ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Сущность понятия «адаптивная физическая культура»
1.2 Особенности физического развития детей с нарушениями интеллекта
1.3 Особенности организаций занятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушениями интеллекта
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 Организация и цели констатирующего эксперимента
2.2 Программа формирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов контрольного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В течение последних нескольких лет вопросы физического воспитания все в большей степени привлекают внимание педагогов, медицинских работников и родителей учащихся всех возрастов. Данный факт не случаен. Известно, какое колоссальное значение имеет правильно организованное физическое воспитание для укрепления здоровья школьников, гармоничного физического развития, улучшения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. Воспитание физически развитых детей - основная цель педагога и для этого ему необходимо использовать все возможные средства и методы воспитания. Данная задача является первостепенной, и в наши дни приобретает особую актуальность.
Среди актуальных проблем немаловажное место занимает такая специфическая проблема, как организация физического воспитания детей с особенностями развития. Организация адаптивного физического воспитания с лицами ослабленного здоровья всегда была и остается одной из наиболее сложных задач. Поэтому ведется поиск эффективных технологий коррекции детей с различными особенностями. Современные подходы к процессам коррекции детей с нарушениями интеллекта свидетельствуют о том, что адаптивная физическая культура является эффективной технологией физического, интеллектуального и социального развития, самореализации и социализации детей и подростков с умственной отсталостью.
Объект исследования – адаптивная физическая культура.
Предмет исследования – особенности методики адаптивной физической культуры для детей с нарушениями интеллекта в образовательных организациях.
Цель данного исследования – особенности методики адаптивной физической культуры для детей с нарушениями интеллекта в образовательных организациях
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия «адаптивная физическая культура»
Изучить особенности физического развития детей с нарушениями интеллекта
Проанализировать особенности организаций занятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушениями интеллекта
Провести экспериментальное исследование методики адаптивной физической культуры для детей с нарушениями интеллекта в образовательных организациях
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в педагогической практике работников школьных учреждений нашей страны.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Сущность понятия «адаптивная физическая культура»
Адаптивная физическая культура в нашей стране в настоящее время используется в системе среднего (на базовом и повышенном уровне), высшего (как отдельная специальность и часть направления) профессионального образования. С точки зрения профессиональной деятельности на сегодняшний день существует отдельная должность тренера-педагога и инструктора-методиста по адаптивной физической культуры. Это позволяет сделать вывод о том, в наши дни в России создана основная концептуальная база образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры (далее – АФК) [13].
Внедрение в учебный процесс различных технологий АФК в настоящее время приобретает особую актуальность, так как количество детей-инвалидов различных нозологических групп в России ежегодно увеличивается. К основным категориям детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии принято относить: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети), задержка психического развития (ЗПР), нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушения речи и др. Именно с детьми данных категорий, прежде всего, необходимо проводить занятия по адаптивной физической культуре
АФК включает в себя ряд обязательных компонентов: адаптивный спорт, адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация. Адаптивное физическое воспитание представляет собой один из наиболее прогрессивных и массовых направлений в современной образовательной системе, которое обуславливает определенную систему физического воспитания детей с различными отклонениями здоровья [1, с. 116]. Основной задачей АДВ принято считать формирование у таких учащихся осознанного отношения к своим физическим возможностям, развитие их двигательных умений и навыков, психологических качеств, которые способствуют обеспечению адаптации детей с отклонениями в развитии к условиям окружающей среды и различным видам деятельности.
Одним из наиболее важных теоретических проблем считается выделение функций адаптивной физической культуры. Их конкретизация способствует уточнению направлений профессиональной деятельности тренера-педагога, с целью организации максимально эффективного физического развития учащихся с отклонениями в развитии.
Все существующие функции АФК можно классифицировать на две группы [8, с. 163].
Первая представляет собой совокупность педагогических функций, которые определяют процесс применения физических упражнений для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья в разнообразных видах адаптивной физической культуры – адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация. Их методологическую основу составляют философско-медицинские категории целостности организма и взаимосвязи структуры и функции.
Вторая группа состоит из комплекса функций, сопутствующих и соподчиненных главным педагогическим. Их формирование обуславливается не только влиянием выполнения физических упражнений на организм и личность учащегося, но и воздействием объективно существующих других социальных явлений и процессов окружающей среды, иных социальных институтов, которые способствуют образованию устойчивых функциональных связей. Данные связи и составляют сущность социальных функций АФК, которые являются самоценностью для общества в целом и для отдельных людей, имеющих стойкие нарушения и ограниченные физические возможности.
Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. - 400 c.
Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2013. - 248 c.
Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.
Воронкова В.В. Клиника и этиология умственной отсталости / В.В. Воронкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 360 с.
Генш Н.А. Справочник по реабилитации / Н.А. Генш. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 360 с.
Годовникова Л.В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Л.В. Годовникова // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 36-38
Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Дубровская. - М.: Эксмо, 2012. - 346 с.
Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения / С.П. Евсеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 c.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2011. - 557 с.
Журавлева А.Н., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.Н. Журавлева. - М., Медицина, 2011. - 433 с.
Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.
Маляревский М.И. Клиника нравственной и умственной отсталости: (детей с нарушениями развития) / М.И. Маляревский // Аутизм и нарушения развития. - 2014. - № 2. - С. 41-49.
Организация адаптивного физического воспитания [Электронный ресурс]. - http://refleader.ru/polqasyfsyfs.html
Попов С.Н. Лечебная физическая культура. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.
Рассел Дж. Адаптивная физическая культура / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2013. - 595 c.
Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития. / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2012. – 224 с.
Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. - М: Советский спорт, 2013. - 608 с.
Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына. – СПб.: Питер, 2013. – 240 с.
Филимонова С.И. Семейная физическая культура - пространство для самореализации детей-инвалидов и их родителей / С.И. Филимонова // Адаптивная физическая культура. - 2014. – №2. - С. 6-11.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / О. Шпек. - М.: Академия, 2013. - 432 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ