Введение
Глава 1. Особенности дифференциальной диагностики стертой дизартрии, дислалии
1.1 Понятия «стертая дизартрия» и «дислалия»
1.2 Проявления стертой дизартрии и дислалии
1.3 Методы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование методов дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии
2.1 Эмпирическое изучение методов дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии
2.2 Анализ и выводы эмпирического исследования
2.3 Направленная логопедическая работа по коррекции речи у детей со стертой дизартрией.
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования проблемы дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте наибольшую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют дислалия и стертая форма дизартрии. Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии представляет интерес для логопедии, и требует дальнейшей разработки приемов логопедической диагностики, совершенствования методов логопедической работы в доречевом и речевом периоде.
Широкий анализ практики показал, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако при детальном изучении встречаются различия. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман, доказав, что, например, коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенные трудности [19].
Основным отличительным признаком дизартрии от дислалии является то, что в этом случае страдает не только произношение отдельных звуков, но и моторная сфера, артируляция и т.д. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Разработкой системы дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии в дошкольном возрасте занимались такие ученые как Л. С. Волкова, Л. Т. Журба, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Е. Н. Правдина-Винарская, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская и другие.
В настоящее время логопедами с детьми дошкольного возраста регулярно проводятся диагностические обследования, направленные на выявление отдельно дислалии и дизартрии. Тем не менее, на практике не всегда применяется дифференцированная диагностика стертой дизартрии и дислалии, что способствует постановке неверного логопедического диагноза и снижению эффективности коррекционной работы. Таким образом, наблюдается противоречие достаточной разработанностью теоретического аспекта диагностики таких речевых нарушений как дизартрия и дислалия у детей дошкольного возраста и отсутствием системы дифференцированной диагностики стертой дизартрии и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Разрешение этого противоречия определило проблему нашего исследования: какова эффективная система дифференцированной диагностики дислалии и стертой дизартрии у детей дошкольного возраста?
Цель исследования: изучение использования дифференциальных диагностик стертой дизартрии от дислалии в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретические и практическое состояние проблемы дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей дошкольного возраста.
- Выявить различия в развитии детей с дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией.
- Выявить и экспериментально проверить эффективность использования системы дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с нарушениями речи (стертой дизартрией и дислалией).
Предмет исследования: использование логопедических технологий для дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии от дислалии.
Гипотеза исследования: система дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей дошкольного возраста будет эффективной при подборе диагностических методик, позволяющих разграничить стертую дизартрию и дислалию по ряду признаков (произвольная общая моторика, мелкая моторика, моторная артикуляция).
Методы:
- изучение и анализ литературы,
- тестирование,
- эксперимент.
Структура работы состоит из двух глав, введения и заключения.
Глава 1. Особенности дифференциальной диагностики стертой дизартрии, дислалии
1.1 Понятия «стертая дизартрия» и «дислалия»
Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).
Как особый вид речевого расстройства стертая форма дизартрии стала выделяться в логопедии относительно недавно – в 50-60-х годах XX века.
В своей классификации нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанной на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональным характером нарушения, и дизартрию, обусловленную органическим повреждением центральной нервной системы.
Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е. Ф. Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симптоматика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.
Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дислалии, ни дизартрии.
Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикуляторная диспраксия, органическая, центральная или усложненная - «затяжная» дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартрические расстройства и др.). В дальнейшем в исследованиях Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартыноврй, Э. Я. Сизовой, Э. К. Макаровой, Л. В. Лопатиной и других эти нарушения стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.
Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О. А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.
Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.
Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распространенный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур головного мозга.
В иностранной литературе для подобных нарушений используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech – DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, оральную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную мозговую дисфункцию.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии.
Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: Аст: Астрель: Хранитель, 2017. - 319 с.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 254 с.
Винарская Е. Н. Мелехова Л. В. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых // Речевые расстройства у детей и методы их устранения [Текст] / Е.Н. Винарская, Л.В. Мелехова. - М.: МГПИ, 2015. С. 61-68.
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. -- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 45 с.
Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша // Логопед. 2014. - № 1. - С. 10 - 17.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 96 с.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. - 2014. - № 2. - С.10-12.
Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова. - СПб: Союз, 2016. - 318 с.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман. - М.: Астрель, 2016. - 223 с.
Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии [Текст] / И.Б. Карелина // Дефектология. - 2016. - № 5. - С. 10-14.
Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2017. - 48 с.
Корнев А.Н.Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб: Речь, 2016. - 380 с.
Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб: Союз, 2016. - 420с.
Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2017. - 165 с.
Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 680 с.
Логопедия. Методическое наследие [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: ВЛАДОС, 2018. - Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. - 304с.
Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] / Л.В. Лопатина // Дефектология. - 2016. - № 2. - С. 64 - 70.
Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи» [Текст] / Л.В.Лопатина. - СПб., 2016. - С 177-182.
Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1. [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 218 с.
Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей - дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса [Текст] / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: ВЛАДОС, 2017 - 226 с.
Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса. [Текст] / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. - М.: ВЛАДОС, 2017. - С 80 - 85.
Поваляева М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 448 с.
Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2018. - 290 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2014. - 208 с.
Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии // Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. Кн.1, часть 2.- М.: ВЛАДОС, 2016. - С. 103-118.
Соботович Е.Ф. Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014. - №4. - С. 44-50.
Токарева С. А. Дизартрии. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / С.А. Токарева. - М.: Академия, 2016. - 234 с.
Хватцев М. Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2016. - 296 с.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2т. Т.II [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 560 с.