Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности все больше увеличивало темпы ее развития, и со временем она стала неотъемлемой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником русской истории и культуры. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все изменения, произошедшие в его жизни, все важнейшие имена, даты и события.
События XVIII в. отражены в русской литературе данного периода в совокупности со всем прочим, отражающим вехи в истории Российского государства и самой литературы. XVIII век историки часто называют «русским Просвещением». Просвещение - эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, социальной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия. В XVIII веке русская литература стала особенно активно развиваться, подражая европейским литературным традициям, отказываясь от древнерусских идей и жанров. В это время заложены основы классической русской поэзии и прозы.
Литературу XVIII века исследователи делят её на дав периода, т.е. на две части - первую и вторую половину. Литературные произведения начала XVIII века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу. Первая половина XVIII века является своеобразным допереломным периодом. В это время литература еще обращается к многовековым и уходящим корнями в древнерусские литературные традиции. Между тем основные литературные формы уже быстро развивались в Европе, а классицизм преобладал во Франции семнадцатого века. Классицизм (от лат. Classicus - образцовый) - литературное направление, основанное на идеях рационализма.
М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы». Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияния церкви, под которой она находилась с самого начала. М.В. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, которая впоследствии стала неотъемлемой частью произведений поэтов и писателей XIX века.
Не меньшее влияние на русскую литературу оказал историк и писатель Н.М. Карамзин. Активно занимаясь созданием русского литературного языка, он провел реформу, сильно повлиявшую на его развитие. Н.М. Карамзин отказался от церковнославянского языка, используя в своих произведениях только средства современного русского языка, но взяв за образец грамматику французского языка. Благодаря работе Н.М. Карамзина в русском языке появилось много новых слов, таких как «любовь», «ответственность», «человек» и другие.
Роль первопроходца в области русской прозы принадлежит Н.М. Карамзину. Впервые к изображению русской старины писатель обратился в 1792 году, представив публике «Наталью, боярскую дочь». Однако анализ данного произведения, предпринятый в работах целого ряда исследователей, позволяет сделать вывод, что оно выдержано в привычных для писателя традициях жанра сентиментальной психологической повести.
В нашем исследовании представлена попытка рассмотрения проблемы истории развития русской повести в литературе XVIII века.
Материалом исследования послужили теоретическая, методическая, историческая, критическая и художественная литература. Такую базу нашего исследования составили труды зарубежных и отечественных литературоведов, библиографов и историков, как: Берке П. Н., Берков П. Н., Благой Д., Веселовский А.Н., Гуковский Г.А., Западов А., Калашникова О. Л., Кременцов Л.П., Лебедева О.Б., Муравьев Вл., Недзвецкий В.А., Осетров Е., Охалова И., Охалова И.В., Петров А.В., Порошин С., Роговер Е.С., Рябенко В., Сарычева А.М., Сигов, В.К. и др.
Цель работы: рассмотреть историю развития русской повести в литературе XVIII столетия.
Объект исследования - история русской литературы XVIII века.
Предмет исследования являются – история развития русской повести в литературе XVIII века.
В процессе работы выдвигаются следующие задачи:
Рассмотреть особенности русской литературы XVIII века;
Показать направления развития русской повести XVIII века;
Изучить особенности прозы Н. М. Карамзина в русском сентиментализме;
Выявить, как проявляется эволюция жанра исторической повести в творчестве Н.М. Карамзина.
Методологическую основу исследования составил анализ описательный, приемы контекстуального, статистического анализа.
Методы исследования: структурный, описательный, типологический, метод анализа и синтеза историко-литературных, биографических данных, приемы сбора и обработки материала.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что в данной работе рассмотрены особенности русской литературы XVIII в.; показаны направления развития русской повести XVIII в.; изучены особенности прозы Н. М. Карамзина в русском сентиментализме; выявлено, как проявляется эволюция жанра исторической повести в творчестве Н.М. Карамзина.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов и основных положений работы на занятиях по литературе, во внеаудиторной работе, по истории развития русской повести в литературе XVIII века.
Структура работы. Исследование состоит из введения, где обосновывается выбор темы, ставятся цели и задачи исследования, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПОВЕСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
1.1. Особенности русской литературы XVIII века
Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, было в значительной степени неизвестным в XVIII веке, поскольку большинство памятников древней литературы были обнаружены и опубликованы в конце XVIII – начале XIX веков (например, «Повесть о полку Игореве», как известно, был открыт в 1795 году и опубликован в 1800 г.). В этом отношении русская литература XVIII века опиралась на Библию и европейские литературные традиции.
Восемнадцатое столетие – это век просвещения в Европе и России. За одно столетие русская литература прошла большой путь в своем развитии. Идеологическую основу и предпосылки этого развития подготовили экономические, политические и культурные реформы Петра Великого (правление 1682-1725 гг.), Благодаря всему этому отсталая Россия превратилась в могущественную Российскую империю.
С XVIII века российское общество изучает мировой опыт во всех сферах жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась в отрыве от европейской, то теперь она осваивает достижения западной литературы[1].
Благодаря работе сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова были созданы труды по теории и истории мировой литературы, переведены иностранные произведения, реформирована русская поэзия. Так зародилась идея русской национальной литературы и русского литературного языка.
Русская поэзия, возникшая в XVII веке, была основана на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно.
В XVIII веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему поэзии, которая привела к интенсивному развитию поэзии, а поэты XVIII века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сочинения русских стихов» и «Письмо о правилах русской поэзии» Ломоносова. Имена этих двух выдающихся ученых и поэтов связаны с зарождением русского классицизма.
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на старинные узоры[2].
Классицизм зародился в Италии в XVII веке и как направление развился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создатель классицизма - Никола Буало. В России классицизм зародился в 1730-е годы. в произведениях А.Д. Кантемира (русский поэт, сын молдавского мастера), В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. С классицизмом связаны произведения большинства русских писателей XVIII века.
Художественные принципы классицизма заключаются в следующем:
- Писатель (художник) должен изображать жизнь идеальными образами (идеально положительными или «идеально отрицательными»).
- В произведениях классицизма строго делятся на добро и зло, высокое и низкое, красивое и уродливое, трагическое и комическое.
- Герои произведений классицизма четко делятся на положительные и отрицательные, при этом имена персонажей обычно «разговорчивы», то есть содержат описание героя.
- Жанры в классицизме также делятся на «высокие» и «низкие»:
- Высокие жанры: трагедия, ода, эпопея.
- Низкие жанры: комедия, басня, сатира.
- Драматические произведения подчинялись правилу трех единства - времени, места и действия: действие происходило в один и тот же день в одном месте и не осложнялось побочными эпизодами.
Таким образом, драматическое произведение обязательно состояло из пяти актов (действий). Жанры древнерусской литературы ушли в прошлое. С тех пор русские писатели использовали жанровую систему Европы, существующую по сей день.
Создателем русской оды является М.В. Ломоносов.
Отец русской трагедии – А.П. Сумароков. Его патриотические пьесы посвящены наиболее ярким событиям русской истории.
Драматург Я.Б. Княжнин продолжил традиции, заложенные Сумароковым.
Создателем русской сатиры (сатирического стихотворения) является Антиох. А создатель русской комедии – Д.И. Фонвизин, благодаря которой сатира стала поучительной. Его традиции в конце XVIII века продолжил А. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.
По системе русского классицизма сокрушительный удар нанёс Г.Р. Державин, начинавший как поэт-классицист, но нарушивший каноны классицизма в 1770-е годы, Г.Р. Державин смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру[3].
С 1780-х годов ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм, в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.