Введение
1. Теоретические основы коммуникационной деятельности
1.1. Сущность понятия коммуникации
2.2. Основные виды коммуникаций
2. Примеры определения места культуры в коммуникациях
2.1. Рекламные коммуникации и культура
2.2. Коммуникационные компетенции в деятельности культурных центров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время значительно изменились культурные потребности населения. Культурные интересы населения все более ориентируются на зрелищно-развлекательную индустрию, причем в самых простых ее проявлениях: концерты рок- и поп-музыки, дискотеки, кино. За последние десятилетия значительно изменилась культурная политика России, соответствующие потребности населения и способы их удовлетворения. Глобализация экономики и общества в целом приводят к взаимному проникновению культур, к созданию кросс-культурной среды, образованной пересечением двух и более национальных культур, или даже культурными различиями между отдельными регионами одной страны, между городом и деревней, между студентами одного вуза из разных стран. Большое количество существующих в разных странах национальных культур вызывают необходимость адаптации системы коммуникаций всех уровней к постоянно меняющейся культурной среде.
Так как любая деятельность состоит из отдельных процессов, основной по важности задачей является обеспечение оптимального взаимодействия между отдельными элементами системы (организации или общества в целом), что подразумевает формирование системы эффективных коммуникаций. Коммуникационные процессы проходят непрерывно, ориентированы как вовнурь ее, так и во внешнюю среду. Следовательно, знание видов и форм коммуникаций и формирование соответствующих компетенций является весьма актуальной темой исследования.
Целью данной работы является изучение культуры в современном коммуникационном пространстве. В соответствии с целью в работе должны быть решены следующие задачи:
Дать определение понятиям «коммуникация» и «коммуникационный процесс».
Выявить основные виды коммуникаций в организации.
Определить роль культуры в коммуникациях разных видов.
Объектом исследования в работе выступает культура как элемент коммуникационного процесса, предметом – коммуникативные процессы в обществе и его элементах.
В качестве методов исследования в работе использовались: анализ литературных и Интернет-источников
1. Теоретические основы коммуникационной деятельности
1.1. Сущность понятия коммуникации
Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) - это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.
Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.
Коммуникации - это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение. На рис. 1 представлена классификация коммуникаций в менеджменте.
Коммуникационный процесс — это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель — обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимного понимания не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль. Коммуникационный процесс состоит из следующих базовых элементов:
Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение — непосредственно информация, закодированная с помощью символов. Смыслом и значением сообщения являются принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства.
Канал — средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети). Каналом передачи может выступать сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании.
Получатель (адресат) — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основных взаимосвязанных задачи:
- интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества;
- внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
- отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;
- создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.
2.2. Основные виды коммуникаций
- Коммуникации между организацией и внешней средой
В предыдущей теме мы рассмотрели факторы внешней среды, которые влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с внешним окружение. С имеющимися и потенциальными потребителями они общаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям придется подчиняться государственной регуляции и заполнять большие письменные отчеты. Делая взносы в интересах разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на будущие законы и постановления.
Обсуждение, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты, которые циркулируют внутри организации, чаще всего являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.
- Вертикальные коммуникации: нисходящие и восходящие. Информация может передаваться по нисходящей, то есть из высших уровней на более низких. Таким путем подчиненным уровням управления сообщаются текущие задания, изменение приоритетов, конкретные заданиях, рекомендованные процедуры.
Кроме обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей.
Передача информации из низших уровней на более высоких может заметно влиять на производительность.
Коммуникации по восходящей, то есть снизу наверх, также предоставляют высшему руководству информацию о том, которое делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты решения проблем. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей — это создания групп из работников, которые регулярно, обычно на 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
- Коммуникации между разными отделами (подразделами). Организация состоит из множества подразделов, потому обмен информацией между ними нужен для координации заданий и действий. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.