Курсовая работа|Педагогика

Влияние цифровой среды на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы

цифровой среды на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста

1.2. Основы формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

1.3. Цифровые ресурсы в работе педагога по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование по изучению влияния цифровой среды на формирование основ безопасного поведения детей

возраста

2.1. Диагностика исходного уровня сформированности безопасного поведения детей дошкольного возраста

2.2. Разработка и апробация программы формирования основ безопасного поведения для детей дошкольного возраста

2.3. Анализ полученных результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

Актуальность. В настоящее время одной из насущных психолого-педагогических проблем является формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Самое главное не упустить момент, когда у детей наступает благоприятный период для развития когнитивных способностей, составляющих совокупность процессов мозговой активности познания окружающего мира: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. В этой связи цифровая среда играет немаловажную роль, так как дети дошкольного возраста уже с первого года жизни начинают интересоваться планшетами, мобильными телефонами, в то время как для маленького ребенка они не несут должного развивающего эффекта. Таким образом, возникает необходимость делать мультипликацию и компьютерные игры максимально полезными в развивающем плане для детей дошкольного возраста, которые бы их учили наглядно в том числе и правилам поведения в окружающей среде.

С ранних лет ребенка необходимо научить мыслить, быть человеком, имеющим свое собственное мнение и суждение в различных вопросах жизнедеятельности. Такая жизненная позиция позволяет развивать способность человека творчески мыслить, рассуждать, умение аргументированно высказывать свою точку зрения. В детском дошкольном возрасте, конечно, рано детям иметь свою особенную точку зрения, поскольку еще нет определенных знаний, умений, навыков и жизненного опыта. Все это придет с возрастом, но именно в этом возрасте закладывается фундамент для успешного развития познавательной деятельности в дальнейшем и умение сохранять свою собственную жизнь и жизнь окружающих людей.

Детский дошкольный возраст является весьма ответственным в развитии каждого ребенка, так как им необходимо дать определенный багаж знаний, умений и навыков, которые будут способствовать правильному безопасному поведению в быту, развитию коммуникативных способностей для продуктивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Для неподготовленного в плане познавательной деятельности и психологически ребенка обучение в первом классе общеобразовательной школы будет неэффективным из-за постоянной стрессовой ситуации, что он не может успевать по школьным предметам, как другие дети и как того требует учитель. Поэтому у детей необходимо развивать познавательные способности с помощью средств и методов педагогической деятельности, научить их правильно обращаться с гаджетами, знать их подлинное назначение, пробудить в них интерес к чтению книг, рисованию, лепке, развивать у них наблюдательность, умение общаться друг с другом в коллективе. Только в процессе живого общения ребенок будет получать нужные коммуникативные навыки. 

Предмет исследования – формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Объект исследования – цифровая среда, как средство формирования у дошкольников безопасного поведения.

Цель исследования – определить влияние цифровой среды на формирование безопасного поведения у дошкольников.

Исходя из поставленной цели исследования, нами для решения были поставленные следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по формированию у дошкольников безопасного поведения.
  2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определение уровня сформированности безопасного поведения детей дошкольного возраста.
  4. Разработать и апробировать программу формирования основ безопасного поведения для детей дошкольного возраста. 

 Структура данной курсовой работы следующая: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается, что начинается с трех лет и до 7-летнего возраста. Дошкольный возраст является познавательным для ребенка окружающего мира. Ребенок знакомится с правилами поведения в обществе, личной и общественной гигиеной, этикой и эстетикой, правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, при занятии какой-либо деятельностью в быту, во время игры, занятий спортом, танцами, музыкой. Также формируются личностные качества ребенка, постепенно развивается речь, память, внимание, мыслительная деятельность. Детям дошкольного возраста свойственно тянуться к взрослым людям, как средству познания окружающей действительности, они часто задают вопросы взрослым, постоянно нуждаются во внимании и одобрении со стороны родителей, педагогов и других взрослых людей [4].

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является ролевая игра. С помощью игры дети дошкольного возраста получают новые знания, закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся знания, умения и навыки. В дошкольном возрасте дети учатся взаимодействовать друг с другом в детском коллективе, контролировать свое поведение, эмоции, конкретные действия, учатся разбираться, что такое хорошо, и, что такое плохо. Мыслительная деятельность дошкольника развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному, устанавливая взаимосвязи между предметами и их свойствами.

Этот возраст характеризуется развитием памяти. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения [8].

В педагогике и психологии различают три дошкольных возраста: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (5-7 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет). Каждый возрастной период характеризуется своими физиологическими и психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, осуществляя педагогический процесс. В данный период развития человека активно формируется восприятие, преобладает наглядное мышление, появляются начальные навыки логического мышления, делаются первые шаги в познавательной деятельности.

Известный психолог А.В. Запорожец отмечает, что дети дошкольного возраста могут самостоятельно выполнять действия, используя словесные объяснения взрослого человека, которые должны быть подкреплены доступными наглядными материалами.

Исследования отечественных ученых (М.И. Лисина, Л.С. Выготский,                         Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина) указывают на то, что психолого-педагогические средства и методы развития интереса детей к познавательной деятельности должны быть сопряжены с их интересами и потребностями, то есть иметь мотивацию развивать: речь, память, внимание, восприятие, мышления и другие качества личности. Психолог А.В. Петровский считает, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста начинается с восприятий и ощущений, за счет развития которых формируются мыслительные процессы [11].

Интенсивное развитие всех познавательных процессов, обусловлено развитием речи, памяти и внимания ребенка. Следует отметить, что в дошкольном возрасте ребенок по своим физиологическим показателям не может длительное время сохранять свое внимание, выполняя однотипную работу, сосредоточенную на определенном действии и предмете, поэтому полезно им давать задание, переключающее внимание и с частой сменой деятельности. Занятия с дошкольниками должны быть максимально интересными и эмоциональными. Дети еще не могут понять полезность получаемых ими знаний, поэтому мотивировать их на познавательную деятельность надо через игру. Стремясь достигнуть поставленной перед ним цели, проявляет волевые качества и приобретает опыт построения взаимоотношений с взрослыми людьми и сверстниками. Способность к приобретению познаний у них осуществляется через получаемые эмоции и чувства в процессе выполнения определенных действий, через выполнение которых приобретаются определенные знания, умения и навыки [25].

Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.

Адаева, Д. Н. Организация работы педагога с одаренными детьми / Д. Н. Адаева // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 8-14.

Аксенова, Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] учеб. пособие для студентов педвузов / Т. А. Аксенова, Л. И. Божович.– М . : Питер; 2008. – 398 с.

Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.

Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.

Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Юрайт, 2016. – 164 с.

Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.

Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.

Выготский, Л. С. «Общая психология» и «Возрастная психология» [Текст] / Л. С. Выготский – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 – 1008 с.

Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений : учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.

Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.

Горбунова, О. И. Роль инновации в современной дошкольной педагогике / О. И. Горбунова // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Омск, 03 июня 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 38-40.

Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.

Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 111 с.

Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 183 с.

Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учеб. пособие для вузов [Текст] / М. В. Ермолаева.– М.: Москва , 2006. – 223 с.

Жарова, Е. В. Педагогические средства развития речи детей дошкольного возраста / Е. В. Жарова // Актуальные проблемы специального образования : Сборник научных трудов. – Тверь : Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2020. – С. 38-43.

Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.

Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 149 с.

Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.

Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.

Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 96 с.

Кондратьева, Н. Л. Педагогика Марии Монтессори в отечественном дошкольном образовании / Н. Л. Кондратьева, Е. С. Рычагова // Педагогика Монтессори в современной России : Сборник статей к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори / Под общей редакцией К.Е. Сумнительного. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-25.

Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми раннего возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке : борник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 22-27.

Крежевских, О. В. Интерпрофессиональное образование педагога дошкольного образования : монография / О. В. Крежевских. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 159 с.

Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.

Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования : Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.

Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. – М.: Просвещение, 2008.– 352с.

Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.

Немов, Р.С., Диагностика познавательных процессов дошкольников [Текст]: учеб. пособие для педагогов / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 640 с.

Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар, 2007.– 463 с.

Салахова, Л. Д. Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников / Л. Д. Салахова // Теория и практика современной педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 171-173.

Сикорский, И. А. Душа ребенка / И. А. Сикорский ; ответственный редактор Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 162 с.

Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 121 с. 

Теоретические предпосылки формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста / М. И. Макарова, Е. В. Голованова, Н. Н. Куцубина, М. В. Бирюкова // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования : Сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 16–17 апреля 2020 года. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2020. – С. 52-56.

Ушакова, О. С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О. С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития : сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25–26 ноября 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – С. 35-40.

Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 262 с.

Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века : учебное пособие для вузов / Е. В. Чмелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 194 с.

Шнейдер, Л. Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник : Практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 576 с.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.

Эльконин, Д.Б. Возрастная педагогика и психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007.– 384 с.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское