Введение
Глава 1. Методика изучения словообразования и морфологии в средней школе.
1.1 Изучение разделов науки о языке в школьном курсе: общие замечания.
1.2 Принципы и содержание работы, направленной на изучение грамматики в средней школе.
1.3 Выводы.
Глава 2. Изучение существительных общего рода в школьном курсе русского языка.
2.1 Система уроков по теме «Имя существительное».
2.2 Уроки по теме «Существительные общего рода».
2.3 Выводы.
Заключение
Список использованной литературы
Изучение русского языка является важной составляющей образования в школе, поскольку владение родным языком не только способствует коммуникации и общению, но и формирует основы мышления, позволяет развивать логику и аналитическое мышление учащихся. В школьном курсе русского языка особое внимание уделяется изучению грамматических категорий, в том числе существительных, которые являются основными частями речи.
Существительные общего рода занимают особое место среди других категорий существительных, поскольку обладают такими особенностями, как возможность употребления как с мужским, так и с женским родом. Однако, наблюдается проблема неправильного использования существительных общего рода в речи учащихся. Отсутствие надлежащего знания и понимания этой грамматической категории может привести к неправильному сочетанию и употреблению слов, что в значительной степени влияет на качество и грамматическую правильность высказывания.
Объектом исследования являются существительные общего рода в школьном курсе русского языка.
Предметом исследования является изучение и правильное использование существительных общего рода в речи учащихся, а также разработка уроков для эффективного формирования навыков лексико-грамматического аспекта русского языка.
Целью данной работы является разработка эффективных методик и уроков, которые способствуют правильному использованию существительных общего рода и формированию лексико-грамматических навыков учащихся русского языка.
Гипотеза данного исследования предполагает, что эффективное изучение и разработка уроков существительных общего рода позволит повысить уровень знаний и умений учащихся, а также повысит качество речи и письма в русском языке. Разработка конкретных уроков способствует формированию навыков корректного использования существительных общего рода и поможет учащимся устранить ошибки, связанные с неправильным использованием этой грамматической категории.
Таким образом, исследование существительных общего рода в школьном курсе русского языка и разработка уроков имеет актуальность для улучшения качества образования и развития языковых навыков учащихся.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы было сформулировано четыре задачи исследования:
1. Изучить разделы науки о языке в школьном курсе: общие замечания;
2. Раскрыть принципы и содержание работы, направленной на изучение грамматики в средней школе.
3. Проанализировать систему уроков по теме «Имя существительное»;
4. Составить урок по теме «Существительные общего рода».
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Глава 1. Методика изучения словообразования и морфологии в средней школе.
1.1 Изучение разделов науки о языке в школьном курсе: общие замечания.
На основе анализа работ Валгиной Н.С., Виноградова В.В., Касаткина Л.Л. и др. раскроем особенности такой части речи, как имя существительное.
А.М. Пешковский писал: «Вся морфология и весь синтаксис легко могут быть обоснованы на понятии грамматического предмета (имени существительного). Укрепившись на существительном как на названии предмета, мы легко объясним прилагательные слова, обозначающие, какие бывают предметы, глаголы – как слова, обозначающие, что делают предметы и что делается с ними» [Буркова Т.В., 2003. С.12 -16]
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях (одушевленности–неодушевленности, рода, числа и падежа). Существительными называют не только конкретные предметы окружающей действительности (стол, шапка, автобус), но и их совокупности (мебель, одежда, транспорт) или, наоборот, составные части, а также живых существ (собака, ящерица, мальчик). Кроме того, к именам существительным относятся действия (бег, ходьба, сон) и состояния (радость, тоска, внимание) в отвлечении от их производителей, свойства (уникальность, сыпучесть, продолжительность) и количества (множество, малость) в отвлечении от их носителей. Следовательно, значение предметности – это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным [Виноградов В.В., 2001].
Разнообразие имен существительных в русском языке привело к необходимости их классификации. Имена существительные классифицируют по обозначению индивидуального или родовидового понятия; здесь выделяют собственные и нарицательные имена существительные [Белошапкова В.А., 1989]. Собственные имена существительные обозначают индивидуальное название отдельного предмета. Их основной грамматической особенностью является отсутствие изменения по числам.
Основной орфографической особенностью собственных имен существительных является написание их с прописной буквы. Нарицательные имена существительные обозначают предмет из ряда подобных, однородных предметов, понятий, веществ. Основной грамматической особенностью является изменение по числам, если нет семантических ограничений; основной орфографической особенностью является написание со строчной буквы. В работе Валгиной Н.С. отмечается, что нарицательные существительные бывают четырех типов: конкретные, отвлеченные, вещественные и собирательные. К конкретным существительным относятся слова, которые называют вещи, лица, факты и явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: книга, сражение, швея. Отвлеченные существительные обозначают понятия, свойства, качества, действия и состояния в отвлечении: ширина, учеба, смелость. Вещественные имена существительные обозначают слова, которые являются наименованиями химических соединений, пищевых продуктов, стройматериалов, растений, лекарств и т.п.: золото, сахар, водород, кофеин [Валгина Н.С.,2002. С.113-119].
В книге Ю.Б. Смирнова отмечается, что одушевленность /неодушевленность является грамматической категорией имени существительного [Смирнов Ю.Б.,2009. С.99-101]. Этой же точки зрения придерживается Л.Л. Касаткин [Касаткин Л.Л., 2005. С516-532]. В грамматике понятия «одушевленное – неодушевленное» и «живое – неживое» не тождественны друг другу. Часто биологически живые предметы рассматриваются как грамматически неодушевленные (например, дуб, береза). А биологически неживые предметы часто рассматриваются как грамматически одушевленные (например, мертвец, кукла, робот и многие другие). Грамматическая одушевленность и неодушевленность свойственна только конкретным существительным, которые способны изменяться по числам. Основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический, то есть
совпадение окончаний именительного и винительного падежей множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежей множественного числа – для одушевленных имен существительных. Собирательные существительные, обозначающие совокупность биологически живых существ и не изменяющиеся по числам (молодежь, студенчество, народ) находятся вне одушевленности-неодушевленности по грамматическому показателю.
Центральное место в грамматической системе имени существительного принадлежит категории рода. Грамматический род определяется у всех существительных, кроме тех, которые всегда употребляются во множественном числе. Грамматический род – это несловоизменительная категория имен существительных. Она проявляется в способности существительных сочетаться с определенными для каждого родового класса формами согласуемых слов: красивый дом, красивая книга, красивое платье [Касаткин Л.Л., 2005. С521].
Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Рн/Д.: «Феникс», 2002. – 320 с.
Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: « Академия», 2010. – 448 с.
Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: КноРус, 2007. – 464 с.
Бабушкина Т.В., Климанова Л.Ф., Программа по русскому языку: –М. : «Просвещение», 2011.
Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учебник для филол.спец.ун–тов/ В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред В.А.Белошапковой.– 2–е изд., –М.: Высш. шк., 1989 – 800с.
Буркова Т.В. Педагогическое наследие: А.М. Пешковский об изучении имен существительных в начальной школе// Начальная школа. – 2003. – №12. – С. 12–16.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык : Учебник. – М.: «Логос», 2002. – 528 с.
Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. – 4–е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. в 2– х ч.– М.: «Просвещение», 2013.– 240 с.
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б., Программа по русскому языку: – М. : «Астрель», 2012.
Касаткин Л.Л. Русский язык: Учеб. для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 768с.
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 45-48.
Львов М. Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2008. – 464 с.
Львов М. Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: « Академия», 2002. – 320 с.
Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. М., «Просвещение», 1979.
Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ сост. Т.П. Сальникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000
Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: «Академия», 2000. – 472 с.
Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2011. – 120с.
Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: «Академия», 2002. – 304 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2– х частях. – М., «Просвещение», 2011
Русский язык. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.]. - Москва : Просвещение, 2019. Ч. 1. - 2019.
Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.42-43.
Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 8-25.
Смирнов Ю.Б. Имя существительное. Морфология современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации/ Ю.Б. Смирнов. – СПб, 2009. – 367с.
Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд–во «Лань», 2004. – 864 с.
Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун–т; БагичеваН.В.; Кусова М.Л.; Плотникова Е.И.; Плотникова С.В.; Щуритенкова В.А. – М. : «Наука», 2013 – 272с.
Шанский Н.М. Современный русский язык. В трѐх частях. – Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М. : «Просвещение», 2002. – 256 с.
Шанский Н.М., Тихонов А. Н.. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин– тов. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение»,1987. – 256 с.
Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс, 2005, № 13. – С.