Глава 1. Вводные и вставные конструкции в современном русском языке
1. 1 История изучения вводных и вставных конструкций
1.2 Вводные конструкции, их типы и средства выражения
1. 3 Вставные конструкции, их типы и средства выражения
Выводы по главе 1
Глава 2. Вводные и вставные конструкции в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.1 Вводные конструкции в романе, их типы, средства выражения.
2.2 Типы вставных конструкций. Особенности их использования в романе
Заключение
Список литературы
Глава 1. Вводные и вставные конструкции в современном русском языке
1. 1 История изучения вводных и вставных конструкций
В лингвистической литературе есть большое количество публикаций, которые посвящены анализу темы осложненного предложения, но до настоящего времени между лингвистами нет отчетливой и цельной позиции по данному вопросу. Определение вводных слов, словосочетаний и вставных предложений - одна из мало решенных проблем в лингвистике, хотя она и притягивала внимание многих ученых.
Исследование вводных единиц в коммуникативно-синтаксическом аспекте ориентировано на речевое использование языковых фактов и пренебрегает выяснением особенностей структурной организации предложений с единицами вводными.
Действительно, зачастую лингвисты обращались к исследованию истории вводных слов в русском языке в работах И.А. Бабаковой, В.А. Глухова, к анализу грамматических и семантических качеств вводных слов и словосочетаний в работах А.И. Студневой, А.И. Аникина, Р.А. Маркаряна, Л.И. Василенко, П.А. Леканта, к особенностям связи вводных элементов с высказыванием в работах А.А. Шахматова, A.M. Пешковского, А.Г. Руднева, А.И. Аникина, И.И. Мещанинова. Также к анализу вводных единиц как одного из методов выражения модальности предложения в работах А.А. Корнилова, В.З. Панфилова, В.В. Виноградова, Г.П. Немца, к исследованию модальной характеристики вводных элементов в работах В.В. Востокова, А.И.Останина, Е.С.Яковлевой, Т.И. Стексовой, Е.И. Беляевой, И.В.Столяровой, к их интонационным спецификам в работах Р.М.Романовой, З.М. Базарбаевой, к изучению функционирования вставных и вводных элементов в составе различных видов предложений, в составе текста в работах М.С.Чертковой, А.И. Студневой, В.В.Амосовой, Г.А. Золотовой, Л.В. Анисимовой, И.М. Кобозевой, A.M. Баранова, Ю.Г. Поляковой, С.В. Гусаренко. Изучались и частные случаи союзной функции вводных элементов в структуре предложения и текста в работах Н.В. Муравьевой, М.Е. Босковой, Т.С. Алгазиной. Но, несмотря на то, что многообразный вводный и вставной элемент уже длительное время выступает предметом пристального интереса языковедов, до сих пор их толкование и технология описаний четко не определены.
К примеру, встречается термин вводные слова и словосочетание в работах М.Е. Босковой, А.Н. Баранова, В.И. Бухарина, И.М. Кобозевой, Д.И. Ганич, А.И. Останина, В.М. Никитина, вводно-модальные слова в работах Л.В. Анисимовой, Т.С. Алгазиной, Г.А. Золотовой, вводные или вводно-союзные компоненты в работах П.А. Лекант, Л.К. Дмитриевой, И.В. Столяровой, вводные слова и обороты в работе В. Падучевой, вводно-модальные единицы у В.В. Амосовой, вводные предложения, вставные элементы, вводные конструкции в работах Е.М. Галкиной-Федорук, П.И. Седун, вставки, вставные конструкции в трудах А.И. Студневой, С.В. Гусаренко, вводные высказывания у Е.Н. Горбачевой и др.
Известно, что Ф.И. Буслаев считал, что вводные слова вставлены без какой-либо видимой грамматической связи[1].
А.А. Шахматов полагал, что вводное слово не можетгут быть ни главным, ни второстепенным членом предложения, так как оно находится вне предложения, но вставлено в него, потому они привносит в предложение определённое значение, видоизменяя его или дополняя сказуемое[2].
А.М. Пешковский действительно видел в вводных конструкциях части, которые внутренне чужды приютившему их предложению, они не вступают в отношение ни с одним из членов этого предложения в порядке управлений, согласований, примыканий и оттого не выступают членами предложения. Значения и грамматические функции данных слов можно сравнить с обстоятельством, но связь их со сказуемым слабее[3].