ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Обзор литературы
1.1 Основные сведения о парафармацевтической продукции
1.2 Продукты лечебно-профилактического питания
1.3 Товары для перевязки и фиксации
1.4 Косметические товары
1.5 Санитарно-гигиенические средства
1.6 Предметы ухода за больными
1.7 Анализ рынка парафармацевтических товаров
1.8 Основные принципы ассортиментной политики
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1 Характеристика базы исследования
2.2 Результаты и их обсуждение
2.3 Рекомендации по улучшению ассортиментной политики и увеличения спроса аптечной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день фармацевтический рынок – один из самых цивилизованных товарных рынков. Специфика его состоит в выраженной социальной функции лекарственного обеспечения населения России.
В ассортименте российских аптечных сетей нелекарственная продукция занимает довольно значительную долю, на протяжении последних нескольких лет этот показатель растёт. Сейчас у крупных компаний доля нелекарственной продукции в продажах достигает 40%, у более мелких компаний, которые часто не могут себе позволить организовывать открытую выкладку товара, доля нелекарственного ассортимента, безусловно, ниже.
Стоит сказать, что все аптечные сети стремятся развивать открытую форму торговли и увеличивать количество ассортиментных позиций нелекарственного ассортимента. На это есть несколько причин: во-первых существенная экономия на арендных платежах (открытая форма торговли предполагает большую площадь аптеки), во-вторых ориентация на другую целевую аудиторию (пациенты которые приобретают в аптеке только лекарственные средства).
Одним из наиболее распространенных способов среди россиян поддержания здоровья и возмещения дефицита полезных веществ в организме является употребление биологически активных добавок (БАД), парафармацевтических товаров, продуктов питания, которые уже крепко заняли свое место на потребительском рынке. Поэтому важным является действенное правовое регулирование правил продажи в аптеках БАД, парафармацевтических товаров, продуктов питания.
Цель работы: провести исследование спроса на парафармацевтические товары в аптечном предприятии.
Объект исследования: парафармацевтические товары в аптечном предприятии.
Предмет исследования: исследование спроса на парафармацевтические товары в аптечном предприятии.
Задачи работы:
Рассмотреть обзор литературы по теме исследования;
Провести анализ исследования спроса на парафармацевтические товары в аптечном предприятии;
Дать рекомендации по улучшению ассортиментной политики и увеличения спроса аптечной организации.
База исследования: МУП «Фармация».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении показана цель работы. Глава 1 посвящена изучению прафармацевтических товаров в аптечных организациях, во 2 главе проводится исследование спроса на парафармацевтические товары в аптечном предприятии. В заключении сформулированы основные выводы.
ГЛАВА 1. Обзор литературы
Основные сведения о парафармацевтической продукции
Парафармацевтическая продукция — это товары дополнительного околофармацевтического (гр. рara – возле, при) аптечного ассортимента, продвигаемые наряду с лекарственным средствам и изделиями медицинского назначения. Они предназначены для профилактики и лечения заболеваний, в помощь тяжело больным и для ухода за телом человека [3].
Парафармацевтическая продукция может реализовываться как самостоятельно, так и одновременно с лекарственными препаратами через аптечную сеть. Часто в понятие парафармацевтика входит весь нелекарственный ассортимент аптеки: биологически активные добавки (БАД), перевязочные материалы, косметические товары, санитарно-гигиенические средства, предметы ухода за больными, диетическое питание, а также приборы медицинского назначения (домашняя медтехника – тонометры, глюкометры, термометры, ионизаторы воздуха, бактерицидные лампы) и т.п. [10].
Товары, предназначенные для матери и ребенка. В эту группу включены белье специализированное женское (для беременных, кормящих женщин); бандажи, пояса дородовые и послеродовые; изделия или приспособления для мытья ребенка; комплекты для сцеживания молока; памперсы, подгузники, пеленки; средства гигиены для новорожденных и их матерей и др.
Товары для перевязки и фиксации. Сюда входят перевязочные средства различных видов, лечебные гольфы, чулки, колготки; лейкопластыри разных размеров и видов, повязки медицинские разных типов и назначений и др.
Товары для ухода за больными. Это дозаторы лекарств, противопро-лежневые матрацы, простыни; калоприемники, мочеприемники и др.
Товары для контроля показателей здоровья. В эту группу входят различные приборы (средства, аппараты) медицинского назначения для измерения давления, пульса, силы, энергии, температуры тела; экспресс-тесты для диагностики ранней беременности, тесты на овуляцию, для выявления наркотиков, для диагностики инфекционных заболеваний (гепатит, сифилис, СПИД и др.), острого инфаркта миокарда, ряда онкологических заболеваний и другие средства контроля (тест-полоски) разных типов (определение холестерина, глюкозы в крови и др.) и т.п.
Товары для пропаганды здорового образа жизни. Сюда включают медицинскую, фармацевтическую, санитарно-просветительную, спортивную литературу, газеты, журналы, видео- и аудиопродукцию и предметы для обеспечения здорового образ жизни (тренажеры, массажеры и др.) [6].
Бычкова Г.М. Анализ и расчет точки безубыточности // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета, 2016. - № 1. - С. 413-421.
Ворожбит Е.Г. Управление ассортиментом и прибылью на основе маржинального анализа // Интернет-журнал Науковедение, 2016. - Т. 8. - № 1 (32). - С. 45.
Воронович И.В. Ассортиментная и ценовая политика государственных аптек Москвы //Фармация и фармакология, 2015. - № 4 (11). - С. 31-36.
Грига Д.В. Составление прогнозного баланса, как один из методов планирования. Метод «процента от продаж» // Молодой ученый, 2017. - № 2 (136). - С. 391-394.
Григорьева Д.Р. Применение пакета Statistica для анализа и прогнозирования экономических показателей предприятия // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация, 2015. - Т. 1. - № 2 (65). - С. 86-101.
Зубова А.С. Планирование продаж в зависимости от состояния рынка // Журнал научных и прикладных исследований, 2016. - № 7. - С. 12-14.
Истомина А.А. Постановка задачи нахождения оптимального ассортимента лекарственных средств в условиях неопределенности // Вестник Ангарского государственного технического университета, 2015. - № 9. - С. 118-122.
Карасёв М.М. Практика применения фармако-экономических методов анализа ассортимента гомеопатических средств в аптечной организации //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация, 2018. - Т. 41. - № 1. - С. 109-117.
Каримова А.А. Разработка методического подхода к анализу категориального потребления лекарственных препаратов на основе социально-экономических показателей работы аптечной сети государственной формы собственности // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2017. - Т. 19. - № 5. - С. 143-148.
Киселева Л. Г. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебное пособие / Л. Г. Киселева; Пермский государственный национальный исследовательский университет.– Пермь, 2023. – 102 с.
Корчагова Л.А. Особенности формирования продуктового портфеля на фармацевтическом рынке // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 2017. - № 4 (10). - С. 61-73.
Максимова Е.И. Сущность, роль и построение ассортиментной политики в фармацевтических организациях //Вестник Университета (Государственный университет управления), 2014. - № 15. - С. 53-58.
Максимова Е.И. Выбор базовой ассортиментной и ценовой политики аптечной организации //Вестник Университета (Государственный университет управления), 2014. - № 17. - С. 59-65.
Малышев А.А. Совершенствование ассортиментной политики предприятия "Аптека низких цен" //Образование и наука в современном мире. Инновации, - 2017. № 1. - С. 217-225.
Наркевич И.А. Оценка эффективности маркетинговых функций аптечных организаций: сегмент косметики //Фармация, 2017. - Т. 66. - № 2. - С. 43-46.
Нечаева Ю. Обзор рынка аптечной косметики // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, 2016. - № S13.- С. 186-201.
Панарина Д.В. Применение статистических методов планирования объема оборота торговли коммерческого предприятия // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 869-873.
Полунина Н.А., Беляева Т.А. Прогнозирование объема продаж продукции предприятия на основе регрессионной модели // Интерактивная наука, 2016. - № 10. - С. 147-149.
Раздорская И.М. Увеличение прибыльности товарной категории "зубные пасты" на локальном рынке // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки, 2014. - Т. 1. - № 7. - С. 215-217.
Славич-Приступа А.С. Аптеки спальных районов и проходимые: особенности ассортиментной политики //Новая аптека, 2015. - № 1-7. - С. 50-54.
Смирнова Т.Н. Применение методов многокритериальной оптимизации в маркетинге // Вестник Российского университета кооперации, 2014. - № 2 (16). - С. 133-135.
Соловьев Д.В. Методический инструментарий планирования и прогнозирования объема закупок и продаж товаров на предприятии //Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2015. - № 9. - С. 111-119.
Химухина В.Г. Особенности управления аптечным ассортиментом //Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2015. - Т. 5. - № 5. - С. 334.
Что из нелекарственного ассортимента лучше всего продавалось в аптеках в 2022 году [Электронный ресурс]. https://pharmvestnik.ru/content/articles/Chto-iz-nelekarstvennogo-assortimenta-luchshe-vsego-prodavalos-v-aptekah-v-2022-godu.html
Парафармацевтическая продукция [Электронный ресурс]. https://mosapteki.ru/material/parafarmacevticheskaya-produkciya-v-aptekax-2217