Актуальность исследования. Комплекс ГТО в советские годы являлся основой программы подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи. Данная программа просуществовала 60 лет и охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет [48].
Возрождение комплекса ВФСК ГТО является важным событием в истории спорта нашей страны. Подписанный Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Указ №172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», гласит: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, постановляю о введении в действие с 1 сентября 2014 года положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания населения».
Научные публикации свидетельствуют, что необходимость в данном событии во многом определена ухудшением здоровья и снижением уровня физической подготовленности населения, в том числе у школьников и студентов. Кроме того, существует осознанная потребность в преемственности физической подготовки допризывной молодежи, готовой выполнить свой долг, служа в рядах Вооруженных сил России [1,18, 20, 38, 55, 135, 178, 189].
Поэтому именно школьникам Министерство спорта Российской Федерации отводит важную роль как основной части населения, которая пойдет массово сдавать новые нормативы ГТО, о чем свидетельствует утвержденный поэтапный план внедрения ВФСК ГТО (Распоряжение Правительства РФ № 1165-р от 30 июня 2014 года).
Вместе с тем, в нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО существуют неразрешенные вопросы. На сегодняшний день нет сведений об отношении учащихся младшего школьного возраста и их учителей, родителей к современному комплексу ГТО. Необходимость сбора данной информации обусловлена, прежде всего, ведущими принципами, на которых базируется ВФСК ГТО, а именно: «добровольность» и «доступность». Данные принципы требуют, с одной стороны, формирования заинтересованного отношения индивида к подготовке, выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, а с другой стороны, предоставления возможности этой подготовки России [35].
По мнению большинства авторов (Д.А. Киселев, 2014; В.В. Вавилов, 2015; И.А. Грец, 2016 и др.), существует и проблема несоответствия самих нормативных требований комплекса ГТО, предъявляемых к оценке уровня физической подготовленности населения, в том числе и у участников I ступени. Более того, существующие рекомендации к двигательному режиму для подготовки и выполнения испытаний ВФСК ГТО не детализированы.
В этом случае возникает объективная необходимость изучения соответствия требований комплекса ГТО, оценки готовности современных школьников начальных классов к выполнению испытаний ГТО и конкретизации организационной работы по подготовке будущих значкистов.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников и студентов.
Предмет исследования: характеристики отношения школьников и студентов к ВФСК ГТО.
Цель исследования: повышение эффективности процесса физической подготовки учащихся младшего школьного возраста для выполнения нормативов ВФСК ГТО I ступени.
Постановка цели и выдвижение гипотезы исследования предопределили решение задач исследования:
Проанализировать методические особенности подготовки учащихся 7-8 лет к выполнению испытаний ВФСК ГТО (I ступень).
Оценить физическое состояние и двигательный режим учащихся общеобразовательных школ, участвующих в подготовке к испытаниям комплекса ГТО I ступени.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты дополняют раздел теории и методики физической культуры в начальной школе новыми сведениями, которые позволяют обосновать подготовку детей младшего школьного возраста к нормативам ВФСК ГТО I ступени, конкретизировать двигательный режим значкистов и получить информацию о ходе реализации пропаганды ВФСК ГТО в общеобразовательных школах.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке методики подготовки детей младшего школьного возраста к выполнению норм ВФСК ГТО, написании рекомендаций требованиям к уровню физической подготовленности значкистов ВФСК ГТО I ступени. Полученные результаты целесообразно использовать специалистам в сфере преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Структура исследования. Курсовая работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. История возникновения и современное состояние ВФСК ГТО
1.1. История возникновения комплекса ГТО
После победы Великого Октября страна укреплялась, набирала политическую мощь, а энтузиазм советских людей, их тяга к новому стали проявляться во всех сферах жизни — в труде, культуре, науке, спорте.
Развитие физической культуры и обучение населения военным навыкам становятся в СССР приоритетными задачами, выполнение которых контролируется первыми лицами государства. В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР принимает декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Начиная с апреля 1918 года, мужчины и женщины от 18 до 40 лет обязаны обучаться военному делу по месту работы[5].
В 1927 году путем слияний и реорганизаций нескольких военноспортивных объединений в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Уже к началу 1928 года эта организация насчитывает около 2 млн. человек. По всей стране под эгидой ОСОАВИАХИМа строятся тиры, стрельбища, создаются аэроклубы и военно-спортивные кружки, где молодежь осваивает специальности радиста, телеграфиста, парашютиста, моториста, санитара, медсестры, пилота и др. [11].
Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».
24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» напечатала обращение, в котором предлагалось установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнял — награждать значком. Новая инициатива комсомола получила признание в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который 11 марта 1931 года после общественного обсуждения был утвержден и стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны [12,13].
Цель вводимого комплекса — «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения...». Основное содержание комплекса ГТО было ориентировано на качественную физическую подготовку сотен миллионов советских людей.
Начиная с 1931 года, активисты ОСОАВИАХИМа ведут широкую пропагандистскую деятельность, проводят занятия по противовоздушной и противохимической обороне на заводах и фабриках, в государственных учреждениях и учебных заведениях. К обязательным занятиям привлекаются все учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, личный состав Вооружённых Сил СССР, милиции и некоторых других организаций[5].
Помимо обязательных занятий граждане проявляют самостоятельную инициативу заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учёбы время посещают учебно-тренировочные занятия и участвуют в спортивных соревнованиях.
К испытаниям на получение значка «Готов к труду и обороне» первоначально допускались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет. Особым условием было удовлетворительное состояние здоровья. Определял его врач, который устанавливал, что выполнение норм по данному комплексу не принесет ущерба здоровью человека [24].
К соревнованиям допускались физкультурники, организованные в коллективы, и физкультурники-одиночки. Для проведения практических испытаний они распределялись на отдельные группы по полу и возрасту.
1. Булгакова, О. В. ГТО как вектор эффективности физического воспитания населения страны: (научно-педагогический аспект) / О. В. Булгакова, Т. В. Брюховских, В. В. Пономарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 14-15.
2. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков. // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-24.
3. Васенин, Г. А. Параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени [Текст] / Г. А. Васенин, Г. Н. Германов, И. В. Машошина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 26-31.
4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.]. – Москва: Советский спорт, 2014. – 60 с.
5. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». - Москва: Физкультура и спорт, 1973. – 40 с.
6. Гаппоев, И. Х. К вопросу о тестах, применяемых в мониторинге физической подготовленности учащейся молодежи / И. Х. Гаппоев // Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех. - Москва, 2008. - Т. 1. - С. 274 - 276.
7. ГТО: перезагрузка // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 3 (71): Апрель. - С. 6-8.
8. Гурский, А. В. Возвращение ГТО / А. В. Гурский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 78-79.
9. День юного стрелка // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - № 1. - С. 6.
10. Дмитриева, С. В. Результаты мониторинга физической подготовленности старших школьников гимназии Тюменского государственного университета / С. В. Дмитриева, А. А. Ахметова // Пути и средства повышения эффективности физического воспитания студентов высшей школы. - Тюмень, 2009. - С. 95-99.
11.Должиков, И. И. Комлекс ГТО в общеобразовательной школе / И. И. Должиков, В.Л. Тульпо. – Москва: Просвещение, 1978. – 96 с.
12.Единая всесоюзная спортивная классификация 1969-1972 / ред. В.Н. Грачева. – Москва: Физкультура и спорт, 1969. – 335 с.
13.Единая всесоюзная спортивная классификация 1973-1976 / ред. В.А. Сазонов. - Москва: Физкультура и спорт, 1973. – 383 с.
14.Единая всесоюзная спортивная классификация 1977-1980 / сост. Э.С. Громадский.- Москва: Физкультура и спорт, 1977. – 384 с.
15.Единая всесоюзная спортивная классификация 1980-1984 / сост. М.В. Стародубцев. - Москва: Физкультура и спорт, 1981. – 312 с.
16.Единая всесоюзная спортивная классификация 1985-1988 / сост. М.П. Котов. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. – 283 с.
17.Единая всесоюзная спортивная классификация. - Москва: Физкультура и спорт, 1961. – 198 с.
18.Единая всесоюзная спортивная классификация/ ред. Г.Б. Хотянова. – Москва: Физкультура и спорт, 1957. – 196 с.
19.Жохов, В. С. Предшественники комплекса ГТО / В. С. Жохов // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8. - С. 49-54.
20.Журенков, К.Хорошо забытые старты / К. Журенков // Огонек. - 2013. - № 13. - С. 4-5. Лебедев, И. А. Готовимся к соревнованиям / И. А. Лебедев // Физическая культура в школе. - 2013. - № 7. - С. 53-58.
21.Каинов, А. Н.Мониторинг готовности общеобразовательного учреждения к внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 60-63.
22.Калинина, Н. Е. Российская система физического воспитания: прошлое, настоящее и будущее / Н. Е. Калинина, В. С. Якимович, М. Н. Жегалова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5. - С. 54-60.
23.Колтовский, С. На смену ГТО / С. Колтовский // Учитель. - 2014. - № 5. - С. 34.
24.Комплекс ГТО в физическом воспитании студентов / ред. М.Я. Виленский. – М.: [ б.и. ], 1979. – 109 с.
25.Комплекс ГТО в ХХI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса "Готов к труду и защите Отечества" в 2008-2010 гг. / В. А. Кабачков [и др.] // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 2. - С. 47-50.
26.Комплекс ГТО как основа мониторинга физического воспитания студентов / Р. В. Бальба [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 27-31.
27.Комплекс ГТО. Положение и таблицы оценки результатов по летнему и зимнему многоборьям / ред. Э.Р. Акопян. – Москва: Советский спорт, 1990. – 64 с.
28.Кочетков, В.О важности разминки / В. Кочетков // Физкультура и спорт. - 2014. - № 9. - С. 12-14.
29.Кочетков, В. Учитесь подтягиваться! / В. Кочетков // Физкультура и спорт. - 2014. - № 8. - С. 9-11.
30.Курамшин, Ю. Ф. Комплекс ГТО в системе воспитания студентов: история создания и развития / Ю. Ф. Курамшин, Р. М. Гадельшин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 9-12.
31.Курамшин, Ю. Ф.Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы XX века / Ю. Ф. Курамшин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4. - С. 67-71.
32.Манжелей, Ирина Владимировна. Педагогическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в вузе / И. В. Манжелей // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 121-125.
33.О проведении мониторинга физического развития обучающихся: письмо Департамента гос. политики в сфере воспитания, доп. образования и соц. защиты детей Минобрнауки РФ от 29 марта 2010 г., № 06-499 // Вестник образования России. - 2010. - № 18. - С. 67-80.
34.Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса "Готов к труду и защите Отечества" в 2008-2010 гг. / В. А. Кабачков [и др.] // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 2. - С. 47-50
35.Парфенова, Л. А. Предложения по совершенствованию нормативнотестирующей части комплекса ГТО / Л. А. Парфенова, Г. А. Гордеева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9. - С. 114-119.
36.Перова, Е. И. Комплекс ГТО в XXI веке / Е. И. Перова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 6. - С. 58-62.
37.Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 25. Ст. 3309.
38.Предложения по совершенствованию нормативно-тестирующей части комплекса ГТО / Л. А. Парфенова, Г. А. Гордеева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9. - С. 114-119. 39.Ремизов, А. А. ДОСААФ и образование / А. А. Ремизов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. - № 1. - С. 3-4.
40.Решетников, Н. В. Каким я вижу комплекс ГТО / Н. В. Решетников // Физическая культура в школе. - 2014. - № 2. - С. 47-49.
41.Российская Федерация. Правительство Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО): постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г., № 540 / Российская Федерация, Правительство // Вестник образования России. - 2014. - № 14. - С. 70-76.
42.Российская Федерация. Президент. О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" : указ президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г., № 172 / Российская Федерация, Президент // Вопросы местного самоуправления. - 2014. - № 2 (54). - С. 222-223.
43.Сдаем нормы ГТО: Метод. пособие по подготовке к сдаче норм IV ступени комплекса ГТО / сост. и ред. В.А. Уваров. - Москва: Физкультура и спорт, 1979. – 207 с.
44.Семенов, Л. А. Мониторинг и проблемы физического воспитания детей и подростков / Л. А. Семенов. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 2. - С. 49-52.
45.Симутина, Е.А. Проблемы и перспективы введения нового комплекса ГТО в России / Е. А. Симутина, Н. Е. Захаров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 173-177.
46.Смирнова, И. А. Учителя обсуждают концепцию и содержание всероссийского физкультурно-спортивного комплекса / И. А. Смирнова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 2-6.
47.Спирин, В.К. Нормативная база Всероссийского физкультурноспортивного комплекса в качестве условия обоснования технологии подготовки и организации сдачи норм ГТО / В. К. Спирин, В. А. Багина, А.А. Степанов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 2-6.
48.Стародубцева, И.В. ГТО в общеобразовательной школе: проблемы и перспективы внедрения / И.В. Стародубцева, Н.Л. Стародубцев // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных специалистов. - Тюмень: Вектор Бук. Ч. 1. - 2014. С.221-223.
49.Титушина, Н. В. Факторы, определяющие необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Н. В. Титушина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7. - С. 168-171.
50.Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е. И. Перова [и др.] // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60.
51.Фоменко, Н. И. Роль авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в допризывной подготовке учащейся молодежи Москвы / Н. И. Фоменко // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2011. - № 3. - С. 26-27.
52.Фрумин, И.Будем здоровы / И. Фрумин // Огонек. - 2013. - № 13. - С. 5.