ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМ КОНТИНГЕНТОМ
1.1. Общая характеристика физкультурно-оздоровительной работы
1.2. Характеристика и развитие баскетбола в России как отдельного вида спорта
1.3. Роль баскетбола как средства физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ С РАЗЛИЧНЫМ КОНТИНГЕНТОМ
2.1. Цель и задачи
2.2. Методы исследования и характеристика обследуемого контингента
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Содержание программы по баскетболу как средства физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом
3.2. Результаты тестирований по выявлению уровня развития физической и технической подготовленности исследуемых различного контингента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.
Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков человека, всестороннего развития личности, физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
Объект исследования: баскетбол как физкультурно-оздоровительная работа.
Предмет исследования: Игра баскетбол как средство физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом.
Цель исследования: выявить особенности баскетбола как средство физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом.
Задачи исследования:
1.Изучить общую характеристику физкультурно-оздоровительной работы;
- Рассмотреть развитие баскетбола в России как отдельного вида спорта;
- Выявить роль баскетбола как средства физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом;
- Определить цель и задачи экспериментального исследования;
- Описать методы исследования и дать характеристику обследуемого контингента;
- Изучить организацию исследования;
- Выявить особенности содержания программы по баскетболу как средства физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом;
- Проанализировать результаты тестирований по выявлению уровня развития физической и технической подготовленности исследуемых различного контингента.
Практическая значимость.
Считаю, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и экспериментатора о целесообразности использования игры баскетбол как средства физкультурно-оздоровительной работы.
Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМ КОНТИНГЕНТОМ
- Общая характеристика физкультурно-оздоровительной работы
Основная суть принципа физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, что физическая культура должна содействовать сохранению и укреплению здоровья, повышению адаптационных возможностей.
Как правило, оптимальная двигательная активность в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в профилактике многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни. Занятия физическими упражнениями обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой, активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы.
Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на деятельность органов пищеварения и выделения, так как улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляются мышцы брюшного пресса. Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека: повышаются умственная и физическая работоспособность, уровень развития двигательных качеств, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки (плавание, ходьба на лыжах и др.) [15].
Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям факторов внешней среды, создание оптимального фона для жизнедеятельности человека, продление активного долголетия и т. д.
Занятия оздоровительной физической культурой не ставят задачу достижения высоких спортивных результатов или лечения болезней (как в лечебной физической культуре (ЛФК)) и доступны всем практически здоровым людям.
В оздоровительной физической культуре можно выделить как минимум три аспекта:
-деятельностный;
-предметно-ценностный;
-результативный [20].
Рассмотрим их более подробно. Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) – это организованная двигательная активность, направленная на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта с использованием физических упражнений. Физкультурно-оздоровительная деятельность так же важна, как трудовая или учебная. Именно она, являясь одной из форм человеческой деятельности, обеспечивает улучшение физического состояния и здоровья, способствует продлению жизни.
Оздоровительная физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена материальными и духовными ценностями, которые созданы для обеспечения эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности [3]. К ним можно отнести:
1) сведения об оздоровительных возможностях занятий физическими упражнениями;
2) методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности и здорового образа жизни;
3) необходимое материальнотехническое оснащение физкультурно-оздоровительной деятельности;
4) формирование интереса и потребности в занятиях физической культурой.
1.Аракчеев Д.А. Развитие двигательных способностей у студентов посредством игры в баскетбол / Аракчеев Д.А., Зуева И.А. // «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»: матер XV студенческой междунар. заоч. науч.-практ. конф. (август, 2014 г). С. 55—61
2.Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]/Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2002.
3.Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы : учеб. пособие / Л. А. Боярская ; [науч. ред. В. Н. Люберцев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
4.Верхошанскй, Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]/Ю.А. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
5.Галкин А.Р. Баскетбол как средство развития двигательных способностей у студентов. Доклад / Галкин А.Р., Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., // Студенческий научный форум 2015: VII междунар. студ. электрон. науч. конф., 15 февр. 31 марта 2015 г. Направл. «Педагогические науки» / Рос. акад. естествознания. М., 2015.
6.Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]/ Ю.Д. Железняк, Петров П.К. – М.: Академия, 2002.
7.Железняк Ю.Д. Поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР [Текст]/ под редакцией Ю.Д. Железняка. – Советский спорт, 2004.
8.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]/Р. Астаханов, В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия»., 2005 50
9.Зациорский, В.И. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте [Текст]/В.И. Зациорский, В.И. Запорожанов, И.А. Тер-Ованесян. – М.: ФиС, 2004.
10.Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]/Б. И. Мишин. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2003.
11.Савин, В.П. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст]/В.П. Савин. – М.: Академия, 2002.
12.Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]/ В.И. Дубровский, В.М. Смирнов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
13.Сортэл, Н. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков [Текст]/ Н. Сортэл. – М.: изд-во АСТ, 2002г.
14.Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие. М. : Издат. центр «Академия», 2002. С. 439.
16.Чернов С. В. Российская федерация баскетбола: настоящее и будущее // Федеральный справочник «Спорт России», том 1. Актуальные проблемы и современные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. - 134 с.
17.Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов [Текст]/ Е.Р. Яхонтов. – СПб.: Олимп, 2006.
18.Развитие баскетбола в России [Электронный ресурс]: [Режим доступа]:http://sdushortambov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=73&Itemid=1
19.Российская Федерация баскетбола [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: https://ru.wikipedia.org/wiki
20.Угнивенко В. И. Физкультурно-оздоровительные технологии. Здоровье и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: http://v-ugnivenko.ru/ FOT_lec.1.htm (дата обращения: 25.10.2016).