Курсовая работа|Литература

Красота и нравственность в романах Теофиля Готье («Капитан Фракасс») и Оскара Уайльда («Портрет Дориана Грея»)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Проблемы нравственности и красоты в культуре второй половины XIX века

1.1 Красота как литературная категория

1.2 Нравственность как литературная категория

1.3 Проблемы нравственности и красоты в культуре второй половины XIX века

ГЛАВА 2. Красота и нравственность в романах Теофиля Готье

2.1. Красота и эстетика как ключевые категории и проблема нравственности в романе Оскара Уайльда «Дориан Грей»

2.2. Эстетика романа Теофиля Готье «Капитан Фракасс»

2.3. Сопоставительный анализ романов Теофиля Готье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

 

В мире, наверное, найдется немного людей, которые бы никогда и ничего не слышали про Оскара Уайльда, но очень мало найдется людей, которые слышали имя писателя – Теофиля Готье. Не смотря на то, что это совершенно два разных писателя – и по стилю написания, и по манере, они оба воспевали в своих романах одно качество, без которого человечество просто не выживет – красоту.

Актуальность работы состоит в том, что творчество Теофиля Готье и Оскара Уайльда не исследовано полностью. Целью исследования было изучение нравственного аспекта красоты в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» и Теофиля Готье «Капитан Фракасс». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

– изучить и систематизировать литературоведческие источники по теме исследования;

– проанализировать творческий путь О. Уайльда;

– проанализировать творческий путь Т. Готье;

– рассмотреть понятия «красота» и «нравственность» в теории литературы;

– изучить проблемы нравственности и красоты в литературе.

Методы исследования – биографический, сравнительно-сопоставительный, анализ.

В итоге сложилась двухчастная структура. В первой главе курсовой работы рассматриваются проблемы нравственности и красоты в культуре второй половины XIX века. Уделяется особое внимание понятиям «красота» и «нравственность» как философским категориям.

Вторая глава посвящена непосредственно исследованию нравственного аспекта красоты в романах Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» и Теофиля Готье «Капитан Фракасс». В них рассматривается понятие красоты в этическом аспекте.

Для достижения поставленной в работе цели были проанализированы словари, учебники и учебные пособия по эстетике и культурологии («Эстетика» Борев Ю.Б.; Руднев В. Словарь по культурологии), а также учебники, монографии, материалы периодической печати по истории зарубежной литературы XIX столетия (История зарубежной литературы XIX века / Под ред. проф. Л.Г. Андреева; Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: английская литература ХVI – ХХ веков); монографии таких авторов как, Аксельрод Л.И., Жак де Ланглад, Соколянский М.Г., Эллман Р.

 

ГЛАВА 1. Проблемы нравственности и красоты в культуре второй половины XIX века

  • Красота как философская категория

Согласно Большой советской энциклопедии, красота (прекрасное) – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность она отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что связана с определенной чувственной формой и обращена к созерцанию или воображению. Наверное, человек всегда задавался вопросом, почему в одних случаях он волнуется или испытывает чувство радости от того, что видит вокруг себя, а в других остается безучастным. Внешность одного человека кому-то может показаться красивой, а кому-то нет – это дело вкуса. Любопытную теорию понимания красоты выдвинул писатель Иван Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы». Его произведение можно назвать гимном причинности и целесообразности, ибо понимание красоты получает в нем рационально – разумное объяснение с точки зрения логики и психологии. Устами героя Ефремов утверждает, что красота – «наивысшая степень целесообразности».

Иными словами, наиболее красивым кажется нам то, что полезно для сохранения отдельного человека и вида в целом. Как понятие о прекрасной жизни у каждого народа свое, так свое и представление о красоте человека.

Развитие идеи красоты, представлений об эстетическом идеале проходит через всю историю философской мысли. Естественно, что понимание красоты и её идеала менялось с течением времени, поэтому выработать универсальное определение идеала красоты нам не удастся. Однако неизменно понимание красоты связывается с такими категориями как гармония, мера, симметрия, пропорциональность.

Известный исследователь античной эстетики Владислав Татаркевич отмечает, что вопросы эстетики рассматривались древними мудрецами даже до так называемого классического периода, но на тот момент они были включены в канву общего философского осмысления природы. Выделение их в специфическую сферу размышлений произошло несколько позднее.

Софисты определили красоту не как вечное и абсолютное благо, а как благо отдельного субъекта, индивида, наслаждающегося созерцанием тел и звуков, а также театральных представлений. Сократ выступил с идеей красоты как целесообразности; кроме того, красота понималась не только как присутствие универсального «божественного» числа («божественной» пропорции) в вещи, но как неповторимая индивидуальная красота именно данной вещи, как соответствие частей целому, что в разных вещах не совпадает. Если отождествление красоты с вечным благом сближало её с истиной, то отождествление с целесообразностью - с пользой, трактовка красоты как эмоционального воздействия на человека - с наслаждением.

Термином «античная эстетика» традиционно обозначается эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Древнем Риме в период с VII--VI вв. до н. э. по V--VI вв. н.э. Имея своим истоком мифологические представления, сложившиеся при первобытнообщинном строе, античная эстетика зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках р абовладельчес кого общест венного стро я. Она явл ялась одни м из наибо лее ярких в ыражений ку льтуры того вре мени. Для эстет ических пре дставлений, к ак и для все го мироощу щения антич ности, хар актерен подчёркнутый космологизм.

Художественная литература пестрит яркими, запоминающимися образами героев. Они западают читателям в душу, их цитируют и боготворят, ими восхищаются и в них находят источники вдохновения.

Черноземова Е. Уайльд / Зарубежные писатели. Библиографический словарь В 2 ч. - М., 1997. Ч.2.

Федоренко Н.Т. Афористика. [Текст]/Н.Т. Федоренко, Л.И Сокольская. - Москва: Наука, 1990.-415 с. .Федоров А.А. Английский эстетизм: понятие красоты и альтернативы индивидуального сознания [Текст]/ Н.Т. Федоренко, Л.И Сокольская. - Москва: Наука, 1990.-415 с.

Федоров А.А. Английский эстетизм: понятие красоты и альтернативы индивидуального сознания [Текст]/ Федоров А.А. // Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы. - М: Свердловск, 1990. - с. 144.

Федоров А.А. Проза О.Уайльда и проблема творческой личности// Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. Уфа, 1993. С.111.

Всего 25 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское