Введение
Теоретическая часть
Особенности развития речи у детей
Влияние физических упражнений на речевое развитие
Практическая часть
Физические упражнения для детей с нарушением речи
Результаты исследования эффективности физических упражнений
Рекомендации по использованию физических упражнений
Заключение
Список литературы
Речь является неотъемлемой психической функцией в жизни каждого человека. Так, чем полнее и качественней речь ребенка, тем ему проще высказывать и доносить свои мысли, тем полноценнее он строит взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, которые его окружают. Развитие речи - является основным показателем развития детей, в частности дошкольного возраста. Дошкольный возраст-это очень серьезный и решающий период в жизни, когда закладываются основы физического, личностного и психического характера.
У детей, имеющих какие-либо речевые патологии, чаще всего наблюдается и задержка общего физического развития, а также плохо развиты чувство ритма, такта, нарушена координация движений, что значительно затрудняет жизнь дошкольнику.
На настоящее время, значение физического воспитания в дошкольном образовании сложно не оценить. Физическое воспитание выступает всё более актуальной и значимой проблемой для обсуждения, поскольку гармоничное и полноценное развитие ребёнка недопустимо без всестороннего подхода к формированию его здорового образа жизни.
Таким образом, целью данной статьи является изучение влияния физических упражнений на дошкольников, у которых имеются нарушения речи. Для решения данной цели были определены следующие задачи:
1)Оценить значимость влияния физических упражнений на речевую функцию.
2)Определить какие комплексы физических упражнений могут поспособствовать уменьшению речевой патологии у детей.
Влияние физических упражнений на умственные способности
Про отрицательное влияние отсутствия физической активности человека известно еще со времен Аристотеля, его цитата гласит: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как продолжительное физическое бездействие». В настоящее время большое внимание органов государственной власти приковано к развитию здорового образа жизни, в частности повышения уровня вовлеченности населения в регулярные занятия спортом, это же и является одной из особо важных стратегических задач нашей страны. А с самого детства мы слышим от родителей, учителей, из СМИ, что «спорт – это движение и жизнь» [1].
Несмотря на частые призывы о пользе занятий спортом, на практике большая часть людей с возрастом, а кто и всю жизнь мало времени посвящают развитию собственного физического состояния.
Еще с 1983 года проводилось множество исследований на тему изучения влияния физической активности человека на мозг человека, и одним из первых исследований на эту тему было «Physical activity and the healthy mind» (под авторством профессора нейробиологии R. J. Shephard), результаты которого были опубликованы в US National Library of Medicine National Institutes of Health [3]. Но в силу недостаточности знаний о строении нейронных связей мозга, объяснить все процессы с точки зрения нейробиологии не представлялось возможным.
Зависимость между уровнем IQ человека и уровнем физической подготовки объясняется не генами, а факторами окружающей среды. Молодые люди в возрасте 15-18 лет, которые совершенствуют свою физическую форму, создают предпосылки для повышения когнитивных способностей. Поэтому, физическая культура является предметом, который является одним из важных и необходимых, повышающих эффективность изучения школьной учебной программы.
Нами проведено исследование о влиянии физических упражнений на умственные способности человека. К данному исследованию привлекалась группа школьников 11 классов, в количестве 15 человек «Гимназии № 42», г. Санкт-Петербурга.
Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Климова, Е.В., Гребенникова, И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи //Адаптивная физическая культура. – 2009.
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика в системе воспитания и обучения ребенка // ЛФК и Массаж. — 2003.
Соловьева, Т.В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи // Адаптивная физическая культура. — 2006.
Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г