ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты функционирования танцевальных проектов на телевидении
1.1. Основные понятия и концепции исследования
1.2. Исторические аспекты развития танцевальных телепроектов
1.3. Лингвистические средства телевизионной коммуникации
ГЛАВА 2. Практические аспекты исследования танцевальных телевизионных программ
2.1 Приоритеты и методика исследования
2.2. Структурно-содержательная специфика
2.3. Языковые средства репрезентации контента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Телевизионные проекты музыкальной, в том числе танцевальной, направленности пользуются большой популярностью у современного зрителя, в связи с чем, получили широкое распространение, что сделало их одним из инструментов оказания влияния на сознание народных масс, в частности, на вкусовые и ценностные предпочтения населения, на его восприятие тех или иных тенденций в искусстве, на поведенческие ориентиры, в соответствии с которым люди определяют свои действия при решении тех или иных проблем. Это обусловлено тем, что образы, отражаемые в телевизионных проектах указанного типа, воспринимаются зрителем, как что-то определенно влиятельное, значимое, способное выступать в качестве не только транслятора, но и источника жизненных ориентиров.
Многообразие телевизионных проектов о танцевальном творчестве и их развлекательный характер в целом позволили потеснить профессиональную телевизионную журналистику – передачи подобного типа захватывают гораздо больше внимания аудитории и, соответственно, имеют гораздо большую значимость в контексте формирования духовно-нравственного облика общества. При этом восприятие данных телевизионных проектов зачастую происходит в фоновом режиме – в процессе просмотра телепередачи зритель, как правило, занят чем-то еще, то есть не углубляется полностью в транслируемый контент, что также оказывает влияние на содержание той информации, которая в итоге отложится в его сознании. Все это в своей совокупности определяет важность и значимость изучения композиционно-содержательной и языковой динамики указанных проектов, поскольку это позволит определить тенденции, главенствующие на данный момент в этом направлении и, в конечном счете, выявить возможные пути развития проектов музыкальной направленности.
Степень разработанности проблемы. Понятие телевизионных проектов, в том числе телевизионных проектов о танцевальном шоу, а также их композиционно-содержательная и языковая динамика рассматриваются в работах Е.Л. Дмитриенко, В.И. Курбатовой, О.В. Курбатовой, С.А. Луковым, В.Ю. Никитиным, Г.В. Кузнецовой и др. Исторические аспекты развития танцевальных телепроектов изучаются В. Беньямин, С.Г. Дункевичем, Ж.В. Пименовой, О.Н. Столяр, Н.В. Карачевской, Л.П. Саенковой, Д.А. Кожемяко и др. Лингвистические средства телевизионной коммуникации представлены в исследованиях Л.С. Костиной, М.Г. Антоновой, Г.Н. Бровченко Н.Л. Горюновой, Ю.А. Оганесовой, А.И. Анохиным и др.
Вместе с тем, среди современных работ недостаточно исследований, направленных на изучение композиционно-содержательной и языковой динамики телевизионных проектов о танцевальном творчестве, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования – телевизионные проекты о танцевальном творчестве.
Предмет исследования – композиционно-содержательная и языковая динамика телевизионных проектов о танцевальном творчестве.
Цель исследования – выявить композиционно-содержательную и языковую динамику телевизионных проектов о танцевальном творчестве.
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические аспекты функционирования танцевальных проектов на телевидении;
2) обозначить исторические аспекты развития танцевальных телепроектов;
3) определить лингвистические средства телевизионной коммуникации;
4) выявить структурно-языковые и содержательные особенности танцевальных телевизионных программ.
Теоретическая база исследования включает работы ученых, посвященные проблемам специфики композиционно-содержательной и языковой динамики телевизионных проектов (И.Е. Иванова, Л.Т. Касперова, Э.С. Никольская и др.), в том числе телевизионных проектов о танцевальном творчестве (А.М. Капленко, Л.С. Костина, О.Н. Столяр и др.).
Эмпирическую базу исследования составили выпуски следующих телевизионных проектов о танцевальном творчестве: «Танцы на ТНТ» (ТНТ), «Танцы со звездами» (Россия) и «Dance Революция» (Первый канал).
Хронологические рамки исследования: 2022 год.
Методы исследования: содержательный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, структурно-функциональный анализ, жанровый анализ, сравнительный анализ.
Научная новизна исследования заключается в том, чтобы проследить и выявить композиционно-содержательную языковую составляющую в телевизионных проектах, посвященных танцевальному искусству.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении уже существующих представлений о композиционно-содержательной и языковой динамики телевизионных проектов о танцевальном творчестве.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по современной телевизионной журналистике.
Апробация исследования. Основные положения исследования представлены автором …
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка источников.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты функционирования танцевальных проектов на телевидении
1.1. Основные понятия и концепции исследования
Определяя основные понятия и концепции исследования, в первую очередь рассмотрим такие термины, как телевизионный проект, который объединяет несколько форматов подачи информации посредством телевидения, и просто проект. В частности, исходя из представлений о проекте, как о самостоятельном термине, сформируем определения понятия «телевизионный проект». А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова и Е.А. Ткаченко определяют проект как форму продвижения, опираясь на его латинскую трактовку (от латинского projacere – продвигать что-то вперед (pro – заранее; jacere – продвигать, бросать вперед))[1].
Среди зарубежных исследователей достаточно точное определение понятию «проект» дает Ф. Бегьюли, понимающий под указанным термином последовательность взаимосвязанных событий, происходящих в течение установленного ограниченного периода времени и направленных на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата[2]. А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова и М.В. Каркавин также с точки зрения управленческой деятельности определяют проект как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которой указывает на завершенность проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску и рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре[3].
Рассмотрение трактовок термина проект с позиции управленческой деятельности в рамках проводимого исследования обусловлено тем, что проекты, создаваемые на телевидении, носят соответствующий характер и также нацелены на достижение определенной цели и решение необходимых для этого задач, то есть также предполагают организацию своего управления. Под телевизионными проектами, таким образом, опираясь на работу Е.Л. Дмитриенко, в рамках данного исследования будет пониматься производство телевизионного контента, с последующей его трансляцией в виде сериала, телевизионного шоу, новостей, документальных фильмов и пр.
[4]. Объединяя характеристики, представленные в выше указанных определениях, выведем единые для телевизионных проектов признаки:
– наличие дат начала и завершения проекта, что отличает телевизионную проектную деятельность от операционной или же от рутинной деятельности предприятия;
– направленность проекта на достижение определенной цели: создание проекта, как правило, базируется на необходимости решения конкретной проблемы или развития благоприятной ситуации. Этот признак определяет и успешность проекта, о которой можно говорить в случае, если с учетом ресурсных ограничений удалось полностью реализовать поставленные в рамках проекта цель и задачи;
– наличие результата реализации проекта: наличие по итогу выполнения проекта уникального продукта или услуги.
В зависимости от сферы научного знания и направления практической деятельности, для которой разрабатывается и реализуется телепроект, в нем делается акцент на философский, социологический, педагогический, экономический, медицинский и иные аспекты познания. Общественно значимые телевизионные проекты, среди которых, в том числе, телепроекты о танцевальном творчестве, о компоненте культурного пространства общества, изначально являются социальными и представляют собой разновидность социального проектирования – процесса, в ходе которого, согласно работе В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой, происходит проектирование социальных объектов, качеств, процессов и отношений[5]. В результате подобного проектирования в сознании зрителя создается определенное представление о действительности, заданное создателями проекта, а также определенный прообраз транслируемого объекта, явления или процесса, что достигается путем использования специальных методов.