [12]:
1. Рыночного – взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.
2. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3. Производственного – постепенный переход от фордизма к постфордизму, как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.
Регионы образуют сложную систему. Все ее элементы взаимодействуют как положительно, так и отрицательно. Степень влияния контрагентов в данной системе зависит от потенциала регионов, прежде всего ресурсного, экономического и политического. Однако ни одно из незначительных территориальных социально-экономических образований нельзя рассматривать как большую систему, но как бы в миниатюре. У всех регионов имеются свои особенности, которые формируют специфические потребности и интересы, цели, модели и стратегии развития.
Системное регулирование регионального развития – это сознательно организуемая совокупность социальных, экономических, административных, идеологических, правовых и других воздействий на условия, приоритеты и ограничения трансформации отдельных территориальных образований и взаимосвязей между ними с целью разрешения территориально-хозяйственных, административно-территориальных и иных противоречий и обеспечения на этой основе воспроизводства регионального потенциала как системы.
Возможны три варианта развития территорий:
1. Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счет богатых;
2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни;
3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно.
Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России, развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего, в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей
Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как [12]:
- рост производства и доходов;
- перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
Нормативные правовые акты
1. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ на сайте Государственного Совета Республики Татарстан
2. Приказ Министерства экономики Республики Татарстан от 18.12.2015 № 534 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития на уровне муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан.
3. Постановление КМ РТ от 01.08.2016 № 529 О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан.
Книги, монографии
4. Андреев, А.В. Основы региональной экономики: Учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2015. – 336 с.
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. – М., 2017. – 448 с.
6. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова.. М.: ИНФРА М, 2017. – 686 с.
7. Вашко Т. А. Методы стратегического анализа. учеб пособие. кгтэи; Кафедра «Менеджмент» Красноярск, 2012. - 10 с.
8. Вардомский Л.Б. – Региональное развитие в Центральной Европе и России. «Россия и центрально-Восточная Европа: трансформация на рубеже веков». М., ИМЭПИ РАН, 2009. – 235 с.
9. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2015. – 495 с.
10. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. – М., 2016. – 288 с.
11. Корабейников, И.Н. Кластерный подход к организации регионального производственного комплекса: теоретические и практические аспекты / И.Н. Корабейников, С.М. Спешилов. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2015. – 185 с.
12. Корабейникова, О.А., Управление социально экономическим развитием муниципальных образований: теоретические и практические аспекты / О.А. Корабейникова, И.Н. Корабейников. – Оренбург: ПК ГОУ ОГУ, 2015. – 188 с.
13. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление – М., 2016. – 416 с.
14. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. – М., 2015. – 240 с.
15. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. – СПб., 2016. – 347 с.
16. Королевская В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. – М., 2015. – 64 с.
17. Корчагин Ю. А. Инвестиционная привлекательность и стратегии регионов: Учебное пособие. Региональная экономика и финансы. - Воронеж, 2014. – 114 с.
18. Корчагин Ю. А. Современная экономика России: учебное пособие. - Ростов н/Д., 2017. – 680 с.
19. Лапаева, М.Г. Управление социально экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики: монография [Текст] / М.Г. Лапаева, И.Н. Корабейников, Е.Н. Макеева. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2015. – 268 с.
20. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. – М., 2016. – 172 с.
21. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. – М., 2016. – 192 с.
22. Морозова Т.Г. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 353 с.
23. Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. – М., 2017. – 424 с.
24. Самбурова Е.Н. Географическая логика диспропорциональности территориального развития Китая в пореформенный период, «Проблемы геоконфликологии» т.2, М., «Пресс-Соло», 2016. – 118 с.
25. Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 3-е изд., доп. и перераб. / Гл. ред. В.П. Колесов, А.П. Сысоев, В.М. Шупыро. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2016. – 456 с.
26. Чекмарев В.В. Книга об экономическом пространстве. – Кострома. КГУ им. Н.А.Некрасова. 2015. – 251 с.
27. Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. – М., 2016. – 271 с.
28. Региональная экономика/Тяглов С. Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2017. – 320 с.
29. Якобсон А.Я. Территориальная организация региональной политики. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2017. – 420 с.
Печатная периодика
30. Аврамчикова, Н.Т. Диспропорции регионального развития и бедность // Региональ ная экономика. – 2015. - № 19 (76) – С. 25.
31. Беглова, Е.И. Диспропорции регионального развития и бедность / Е.И. Беглова // Региональная экономика. – 2016. № 24 (81) – С. 57-65.
32. Белоусов А. Бизнес-идея развития // Эксперт. - 2010. - № 38. – С. 11.
33. Интернет в России // Эксперт. - №15. - 2010. – С. 15.
Электронные ресурсы
34. Адиятуллина Э.Т., Галимзянов Р.Р. Оценка регионального экономического потенциала Республики Татарстан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13202 (дата обращения: 20.02.2018).
35. Гаврилов А. Региональная экономика и управление: Основные понятия и определения экономики региона [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://onby.ru/agavrilovekonomika/2/06/
36. Закерьяева Е. А. Теоретические аспекты инвестиционного развития экономики и региона [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusnauka.com/22_PNR_2011/Economics/4_90992.doc.htm (дата обращения 09.04.2016).
37. Никандрова Л. Ю. Методические аспекты инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс] // Анализ и финансовый аудит. 2015. № 1. Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2009/1/Smirnov%20.pdf (Дата обращения: 09.04.2015).
38. Официальный сайт Республики Татарстан (стратегия развития до 2030 года) - www.tatarstan2030.ru.
39. Сайт «Приволжский федеральный округ: экономическое развитие и инвестиции»
40. Официальный сайт Республики Татарстан (Итоги развития Республики Татарстан в 2017 году)