ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ МАЯКОВСКОГО
1.1. Начало творческого пути
1.2 Поэмы Маяковского
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ 1920-Х ГГ.
2.1 Образ города в творчестве Маяковского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маяковский говорил о себе: «Родился я в 1894 году на Кавказе. Отец был казак, мать - украинка. Первый язык - грузинский. Так сказать, между тремя культурами» (из интервью пражской газете «Prager Presse») .
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения»; по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Поэт использовал в своих произведениях классические стихотворные стопы (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), но при этом главным делал слово, выделенное ударением, таким образом он первый в литературе использовал тонический стих (равное количество ударений в строке при произвольном количестве слогов). Новаторство Маяковского состояло не столько в том, что он изобретал неологизмы, новые виды рифм и располагал слова лесенкой, а в его особом взгляде на мир, на место человека в нем, на роль поэта в жизни, на скрытые возможности русского слова и художественного образа, которые он открывает слушателю.
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения»; по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.
Когда Владимиру было 13 лет, у него умер отец из-за заражения крови. До конца жизни поэт боялся бактерий, следил за гигиеной и всегда носил с собой мыльные принадлежности, складной таз и одеколон для обтирания, брал эти предметы с собой в поездках.
В 1930 году поэт застрелился. Хотя, как считают некоторые исследователи, это было убийство. Ему было всего 36...
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи, но был недоволен написанным, однако, именно с этой тетрадки со стихами он и отсчитывал начало своего творчества.
Поэт использовал в своих произведениях классические стихотворные стопы (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), но при этом главным делал слово, выделенное ударением, таким образом он первый в литературе использовал тонический стих (равное количество ударений в строке при произвольном количестве слогов). Новаторство Маяковского состояло не столько в том, что он изобретал неологизмы, новые виды рифм и располагал слова лесенкой, а в его особом взгляде на мир, на место человека в нем, на роль поэта в жизни, на скрытые возможности русского слова и художественного образа, которые он открывает слушателю.
Устремленность к идеалу, открытость, сердечность - это черты лирического героя раннего Маяковского.
Язык Владимира Владимировича в годы после революции наполнен радостью участия в общем деле переустройства жизни, счастьем быть вместе с другими, пониманием своей роли агитатора и лидера. А позже стихи его будут напоминать лозунги, призывая к изменениям.
У Владимира Маяковского много пошлых и матерных стихотворений, но также он писал стихи о любви и для детей. Его произведения хорошо ложатся на слух и сразу запоминаются.
Свежие и интересные приёмы позволяют по-новому взглянуть на поэзию, услышать голос лирического героя и понять его.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ МАЯКОВСКОГО
1.1. Начало творческого пути
Родился 19 (7) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами (Столбовой отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка…– Про это).
В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.
Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности – Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически.
С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: Пощечина общественному вкусу.
Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Авторы многочисленных мемуаров подчеркивают любовь Маяковского к классике, блестящее знание поэзии Пушкина и т.п., пытаясь уравновесить декларации такого рода. Они были типичны для многих левых течений в искусстве начала 20 в. (ср. итальянский футуризм, Дада, сюрреализм).
В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского – Я! с иллюстрациями автора и его товарищей по Школе живописи, ваяния и зодчества – В.Чекрыгина и Л.Шехтеля.
Метрика стихов Маяковского (кроме немногих, написанных традиционными силлабо-тоническими размерами) характерна для поэзии 1910-х, в целом – это, как правило, тонические размеры –акцентный стих, тактовик. По словам М.Л.Гаспарова, большинство произведений Маяковского «свободно меняет размер от строфы к строфе», а «четыре типа стиха» – ямб, хорей, дольник и акцентный стих – «составляли основной метрический репертуар Маяковского...».
Несколько позднее появляются черты, сохранившиеся в поэзии Маяковского и в 1920-е: общее для большинства футуристов использование окказионализмов (слов, связанных с определенным случаем, поводом, и не зарегистрированных как языковая норма) и употребление составной рифмы.
Маяковский, вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим).
В появлявшихся впоследствии положительных отзывах Маяковский рассматривался вне контекста группы футуристов. В критике 1910-х, связанной с традиционалистскими («реалистическими») течениями в литературе, часто говорилось о чуждости Маяковского литературному течению и группировке, к которым он сам себя относил, причем это объявлялось одним из его основных достоинств: «Маяковский им чужой совершенно, он среди них случайно…» (К.Чуковский. Эгофутуризм и кубофутуризм); Горький называл Маяковского единственным среди всех футуристов поэтом и т.д.
В 1914 в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия Маяковского Владимир Маяковский, в которой поэт исполнил главную роль – поэта Владимира Маяковского. По воспоминаниям Чуковского, «пьеса должна была иметь другое название, но цензор, которому Маяковский сдал пьесу, еще не придумав заглавие, принял за него имя автора и в последствии не разрешил его поменять, но поэта это только обрадовало». Первоначальные названия трагедии – Железная дорога, Восстание вещей; мотив бунта вещей связывает ее с поэтикой других русских футуристов (Хлебников). Аллегорические персонажи пьесы (Старик с черными сухими кошками, Человек без глаза и ноги, Человек без головы и т.д.) также сопоставимы с персонажами пьес Хлебникова. Пьеса в стихах мало приспособлена для сценической постановки. Ее первое издание развивает традиции футуристической книги в области игры со шрифтами различного начертания и размера.