Глава I Язык и культура
1.1 Взаимодействие языка и культуры
1.2 Время и пространство в языковой картине мира.
1.3 Концепт «пространство» в когнитивной лингвистике.
Выводы по главе 1
Глава II. Концепт пространство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
2.1 Слово пространство в лексикографии
2.2 Представление о пространстве как о языковой категории
2.3 Лексические средства репрезентации концепта пространства в романе «Евгений Онегин»
Заключение
Список использованной литературы
Глава I Язык и культура
1.1 Взаимодействие языка и культуры
Вопрос о взаимодействии языка и культуры всегда был одним из главных в языкознании и привлекал к себе внимание множества лингвистов. В настоящее время существуют различные подходы к рассмотрению данного вопроса. Большая часть исследователей считает, что язык необходимо изучать с позиции не только лингвистики, но и культурологии.
Эффективный способ овладеть знаниями о культуре страны, о ее традициях и реалиях - освоить национальный язык. В процессе изучения чужого языка человек впитывает культуру определенного социума и получает информацию, сохраняемую в языке на протяжении многихлет [8, с. 73].
Первые попытки в решении проблемы взаимодействия языка и культуры были предприняты В. фон Гумбольдтом. В его концепции можно выделить следующие положения:
- элементы материальной и духовной культуры реализуются в языке
- любая культура национальна, ее национальный характер выражается в языке с помощью особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма
- внутренняя форма языка является выражением «народного духа»
- язык выступает связующим звеном между человеком и окружающим его миром.
Исследователи по-разному трактуют понятие «язык», изучают его с разных сторон, но все определения сходятся в том, что язык — это средство общения и выражения мыслей. Важно отметить,что к концу ХХ века к основным определениям добавилось еще одно: «язык как продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов».
Взаимосвязь языка и культуры - достаточно актуальная проблема. Язык представляется отражением не только реального мира, окружающего человека, не только реальных условий его жизни, но и общественного самосознания народа, его менталитета, национального характера, образа жизни, традиции, обычая, морали, системы ценностей, мироощущения, видения мира [5, с. 84].
Он выступает в роли связующего звена, передающего из поколения в поколение богатства нации. При овладении родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предыдущих поколений.Он также по своей сути является орудием, инструментом культуры. С помощью него формируется личность человека через навязанные ему языком и заложенные в нём видение мира, менталитет, отношение к людям и др., иными словами, через культуру народа, использующего данный язык как средство коммуникации [5, с. 86].
Понятие «культура» имеет множества значений почти во всех сферах человеческой жизни, но до своих современных интерпретациий оно прошло длительный путь развития. Во времена античности это понятие отождествлялось с «пайдейя» (воспитание). А древние римляне трактовали данный термин как «возделывание земли». В связи с этим первоначальное определение культуры - «возделывание почвы, земли».
К XVIII веку данное определение стало объектом пристального внимания ученых-просветителей, именно с этого периода культура стала рассматриваться как нравственное, интеллектуальное и эстетическое совершенствование человека и общества.
На сегодняшний день существует более тысячи определений рассматриваемого понятия. Первые попытки дать определение этому явлению были сделаны Э. Тейлором. Он считал, что культура — это комплекс, включающий знания, законы, искусство, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.
Выделяются следующие подходы:
- Описательный, в котором перечисляются отдельные элементы и проявления культуры: обычаи, виды деятельности, ценности, идеалы и.т.д. При таком подходе культура рассматривается в качестве совокупности достижений и институтов, отдаливших повседневную жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом (3. Фрейд). Недостатком данного подхода выступает заранее неполный перечень проявлений данного понятия.
- Ценностный, в котором рассматриваемое понятие интерпретируется в качестве совокупности духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Для того, чтобы объект являлся ценным, необходимо, чтобы люди понимали наличие в нем таких свойств. Способность определять ценность объектов непосредственным образом связана с образованием в уме человека ценностных представлений, но немаловажную роль играет также и воображение, с помощью которого формируются совершенные образцы, или идеалы, с которыми сравниваются реально существующие объекты. Таким образом понимает культуру М. Хайдеггер: она представляет собой реализацию верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств, а также этой трактовки придерживались М. Вебер, Г. Францев, Н. Чавчавадзе и др. Недостаток данного подхода заключается в сужении взгляда на культуру, поскольку к ней относят не все многообразие человеческой деятельности, а исключительно ценности, иначе говоря, совокупность лучших творений, не учитывая ее отрицательные проявления.
- Деятельностный, в котором культура рассматривается в качестве свойственного человеку способа удовлетворения потребностей, особого рода деятельности. Данный подход берет свое начало у Б. Малиновского, к нему примыкает марксистская теория культуры, трактующую её как способ человеческой деятельности (Э. Маркарян, Ю. А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов).
- Функциональный, в котором характеризуют культуру через функции, выполняемые в обществе: информационную, адаптивную, коммуникативную, регулятивную, нормативную, оценочную, интегративную, социализацию. Недостаток этого подхода заключается в недостаточной разработанности теории функций, отсутствие их непротиворечивой классификации.
5.Нормативный, в рамках которого культура - это совокупность норм и правил, регулирующих жизнь людей, программа образа жизни (В. Н. Сагатовский). Данную концепцию развивают также Ю.М. Лотман и Б. А. Успенский, которые рассматривают под этим понятием наследственную память коллектива, выраженную в конкретных системах запретов и предписаний.
- Духовный. Последователи данного подхода определяют это явление как духовную жизнь общества, как поток идей и иных продуктов духовного творчества. Духовное бытие общества и является культурой (Л. Кертман). Недостаток этого заключается подхода в сужении понимания культуры, поскольку существует еще материальная культура [8, с. 80].
- Диалогический, в котором рассматривается «диалог культур» (В. Библер), форма коммуникации ее субъектов (В. Библер, С.С. Аверинцев, Б. А. Успенский). Классифицируются этнические и национальные культуры, формируемые определенными народами, нациями. Внутри национальных культур подразделяются субкультуры. Они представляют собой совокупность отдельных социальных слоев и групп (молодежная субкультура, субкультура преступного мира и.т.д.). Отдельно выделяется также понятие метакультуры, в которой объединяются разные народы, к примеру, христианская культура. Все данные понятия вступают друг с другом в диалог. Чем выше уровень развитости национальных культур, тем в большей степени они стремятся к диалогу с другими культурами, становясь от этих контактов богаче, поскольку впитывают в себя их достижения, но при этом унифицируется и стандартизируется.
- Информационный. В нем данное понятие рассматривается в качестве системы создания, хранения, использования и передачи информации, системы знаков, используемых обществом, в которых зашифрована социальная информация, то есть вложенные людьми содержание, значение, смысл (Ю.М. Лотман). В этом случае можно провести аналогию с компьютером, а именно, с его информационным обеспечением: машинным языком, памятью и программой переработки информации. Культура также состоит из языков, социальной памяти и программы человеческого поведения. Из этого следует, что она представляет собой информационное обеспечение общества, социальную информацию, которая накапливается в обществе с помощью знаковых систем [8, с. 82].
- Символический подход уделяет пристальное внимание употреблению символов в культуре. Культура - это «символические вселенные» (Ю.М. Лотман). Часть ее элементов, приобретая специфический этнический смысл, становится символом народов: белоствольные березы, щи с хлебом, матрёшки, шубы и шапки-ушанки для русских; овсяная каша, легенда о призраках в замке и чайная церемонии для англичан; пицца для итальянцев; пивной напиток и баварская колбаска для немцев и.т.д.
- Типологические (М. Мамардашвили, С.С. Аверинцев). При встречах с представителями других народов, люди склонны воспринимать их поведение с позиций своей культуры. К примеру, европейцев, которые непосредственно контактируют с японцами, поражает их улыбка, когда они говорят о смерти близких, которую они рассматривают как проявление бездушия и жестокости. С позиций же японской культуры это изысканная вежливость, нежелание беспокоить собеседника своими проблемами. [8, с. 76-79]