Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в музыкальной индустрии
1.1. Музыкальная индустрия как специфическая сфера маркетинга
1.2. Особенности содержания понятия «музыкальный бренд»
1.3. Маркетинговые технологии продвижения музыкального продукта
Глава 2. Персональный брендинг – как технология продвижения музыкального продукта
2.1. Персональный брендинг: сущность, задачи, инструменты
2.2. Особенности применения персонального брендинга в шоу-бизнесе
Глава 3. Программа онлайн-продвижения музыкального проекта «Шоу-дуэт Make Sound»
3.1. Подготовительный этап
3.2. Продвижение
3.3. Выпуск альбома
3.4. Оценка эффективности продвижения
Заключение
Библиографический список
Постановка проблемы. В современном мире сложилась ситуация музыкальной перенасыщенности, где особенно необходимо выделить своё творчество среди большого количества однородных конкурирующих исполнителей, что достигается с помощью маркетинговых технологий и формирования бренда.
Учитывая повышенный интерес к музыкальному искусству со стороны потребителей интеллектуального контента, тема взаимовлияния популярного музыкального искусства и маркетинговых коммуникаций, специфики приёмов продвижения в музыкальной индустрии является весьма актуальной.
Развитие технологий и новые каналы передачи информации кардинальным образом изменили условия функционирования музыкальной индустрии. Новые технологические возможности – интерактивность, мультимедийность, конвергенция, новые форматы передачи информации – как упрощают процессы развития музыкальной сферы, так и усложняет их.
Одновременно преимущества и недостатки новой реальности ощущает и сфера рекламы – становится проще продвигать торговые марки, но, вместе с тем, сложнее контролировать все каналы информации, весь объём контента, производимый на просторах Интернета. Это во многом объясняется тем, что приходит новый тип коммуникации – горизонтальная коммуникация, где, как определил М. Маклюэн, уже «человек человеку – медиа». Все это формирует проблемы, связанные с реализацией эффективной стратегии продвижения музыкального продукта на отраслевом рынке.
Степень разработанности темы. Изначально изучением бренда занимался родоначальник маркетинга Ф. Котлер. В рамках музыкальной индустрии изучением понятия «музыкальный бренд» занимались такие ученые, как А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина, которые сформулировали само определение «музыкальный бренд». А. А. Калмыков и Л. А. Коханова развёрнуто описывают феномен трансформации отношений в рамках интернет-коммуникации. Это значит, что аудитория, которая раньше была воспринимающей стороной, становится активным участником информационного процесса, влияет на него, формирует и активно регулирует.
Новизна данной работы заключается в том, что персональный брендинг будет рассматриваться как маркетинговая технология, используемая для продвижения музыкального продукта.
В связи с этим, объектом исследования выступает маркетинг музыкальной индустрии. Предметом исследования – персональный брендинг в качестве технологии продвижения музыкального продукта.
Цель исследования – изучить маркетинговые технологии продвижения в музыкальной индустрии.
Задачи, поставленные перед работой:
изучить музыкальную индустрию в качестве специфической сферы маркетинга;
писать особенности содержания понятия «музыкальный бренд»;
изучить маркетинговые технологии продвижения музыкального продукта;
описать сущность персонального брендинга и особенности его применения в шоу-бизнесе;
разработать программу онлайн-коммуникации продвижения музыкального проекта;
оценить эффективность разработанной программы.
Практическая значимость работы состоит в том, что на примере реального музыкального проекта изучаются особенности разработки программы онлайн-продвижения и просчитывается ее эффективность.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и библиографического списка.
В первой главе описаны теоретические основы маркетинга в музыкальной индустрии, основные понятия шоу-бизнеса и маркетинговых технологий, которые используются при продвижении музыкальных продуктов.
Во второй главе описывается технология продвижения музыкального продукта – персональный брендинг.
В третье главе разрабатывается программа онлайн-коммуникаций для продвижения музыкального продукта.
В исследовании были использованы метод анализа теоретических данных по заданной тематике, метод обобщения данных, кроме этого, был использован метод графического представления данных.
В качестве эмпирической базы выступили научные работы и методическая литература по заданной тематике.
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в музыкальной индустрии
1.1. Музыкальная индустрия как специфическая сфера маркетинга
Маркетинг как элемент современной экономики может присутствовать во всех сферах, где существует рынок, т.е. отдельные потребители или группы потребителей с выраженными потребностями. Шоу‐бизнес как система, функционирующая для целенаправленного удовлетворения потребностей человека в отдыхе, развлечениях, рекреационных услугах и т.п., является привлекательным объектом для осознанного внедрения маркетинга в практику управления.
«Музыкальный шоу-бизнес – это сфера субъект-субъектной деятельности, осуществляемая на основе коммерциализации музыкального творчества в контексте развития рынка услуг, производящего нематериальные блага и формирующего эмоционально‐ценностные характеристики социального субъекта» [1, С.45].
«Музыкальный шоу‐бизнес – это существенная отрасль экономики любого современного государства, которая в силу своего субъект‐субъектного начала связана с большими рисками и высокими доходами» [3, С.75]. Для государства шоу‐бизнес имеет стратегическое значение, поскольку занимается производством информации и эмоционального настроя потребителей, а его целью является формирование личности человека.
Для современного человека шоу‐бизнес выступает неотъемлемой естественной частью жизни, так как пронизывает всю структуру его потребностей и является естественным этапом развития культуры, интегрированной с экономикой.
С одной стороны, шоу‐бизнес является индикатором богатства общества и цикла развития экономики, с другой, представляет собой много миллиардный рынок с большим потенциалом, реализация которого зависит как от внешних факторов, так и от эффективности маркетинговой деятельности внутри шоу‐бизнеса.
Далее стоит рассмотреть историю развития шоу-бизнеса в России, чтобы более глубже понять его особенности в качестве специфической сферы маркетинга.
Наиболее глубокие предпосылки появления в России шоу-бизнеса такие же как у Северной Америки и Европы. Ситуация коренным образом меняется с появлением Советской власти.
Советский зрелищно-развлекательный комплекс так же отличался от западного рыночного, как советская экономика от рыночной экономики. Границы между выделенными формами могут быть достаточно размыты, наблюдаются сквозные взаимопроникновения различных видов шоу. Можно даже сказать, что это взаимопроникновение является одной из основных тенденций развития шоу-культуры.
Второй тенденцией является стремление авторов шоу преодолеть наличную гетерогенность и объединить программу сквозным сюжетом. Примером этого являются такие праздничные гала-концерты в телепрограммах, как «старые песни о главном».
В жизнедеятельном цикле любого шоу можно выделить три основные стадии, которые могут до некоторой степени взаимоналагатъся:
- креативную (творческую);
- производственную (воспроизводственно-тиражирующую);
- трансляционно-потребительскую [10, С.207].
Креативная стадия включает разработку нового перспективного проекта, подбор исполнителей, репетиции. На производственной стадии в дело включаются спонсорские средства, задействуются различные элементы инфраструктуры шоу-бизнеса. В развитых странах в структуре журнальной продукции 10-20% изданий непосредственно работают на шоу-бизнес. Продукция шоу-бизнеса носит в значительной степени духовный характер, хотя научно-технический прогресс создал условия для стремительного роста материальных составных современного зрелищно-развлекательного комплекса.
Создание «звезды» – высокопопулярного исполнителя – одна из центральных функций шоу-бизнеса. К распространению принципа «звездности» ведет настойчивое культивирование индивидуальности, принятое в западной культуре. Звезды бизнеса, политики, спорта и войны дополняются звездами шоу-культуры [12].
Библиографический список
Белякова Е.М. Особенности маркетинга в сфере культуры и искусства // В сборнике: ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 44-46.
Василенко О.Г. Национальный и международный опыт реализации рекламной деятельности в шоу - бизнесе // В сборнике: КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 75-79.
Ватаману В.А. Маркетинговые коммуникации в формировании музыкального бренда на примере группы THE 1975 // Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 7. С. 174-179.
Гарифуллина А.У. Стратегия продвижения артиста на примере группы М-BAND // В сборнике: Рекламный вектор - 2015: стратегии нового времени сборник материалов IX научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2015. С. 207-209.
Желнов С.В. Персональный бренд: теоретический аспект // В сборнике: XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей. 2017. С. 428-430.
Кобцева О.Н., Романова Н. Д., Овсепян Д. С. Музыкальный брэндинг //Редакционная коллегия: Юсупов РГ, доктор исторических наук; Ванесян АС, доктор медицинских наук; Калужина СА, доктор химических наук; Шляхов СМ, доктор физикоматематических наук. 2016. С. 86.
Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2011. С. 108-109.
Курятников И.В. Роль событийного PR в формировании имиджа проекта в шоу-бизнесе // Студенческий вестник. 2018. № 11-3 (31). С. 54-56.
Маслобоев А.А. Алгоритм оценки экономической эффективности маркетинговой деятельности в сфере музыкального шоу-бизнеса // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества Материалы XVII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 95-102.
Маслобоев А.А. К вопросу об экономическом определении понятия "музыкальный шоу-бизнес" // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 1 (3). С. 206-210.
Маслобоев А.А. Музыкальный шоу-бизнес в контексте передовых маркетинговых стратегий // В мире научных открытий. 2015. № 3-9 (63). С. 4023-4034.
Маслобоев А.А. Проблема метризации маркетинга в сфере музыкального шоу-бизнеса // Научное обозрение. 2014. № 8-1. С. 215-218.
Мерзликина Г.В., Дрюк (Шмидт) Л.А. Пути повышения конкурентоспособности услуг в шоу бизнесе // Молодежный научный вестник. 2016. № 8 (8). С. 38-43.
Мисонжникова М.Б. SMM-стратегия продвижения бренда в сфере шоу-бизнеса // В сборнике: БРЕНДИНГ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 54-57.
Муртазина Г.Р., Савельев Н.С. Продвижение музыкального проекта в сфере шоу-бизнеса // В сборнике: Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив материалы Международной научно-практической конференции. Научные редакторы: П.П.Терехов, Д.В.Шамсутдинова, Л.Ф. Мустафина. 2016. С. 352-354.
Нестерова З.В., Мишукова Е.Г. Особенности формирования персонального бренда // В сборнике: Маркетинг и брендинг: вызовы XXI века Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Л. М. Капустина. 2017. С. 154-159.
Новгородцева И.Д. Музыкальный проект: специфика позиционирования и продвижения // Контентус. 2016. №. 1. С. 282-288.
Новгородцева И.Д. Музыкальный проект: специфика позиционирования и продвижения // Контентус. 2016. № 1 (42). С. 282-288.
Новгородцева И.Д. Музыкальный проект: специфика позиционирования и продвижения в социальных сетях // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2016. № 16-2. С. 60-64.
Официальный сайт «Шоу-дуэта Make Sound» [Электронный ресурс] – URL: http://makesound.tilda.ws (дата обращения: 10.04.2019).
Пономарёв М.А. Креативные средства и инструменты продвижения музыкальных проектов // В сборнике: Музыкальный менеджмент: наука, бизнес, образование Ростов-на-Дону, 2013. С. 61-68.
Савельев С.С., Дмитриев А.Я. Управление качеством музыкального проекта // Эффективные системы менеджмента - гарантии устойчивого развития. 2016. Т. 2. № 5. С. 220-222.
Толмачев О.М., Кожокова Д.С. Маркетинговые технологии продвижения услуг шоу-бизнеса на отраслевом рынке // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 127-132.
Шубин Г.О. Современные тенденции рекламы и PR в музыкальной индустрии // Студенческий. 2018. № 23-1 (43). С. 79-83.
Шубин Г.О., Джавршян Н.Р. Проблемы продвижения новых проектов в профессиональной музыкальной индустрии // Студенческий. 2018. № 8-1 (28). С. 60-64.
Щербакова П.С., Задирако И.О. Современные тенденции персонального брендинга // В сборнике: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 220-223.