Введение
1 Теоретические основы формирования муниципального рынка труда и удовлетворения спроса на рабочую силу
1.1.Понятие и сущность рынка труда и спроса на рабочую силу, как объекта исследования
1.2 Роль службы занятости в удовлетворении спроса на рабочую силу на рынке труда
2 Анализ формирования муниципального рынка труда и удовлетворения спроса на рабочую силу Пензенского района
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности Пензенского филиала Центра занятости населения Пензенской области
2.2 Анализ муниципального рынка труда и удовлетворения спроса на рабочую силу Пензенского района
Заключение
Список использованных источников
Современный рынок труда в России сформировался в условиях реформирования экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономических кризисов последних лет.
Программа экономического развития страны не может обойтись без государственной политики в области занятости. При этом такая политика не должна включать в себя только комплекс периодически применяемых срочных мер и способов предотвращения социальных взрывов и положений, определяющих размеры пособий и формы обучения и переобучения работников.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Структура занятости на данный момент требует пересмотра и обновления. Ключевой задачей на ближайшее десятилетие станет обеспечение уверенного долгосрочного роста реальных доходов граждан. Самым важным для страны является уровень жизни, достатка и благосостояния её жителей. На принципах справедливости и адресности необходимо выстроить всю систему социальной помощи так, чтобы её получали граждане, семьи, которые действительно в ней нуждаются. В 2022 году минимальный и максимальный размеры пособия составляют 850 рублей и 4900 рублей соответственно. В настоящее время пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка, не позволяет поддержать нормальные условия существования, удовлетворить элементарные человеческие потребности.
«Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя; создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места» – отметил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин, которое состоялось 01 марта 2022 г.
В сложившихся условиях политика в области занятости приобретает особую значимость еще и потому, что социальное недовольство представляет собой угрозу общественной стабильности. Оно может быть вызвано в первую очередь снижением жизненного уровня населения. По данным социологических обследований около одной трети взрослого населения России отказывает себе в приобретении многих привычных предметов потребления. При этом абсолютное большинство не ожидает улучшения своего материального положения в ближайшее время.
Актуальность темы работы объясняется современным состоянием занятости населения в Российской Федерации и необходимостью государственного регулирования рынка труда как на государственном, так и на региональном уровне.
Предметом исследования данной работы являются подходы к регулированию Пензенского рынка труда.
Объектом исследования выступает рынок труда.
Целью курсовой работы является анализ рынка труда и особенностей реализации государственной политики занятости на региональном уровне, разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Основными задачами работы являются:
- раскрыть понятие и сущность рынка труда и спроса на рабочую силу, как объекта исследования
- определить роль службы занятости в удовлетворении спроса на рабочую силу на рынке труда
- охарактеризовать организационно-хозяйственной деятельности Пензенского филиала Центра занятости населения Пензенской области
- проанализировать муниципального рынка труда и удовлетворения спроса на рабочую силу Пензенского района.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения теории государственного и муниципального управления, общенаучные принципы познания (структурно-функциональный, системный, диалектический, комплексный), статистический, анализа и синтеза.
Эмпирической базой исследования послужили: данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; ведомственные статистические и финансовые данные Федеральной службы по труду и занятости, данные с Интерактивного портала службы занятости населения Пензенской области, данные с официального сайта Правительства Пензенской области.
Среди отечественных авторов, рассматривающих вопросы рынка труда, безработицы с макроэкономической позиции, отметим Б. М. Генкина, Н. М. Остапенко, С. Ю. Рощина. Анализ рынка труда на микроуровне изложен в работах И. В. Галета и А. Кашенова.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические основы формирования муниципального рынка труда и удовлетворения спроса на рабочую силу
1.1.Понятие и сущность рынка труда и спроса на рабочую силу, как объекта исследования
Основу всестороннего развития любого государства составляет трудовая деятельность населения, обеспечивающая производство товаров и услуг.
Труд представляет собой форму социального поведения личности, обеспечивающей решение социальных, экономических и иных задач во всех сферах жизнедеятельности человека. Государственная политика в сфере трудовых отношений ориентирована на снижение степени централизации управления данной сферой. Снижение степени централизации государственного управления характерно практически для всех сфер управления, что отрицательно сказывается на рынке труда и занятости населения. Достижение стратегических целей развития российского государства невозможно без решения проблемы занятости, что повышает значимость государственного управления трудом. [12,c.35]
Значимость государственного управления трудом выражается в следующем: во-первых, снижение уровня безработицы; во-вторых, ликвидация последствий безработицы; в-третьих, обеспечение трудоустройства; в-четвертых, создание условий для повышения квалификации работников и так далее. Обязательным условием успешности государственного управления трудом является формирование соответствующей правовой базы, обеспечивающей необходимое правовое поле для такого управления. Правовая база государственного управления трудом, в первую очередь, формируется федеральными законами соответствующего направления. Задача государства в сфере управления трудом состоит не только в правовом обеспечении и надзоре за трудовой деятельностью, но и в формировании условий, стимулирующих население к труду.
Государственное управление трудом ориентировано на достижение следующих целей: реализовать и совершенствовать государственную политику в сфере управления трудом; обеспечивать условия для создания безопасных условий осуществления трудовой деятельности в организациях любых сфер деятельности и форм собственности; защищать интересы наемных работников, в том числе при профессиональных заболеваниях и производственных несчастных случаях; обеспечивать эффективное взаимодействие и сотрудничество всех сторон трудовых отношений.
Федеральным органом государственного управления, призванным осуществлять государственное управление трудом, является Федеральная служба по труду и занятости, именуемая в сокращенной форме – Роструд.
Роструд призван осуществлять следующие функции: контролировать и надзирать сферу труда и занятость; обеспечивать возможность альтернативной гражданской службы; оценивать условия труда; проводить оценку системы социальной защиты граждан; оказывать государственные услуги по вопросам занятости и защиты от безработицы; регулировать трудовую миграцию и трудовые споры коллективного характера; предоставлять социальные гарантии социально незащищенным слоям населения. [13,c.43]
Роструд подчиняется Министерству труда и социальной защиты России. Правовую основу функционирования Роструда составляют такие нормативные акты как Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента и Правительства России, международные договоры, нормативно-правовые акты Министерства труда и социальной защиты России, Положение о Роструде.
Осуществление деятельности Роструда выполняется: непосредственно; посредством территориальных органов. Роструд при выполнении своих полномочий взаимодействует с другими органами власти.
В состав полномочий Роструда включаются:
Осуществление государственного надзора и контроля соблюдения: требований трудового и иного, связанного с трудом, законодательства работодателями; порядка учета и расследования производственных несчастных случаев; порядка социальных выплат; привлечения к ответственности за нарушения в указанных сферах;
Адамчук В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук – М: ИНФРА – М, 2020.- С.383
Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев – М.:ИНФРА-М, 2020. – С. 472
Волгин Н. А., Одегов Ю. Г. Экономика труда: учебник. – М.: Экзамен, 2020. – С. 542
Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2018. – С. 301
Давыдова С.Г. Занятость и безработица в Пензенской области. – Пензенский регионологический журнал. – 2009. – № 7. – С. 54
Кибанов а. Я. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-м, 2018. С. 56
Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2020. – С.167
Остапенко Н.М. Экономика труда: учебное пособие/Н.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2020. – С.220
Рынок труда : учебник для академического бакалавриата / Б.В. Корнейчук. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – Серия : Бакалавр. Академический курс. С. 178
Рынок труда и : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е.Б. Яковлекой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. . – Серия : Бакалавр. Академический курс С. 32
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ, 2021. С.115
Электронные ресурсы
О занятости и безработице в Пензенской области в 2022 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorodstat/resources/bb4a3f004b5deef88cd38d4e4d05559c/ЭксЗанятость+2019+год.pdf, свободный (дата обращения 17.02.2023)
О ситуации на рынке труда Пензенской области // Официальный сайт Правительства Пензенскойобласти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenreg.ru/press/news/press/89385/, свободный (дата обращения 07.03.2023)
Функции государственного управления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isfic.info/admis/nelis07.htm, (дата обращения 23.12.2023)
Официальный сайт : http://www.vsevreg.ru/about/federal/19581/ (дата обращения 16.11.2023 г.)