Введение
1 Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Методологические основы формирования системы управления персоналом
1.2 Характеристика методов управления персоналом
2. Анализ методов управления персоналом в ООО «Ключевые системы и компоненты», г. Тверь
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Характеристика методов управления персоналом в ООО «Ключевые системы и компоненты», г. Тверь
2.3 Комплекс мер по совершенствованию методов управления персоналом ООО «КСК» г. Тверь
Заключение
Список литературы
Управление персоналом в каждой организации играет очень важную роль для повышения её эффективности, поэтому для руководителя каждый работник должен рассматриваться как важнейший фактор производства и источник доходов предприятия.
Кадровая политика должна стоять на уровне главнейших задач организации, быть инструментом её стратегии обеспечения производства квалифицированной рабочей силой.
В связи с этим возникает необходимость разработки методов управления и практических рекомендаций для совершенствования задач управления персоналом, управления совокупной способностью человека к труду, анализа и адекватной оценки уровня надежности его потенциала.
Следовательно, формирование эффективной системы управления персоналом является одной из наиболее важных задач современного менеджмента.
В этом заключается актуальность выбранной темы исследования.
Производственное предприятие ставит перед собой важнейшие задачи, являющиеся приоритетными в современной экономике – производство продукции, поэтому для этого вида организаций система методов управления персоналом является особенно значимой для повышения эффективности деятельности предприятия и обеспечения качества его продукции.
В настоящее время разработаны основные положения, касающиеся методов управления персоналом.
Значительный вклад в эти достижения внесли труд А.А. Малова и Д.К. Осина «Построение службы управления персоналом «с нуля», работа М.Х. Мескона, М Альберта и Ф. Хэдоута «Основы менеджмента», А.А. Одинцова «Менеджмент организации: введение в специальность» и другие работы которых стали теоретической основой курсовой работы.
Однако для отдельных организаций, особенно многочисленных, вопросы, касающиеся выбора методов управления персоналом остаются актуальными и не до конца понятными. Управление многочисленным коллективом требует наличия у руководителя дополнительных теоретических знаний и практических навыков, касающихся методов управления персоналом.
Объект исследования – управление персоналом организации.
Предмет исследования – методы управления персоналом организации.
Цель курсовой работы: анализ методов управления персоналом в организации (на примере ООО «Ключевые системы и компоненты», г. Тверь).
Задачи:
определить методологические основы формирования системы управления персоналом;
охарактеризовать методы управления персоналом;
дать краткую характеристику организации;
охарактеризовать методы управления персоналом в ООО «Ключевые системы и компоненты» г. Тверь;
предложить комплекс мер по совершенствованию методов управления персоналом ООО «КСК» г. Тверь.
Методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных, а также специалистов в области управления по вопросам теории и практики управления организацией.
Базой исследования послужил официальный сайт ООО «КСК».
В работе использованы обзорные и аналитические методы исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава является теоретической, вторая – аналитической.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в возможности применения его результатов для управления любым производственным предприятием.
1 Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Методологические основы формирования системы управления персоналом
Важным условием успешного функционирования любой организации в настоящее время являются передовые технологии, информационные системы и тотальное качество товаров и услуг. В этих условиях наиболее значимым конкурентным преимуществом организации становиться ее человеческий фактор. Отсюда научные основы управления персоналом и их востребованность практикой превращаются в важнейшее направление в области менеджмента.
Управление персоналом(от английского слова Human Resource Management или HRM) - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения управления персоналом достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и погашения отрицательных мотивов, а также анализа таких воздействий. [22, С.268]
Управление персоналом является неотъемлемой частью систем управления (менеджмента). В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управление персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
В отечественной литературе научные поиски по управлению персоналом осуществляются в рамках исторического и функционального походов. Это позволяет выявить предпосылки зарождения и эволюции развития науки управления начиная с теории Ф. Тейлора до командных конструкций менеджмента с различными модификациями по содержанию и национальному применению. Одновременно этот метод позволяет расширить границы представления о функциях управления персоналом и его возможностях в современных условиях.
Характерным этапом развития любой науки является поиск теоретических и методологических приемов, методов, способных отразить ее целостность, систематизировать и обобщить имеющиеся научные и практические результаты, закономерности развития.
Применительно к управлению персоналом среди методологических подходов выделяют исторический, структурный, функциональный, системный и ряд других. Преобладание одного из них предопределяет содержание и принципы концепций [11].
По мере развития экономических и социальных отношений в обществе, проблемы управления персоналом все более усложняются. В условиях глобализации экономических и общественных процессов, многообразия концепций и мирового опыта в этой области, наблюдается трансформация принципов управления, поиск новых конструкций и систем. Отсюда следует, что специфика управления персоналом предопределяет возможность использования системного похода.
В последующем, на развитие управления персоналом существенное влияние оказали теория роста производительности труда Ф. Тейлора и теория бюрократического управления М. Вебера. В их основе лежит принцип расчленения производительного процесса на функции и закрепление последних за конкретными работниками и рабочими местами. Это порождает иерархический принцип управления и наличие вертикальных связей в сфере социально-трудовых отношений организации.
Концепции управления персоналом несколько изменились с появлением теории гуманизации труда, когда в сфере управления персоналом преобладающими стали социальные аспекты, где человек рассматривается не только как экономический ресурс, но и ресурс, обладающий социальными качествами [11].
В последнее время интенсивно развивается теория интеллектуального капитала. Новые подходы в кадровом менеджменте получили название командного менеджмента. При этом для решения комплексных задач, уникальных проблем собираются люди (команды), имеющие соответствующие знания, способы мышления и организации. В основу данной теории положены приоритетность нематериальных активов организации (цели и целостность организации, идеология, специфические принципы поведения, способ реализации и др.). Главная ценность для организации фиксируется на ее человеческой стороне. Данный вид менеджмента характеризуется такими слагаемыми, как [9]:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. - URL: http://www.consultant.ru/popular/cons// (дата обращения 27.10.2023).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 27.10.2023).
Абчук, А. Менеджмент: Учебник [Текст] / А. Абчук. - СПб.: Издательство «Союз», 2020. - 463 с.
Бордовская, Н.О. Построение службы персонала [Текст] / Н.О. Бордовская // Справочник по управлению персоналом. - 2018. - №11. - С.10
Виханский, О.С. Наумов, А.И. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2018. - 528 с.
Выявление потребностей в обучении персонала [Электронный ресурс] //ЖУК (Журнал Управления Компанией). URL: - http://www.zhuk.net/ (дата обращения: 27.10.2023).
Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитсбург. Менеджмент в организации [Текст] / А. Герберт и др. - М.: Экономика, 2021. – 458 с.
Евтиков О.В. Принципы управления персоналом как компоненты профессионального управленческого мировоззрения руководителя [Текст] / О.В. Евсиков // Вестник ТГПУ. - 2020. - С. 124-129
Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие [Текст] / Н.И. Кабушкин. - М.: Новое издание, 2018. - 336 с.
Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие для вузов [Текст] / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2019. - 360 с.
Малов, А.А., Осин, Д.К. Построение службы управления персоналом «с нуля» [Текст] / А.А. Маслов, Д.К. Осин // Справочник по управлению персоналом. - 2019. - №12. - С.68-78
Всего 25 источников