ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
1.1 Компетентностный подход в современном образовании
2.1 Профессиональная компетентность педагога
2.2 Профессиональнализм и компетентность как неотъемлемая часть педагогического мастерства
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.
На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности окружающей его среды.
Объект : педагогическая деятельность учителя
Предмет: влияние профессиональной компетентности на педагогическую деятельность учителя.
Цель : изучение влияния профессиональной компетентности на педагогическую деятельность
Задачи:
1. Рассмотреть компетентный подход,
2. выявить специфику педагогической деятельности,
3. раскрыть сущность и структуру понятия «профессиональная компетентность»,
4. изучить влияние профессиональной компетентности на эффективность педагогической деятельности,
5. Сделать выводы.
1. ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Всегда основой педагогического процесса были знания. Знания в свою очередь являются главной ценностью образования. Показатель результативности обучения – это, прежде всего, степень овладения знаниями. Практическая деятельность – это, по сути, усвоение опыта реализации знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса носит название знаниевого. Но во второй половине двадцатого века знания, которые приобретались в результате школьного образования, начинают терять свою актуальность и ценность. Это стало происходить по причине доступности различной информации. [5,c.18]
Сегодня это проявляется особенно отчетливо на фоне массовой информатизации и активного развития средств массовой коммуникации. В современном мире наблюдается своеобразное противоречие, когда знания, играющие важную роль в научно-техническом и общественном прогрессе, параллельно перестали быть безусловной ценностью образования. Место знаний, как результата образования, заняла саморазвивающаяся личность, которая способна к поиску знаний, их обработке и применению на практике.
Изменение ценностного базиса образования сделало необходимым введение нового понятия, которое бы отражало способность индивида решать стоящие перед ним задачи, впитывающего в себя знания, опыт и трансформирующего их в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Это понятие – компетентность, то есть способность личности решать возникающие задачи, которые обусловлены спецификой практической деятельности. Компетентностным подходом называется подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности. Компетентность является общим понятием, которое охватывает всю деятельность и все решаемые в ней задачи. Выделяются следующие важные характеристики компетенции: компетенция часть области умений, а не знаний, это способность, которая основана на знаниях, опыте, ценностях, приобретенных благодаря обучению; компетенция – это результат осознанной деятельности; природа компетенций зависит от контекста деятельности, от конкретных обстоятельств; компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня; компетенция обладает многосторонним, разноплановым и системным характером, это результат слияния знаний, умений и навыков.
Следует разобраться в понятиях компетентность и компетенция. Компетентность – это результат овладения компетенциями. Компетенция – это элемент компетентности, который связан с решением конкретной задачи или группы задач. Классифицировать компетенции можно следующим образом: ключевые: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования; базовые: эмоционально-психологические (любознательность, доверие), регулятивные компетенции (ответственность, умение определять цели, концентрация, обобщение), социальные (терпимость, сотрудничество, взаимопомощь), учебно-познавательные (умение учиться, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельность), творческие (принятие решений, самостоятельный поиск информации, способность формировать и отстаивать свое мнение), компетенции самосовершенствования (практическое применение знаний, самоконтроль, саморазвитие); предметные. Компетентность представляет собой специфическую способность, которая требуется для эффективной реализации определенного действия в конкретной области. Компетентность включает в себя узкоспециализированные знания, предметные навыки и способы мышления. Компетентный педагог – педагог обладающий набором специальных компетентностей различного уровня. Существуют ключевые компетентности, предполагающие обладание человеком высоким уровнем инициативы, организаторскими способностями, готовностью давать объективную оценку и анализировать свои действия. Ключевые компетентности надпрофессиональны и актуальны в любой сфере деятельности. Компетентности актуальные в современном обществе: способность к самостоятельной работе; способность брать на себя ответственность самостоятельно; способность к проявлению инициативы; готовность фиксировать проблемы и находить пути их решения; умения анализировать; способность к коллективному взаимодействию; способность к самообразованию; умение принимать решения. Стратегия развития образования в России предполагает, что основой нового содержания образования станут именно ключевые компетентности. [15,c.787]
Апакаев, П.А. Системно-функциональный анализ подходов к понятию «качество образования» / П.А. Апакаев, Н.И. Мерлина, О.А. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. – С. 231.
Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов: автореф. дис. … канд.пед.наук / Л. Н. Атмахова. – Екатеринбург, 2016. – 24 с.
Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003.- №10.- С.8
Введенский, В. Н.Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика.- 2014.- №10.- С.51
Дзюбенко, С. В. Управление процессом развития исследовательской компетентности педагогов в общеобразовательном учебном заведении / С. В. Дзюбенко.- // Кіраванне ў адукацыі.- 2055.- №6.- С.18
Кабкова, Л. В. Профессиональная компетентность руководящего работника школы / Л. В. Кабкова // Народная асвета.- 2004.- №10.- С.58
Красовская, Л. В. Компетентностный подход в определении структуры профессиональной компетентентности учителя технологии / Л. В. Красовская.- // Тэхналагічная адукацыя.- 2004.- №4.- С.15
Молчанов, С.Г. Аттестация: челябинский вариант / С.Г. Молчанов // Директор школы. – 2015. – № 9 (152). – С. 21-24.
Молчанов, С.Г. Профессионально-педагогическая компетентность – объект описания, формирования и оценивания / С.Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. – 2014. – № 2 (06). – С. 14-17.
Молчанов, С.Г. Теория профессиональной компетентности // Человек ориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования: материалы Международной научно-практической конференции 14 октября 2014 г. / под ред. И.О. Котляровой, К.С. Бурова / С.Г. Молчанов. – Челябинск: Цицеро, 2014. – С. 28-32.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2016. – 944 с.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.prosv.ru/umk/doshkolka/info.aspx?ob_no
=29775
Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.