Введение
Глава 1. Взаимосвязь философии и науки в античной культуре
1.1 Натурфилософия и возникновение атомистических представлений
1.2 Особенности пифагорейской науки
Глава 2. Греческая наука эпохи Платона и Аристотеля
2.1 Трактовка частнонаучного знания в философии Платона
2.2 Концепция науки в учении Аристотеля
Список литературы
Актуальность темы исследования. Античное наследие научного характера в настоящее время представляется непосредственным базисом научной области, определяющее ее особенности закономерного развития. Сформированный терминологический аппарат познания благодаря синтезу науки и философии трансформировался в результате в многофункциональный методологический алгоритм, производящий новые знания и умения [6, с. 8].
В античном мире возникла многоцелевая база, обуславливающая собой рациональность научного мира в последующем. И эта рациональность вытекает из суждения, утверждающего целостность бренного мира из взаимосвязи материальных вещей и сознательных процессов, которые благодаря взаимодействию трансформируют законы естества. В античности уверовали понятие, свидетельствующее усвояемость мироздания через познание законов собственного мира [5, с. 3].
Эллинистическое возникновение имеют главные субъектные категории научного познания. Прежде всего, это метод, теория, система и гипотеза, которые в совокупности представляют понятийный аппарат изучаемого феномена действительности. Также в античности сформировались в основу важные проблемные вопросы, имеющие актуальность и в настоящее время. В частности, философы и ученые Древней Греции изучали и рассматривали трансформацию мыслительных процессов сознания личности, проблемные вопросы, касающиеся основ мироздания и вселенной, законы перемещения, прочие дилеммы.
Из вышесказанного следует, что современное познание базируется на первоосновах, которые были сформулированы еще в античном мире. Именно в это время установились основные тенденции проблематики познания. Греческое философское знание в результате задало вектор всей динамике историзма, который обусловил развитие науки и техники. Мысль, зародившись в античной Греции, включала первоосновы практически всех тенденций науки, реализованные впоследствии в определенных условиях социокультурного характера в течении всего исторического периода развития человечества.
Понимание первооснов и их философское осмысление представляется важным фактором, способствующим последующему развитию познания и мышления. Из-за этого обнаружение взаимосвязи значимости генезиса науки в античности видится нами крайне важной проблемой.
Объект исследования: этап генезиса античной науки, понимаемый в его социокультурной ипостаси.
Предмет исследования: система социокультурных факторов, рассматриваемых в качестве детерминант процесса становления науки как особого способа организации познавательной деятельности.
Цель исследования: раскрытие форм и механизмов социокультурной детерминации познания в его движении к науке.
Задачи исследования:
Изучить натурфилософию и возникновение атематических представлений в античной культуре;
Охарактеризовать особенности пифагорейской науки;
Проанализировать трактовку частнонаучного знания в философии Платона;
Рассмотреть концепции науки в учении Аристотеля.
Структура исследования. Курсовая работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Взаимосвязь философии и науки в античной культуре
В 1907 году Гальтон основал в Великобритании Общество евгенического образования (Eugenics Education Society), ставшее первым в мире евгеническим обществом. Евгеника была поддержана учеными того времени и даже стала преподаваться в университетах.
В том же 1907 году в США были приняты первые законы о принудительной стерилизации, вслед за Штатами такие законы приняли некоторые канадские провинции и скандинавские страны. В Великобритании подобные законопроекты никогда не принимались, хотя и обсуждались в парламенте: евгеническая идеология поддерживалась английскими политиками. Например, детские пособия назывались «хорошей идеей с точки зрения евгеники», так как они заставляют родителей обдумывать количество детей, что, «несомненно, свидетельствовало о «социальных достоинствах» самих родителей». Вмешательство государства в деторождение и контроль рождаемости поддерживали многие известные люди: драматург Джордж Бернард Шоу, писатель-фантаст Герберт Уэллс, английский биолог и политик Джулиан Хаксли, лауреат Нобелевской премии Алексис Каррель и другие. В 1920 году было образовано и Русское евгеническое общество (распущено в 1929 году), члены которого — биологи и антропологи, занимались не только евгеникой, но, в первую очередь, исследовали вопросы генетики, изучали наследственность и факторы наследственных заболеваний.
Дальше всех в поддержке евгенических идей зашел нацистский режим в Германии, в конечном итоге не только стерилизуя, но и физически уничтожая «нежелательных» людей миллионами. При этом нацисты вместо термина «евгеника» использовали определение «расовая гигиена» — меры, направленные на «улучшение расы». Меры включали в себя как пропаганду здорового образа жизни и многодетности для «высшей» расы, так и принудительную кастрацию, стерилизацию и геноцид «низших» элементов.
Портрет «идеальной» немецкой семьи с пропагандистского плаката Третьего Рейха. Надписи гласят: «НСДАП укрепляет народную общностьАдольф Гитлер был знаком с работами немецких евгеников и использовал их идеи для своей идеологии освобождения от «низших» элементов. Нацисты разработали такие программы как «Т-4», в рамках которой люди с психическими расстройствами, умственно отсталые и с наследственными болезнями сначала принудительно стерилизовались, а в дальнейшем и физически уничтожались. Во время нацистской программы детской эвтаназии (Kinder-Euthanasie) в детских специализированных учреждениях было уничтожено по меньшей мере 5 000 детей.
Считается, что нацистские зверства так ужаснули мир, что евгенические идеи были надолго забыты. Некоторые ученые, тем не менее, полагают, что прекратилось только открытое обсуждение евгеники в западном обществе, но евгенические методы продолжали существовать. Например, в Индии из-за угрозы голода и перенаселения в 1970-х годах было стерилизовано около 3 млн человек, в Чехословакии в это же время началась принудительная стерилизация цыганок, которая, по разным данным, продолжалась до 2012 года. В Швеции в рамках национальной евгенической программы с 1934 по 1974 год были стерилизованы 62 000 шведов.
Тем не менее, крах нацизма сделал явное обсуждение евгеники неприемлемым в научных кругах и среди политиков. Сегодняшнее возрождение евгенических идей связано, прежде всего, с современными генетическими исследованиями.
Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. – М.: Изд-во «Искусство», 1992 – 269 с., ил.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). – М.: Изд-во «УРСС», 2010. – 568 с.
Генон Р. Кризис современного мира / Пер. с англ. Н.В. Мелентьева – М.: Изд-во «Академический проект», 2018. – 265 с.
Гриненко Г. В. История философии: учебник для бакалавров / Г. В. Гриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 706 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
Гребенюк А. В. История мировых цивилизаций в 3 ч. Часть 2. Античная цивилизация: учебное пособие для вузов / А. В. Гребенюк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2020. – 365 с.
История античной философии: учебное пособие для вузов / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский; под общей редакцией Р. В. Светлова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2020. – 288 с.
Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли / Пер. с англ. Ю.А. Зиневич. – СПб.: Изд-во: «Алетейя», 2001. – 288 с.
Кнабе Г.С., Протопопова И.А. История мировой культуры. Наследие Запада. – М.: Изд-во «РГГУ», 1998. – 428 с.
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / Пер. с фр. Я. Ляткера. 2-е изд. – М.: Изд-во «Прогресс», 2003. – 286 с.
Левек П. Эллинистический мир. – М.: Изд-во «ГРВЛ», 1989. – 256 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: – М.: Изд-во «Наука», 2000. – 252 с.
Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Античный мир. Средневековье. Возрождение / В. В. Лункевич. – М.: Изд-во «Юрайт», 2020. – 384 с.
Никишин В. О. Историческая география античного мира: учебное пособие для вузов / В. О. Никишин. – М.: Изд-во «Юрайт», 2021. – 279 с.
Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – М.: Изд-во «Наука», 1975. – 349 с.
Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. – М.: Изд-во «АСТ», 2018. – 768 с.
Поликарпов В.С. История искусства. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во «ТРТУ», 2005. – 344 с.
Поликарпов В.С История восточной философии. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 194 с.
Ревко П.С. Научное наследие Греции: история и современность. – Таганрог: Изд-во «Кучма», 2009. – 170 с.
Розин, В. М. История и философия науки: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Юрайт», 2020. – 414 с.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Изд-во «Гардарики», 1995. – 400 с.
Фаррингтон Б. Голова и рука в Древней Греции. Четыре очерка социальных связей мышления. – СПб., 2008.
Фейнман Р. Характер физических законов. – СПб.: Изд-во «СПБ ун-та», 2009. – 169 с.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989. – С. 239.
Халфин Л.А. Квантовый эффект Зенона / Успехи физических наук. 1990. – Том 160. – Вып. 10.
Popper К. The world of Parmenides. N.Y., 1998. (Русский перевод 7- й главы этой книги в журн.: Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4. – С. 672-702; 2003. № 2. – С. 64-101.)
Farrington B. Greek Science. Baltimore, 1961.
Demandt: Theories, from Crooked Timber weblog entry August 25 2003. Retrieved June 2005.