Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) не только требует от учителя преподавания учащимся начальных классов основных предметов школьной программы, но и предписывает обращать особое внимание на развитие личности школьника, формировать у него желание учиться, ответственность, организованность, а также креативное мышление. Развитию этого вида мышления обучающихся в современной школе уделяется все больше внимания, так как именно креативная, нестандартно мыслящая личность является сейчас той целью, к которой направлена вся обновленная система образования [37].
В современной школе нет специального урока, направленного на развитие креативности детей, поэтому учитель должен пользоваться различными приемами и методами, чтобы способствовать развитию креативного мышления младших школьников средствами различных уроков школьной программы.
Для реализации требований ФГОС начального общего образования и обеспечения полноценного личностного развития младших школьников учителю начальных классов необходимо использовать в образовательном процессе разнообразные личностно ориентированные педагогические технологии, арсенал которых в настоящее время достаточно широк. Однако далеко не все современные педагогические технологии на данный момент востребованы и распространены в начальном звене школьного образования. В частности, еще не приобрела достаточную популярность в начальной школе квест-технология.
Данная технология незнакома большинству педагогов, при этом вызывает у них профессиональный интерес. Подтверждением незначительного распространения квест-технологии в образовательной среде начальной школы является ее малая освещенность в публикациях. Так, по нашим подсчетам, за последние три года (с 2017 по 2019 г. включительно) в журнале «Начальная школа» опубликованы 22 статьи, посвященные проектной технологии, и только 2 публикации – квест-технологии. В других источниках применение квест-технологии в начальной школе по сравнению со средней и старшей школой, вузами также освещено крайне мало и фрагментарно.
Актуальность работы выражается в том, что в ней представлен анализ возможностей использования квест-технологии в начальных классах школы и ее значение для развития креативного мышления младших школьников.
Объектом работы является изучение особенностей формирования креативного мышления младших школьников.
Предметом - квест-урок как средство развития креативного мышления младших школьников
Цель работы - изучение возможностей использования квест-урока для развития креативного мышления младших школьников.
Цель работы последовательно реализуется в задачах:
1. Изучить особенности развития креативного мышления младших школьников.
2. Проанализировать особенности квест-урока как средства развития креативного мышления младших школьников.
3. Подобрать методов развития креативного мышления младших школьников.
Теоретическая ценность работы - в работе проанализированы и систематизированы виды квестов, которые возможно использовать в учебном процессе для развития у младших школьников креативного мышления.
Практическая значимость - материалы работы могут быть использованы при подготовке учителей младших классов, например, на курсах повышения квалификации.
Из истории вопроса.
В области понимания квестов среди ученых пока нет единства взглядов.
В ряде работ образовательные квесты определяются как разновидность проектов [24, с. 12-14], [33, с. 43-48]. В публикации М.Н. Кичеровой и Г.З. Ефимовой под образовательным квестом понимается "специфическая форма игровой деятельности", направленная на поиск решения поставленных задач [19, с. 4]. Эта позиция разделяется и другими авторами [8, с. 96-99], [28, с. 164-170].
Многие исследователи расценивают квесты исключительно как занятия, организованные с привлечением различных цифровых технологий.
Так, в работах В.В. Шмидт, квесты понимаются как мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Благодаря такому конструктивному подходу к обучению учащиеся не только подбирают и упорядочивают информацию, полученную из Интернета, но и направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, связанную с их будущей профессией [37].
Кузнецова Т.А. рассматривает квест как пример организации интерактивной образовательной среды [22]. Яковенко А. раскрывает понятие квеста как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета [42].
С.В. Напалков в своих исследованиях рассматривает тематический веб-квест, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами его изучения, и предусматривает выполнение учащимися поисково-познавательных задач по поиску и отбору информации с использованием интернет-ресурсов, способствующих систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы [29]. В образовательном процессе, по мнению исследователей (Осяк С.А., Захаровой Т.В. и др.), "квест – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр." [31]. По мнению В.В. Истоминой, квест может сочетать в себе активные и интерактивные методы проведения занятий: тренинг, викторину, игру, микрогрупповую работу, дебаты, дискуссии, беседу, тестирование, логические задания, ситуации, видеофрагменты и другие [15, с. 70-75].
Все перечисленные подходы к определению образовательного квеста демонстрируют его отождествление с какой-либо другой педагогической технологией (одной или несколькими): проектной, игровой, исследовательской, интерактивной, проблемного обучения. Нельзя не согласиться с тем, что квест-технология имеет определенную близость, сходство с указанными педагогическими технологиями. Но при этом является самостоятельной технологией, способной активно и продуктивно применяться в образовательном процессе.
В своей работе мы основываемся на определении квест-технологии Е.А. Игумновой, И.В. Радецкой, согласно которому это оригинальная технология, интегрирующая в себе "идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету"[14, с. 51-52].
Работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы. В первой главе раскрывается понятие креативного мышления, описываются приемы, используемые для развития креативного мышления и анализируется возможность использования квест-урока для развития креативного мышления младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-УРОКОВ
1.1 Изучение особенностей развития креативного мышления младших школьников
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития у младших школьников креативного мышления все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития креативности, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию качеств креативной личности.
Психологи и педагоги пока не пришли к единому определению термина креативное мышление. Одни из них понимают под ним "способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем" [10, с. 118]. Другие определяют креативное мышление как "мышление, которое связано с созданием, открытием и преобразованием знаний" [32, с. 104].
В данной работе мы будем придерживаться мнения, что "креативное мышление - это способность человека решать задачи нестандартным способом, находить новые, оригинальные, более эффективные пути достижения своих целей, способствовать более глубокому осознанию своего жизненного опыта" [25, с. 3].
Используя креативное мышление, человек может успешно решать такие задачи, которые раньше ему не встречались, причем задачи эти могут решаться необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными [9].
Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новый рисунок, нарисованный ребенком.
Ученые выделяют следующие характерные свойства креативного мышления:
- "эвристичность – умение решать задачи, которые требуют открытия как закономерностей, так свойств и отношений;
- креативность – способность образовывать совершенно новые методы;
- мобильность – умение, основанное на переходе в пограничные сферы науки, решении проблем, объединенных одной целью;
- независимость – умение противостоять традициям и взглядам, которые мешают получать новые знаний;
- экспрезентность – способность видеть перспективу изучаемого объекта, предсказывать состояние в будущем, предполагать гипотезы;
- системность – умение охватывать объект как целое;
- разумность – умение, которое основано на отрицании старой системы знаний;