Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях глобализации рынка труда и дефицита высококвалифицированных специалистов, менеджменту организаций важно разработать и внедрить эффективные методы управления персоналом.
На сегодняшний момент, учитывая многообразие процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества, нельзя успешно осуществлять руководство компанией, руководствуясь привычными стереотипными постулатами. В условиях санкционных ограничений, послепандемийных периодов восстановления человеческого капитала организаций, все большее число руководителей предприятий, осознают необходимость развития управленческих решений в области человеческого капитала, что непосредственно влияет на экономические показатели работы любой организации.
Быстрое развитие технологий влияет на рабочий процесс и требует постоянного обучения и адаптации сотрудников, а также пересмотра традиционных подходов к управлению персоналом. В условиях постоянных изменений на рынке методы управления персоналом должны быть гибкими и адаптируемыми, чтобы компания могла оперативно реагировать на внешние и внутренние вызовы.
Каждая организация, опирающаяся на результаты работы своих сотрудников, нуждается в развитии действующей системы управления своим персоналом. Из года в год происходит развитие и совершенствование различных принципов и технологий управления человеческим капиталом на предприятиях, базой для которых служит понимание того, что каждый отдельно взятый сотрудник есть человек, обладающий своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями и потребностями.
В текущий момент такая проблема всё ещё остается малоизученной, что и обусловило актуальность нашего исследования.
Исследование темы включает в себя работу многих ученых и специалистов в области управления человеческими ресурсами, экономики труда, организационного поведения и стратегического управления. Это лауреат Нобелевской премии по экономике, известный своими работами в области экономики человеческого капитала Гери Беккер, профессор Гарвардского университета, автор многих книг и статей по управлению персоналом и организационной теории Джеффри Пфеффер, профессор Гарвардской школы бизнеса, известный своими работами по стратегическому управлению и конкуренции Майкл Портер, один из ведущих экспертов по управлению человеческими ресурсами, автор концепции HR Business Partner Дэвид Ульрих, эксперт по вопросам лидерства и изменениям в организациях Джон Коттер, один из основателей современного менеджмента, автор множества работ по управлению организациями Питер Друкер.
К плеяде отечественных ученых, внесших весомый вклад в изучение проблематики исследования можно отнести Л.И. Абалкина, Д.С. Львова, Н.Н. Моисеева, Ю.В. Яковца, В.А. Семенова, Г.Г. Меликьяна, Т.И. Заславскую, В.П. Рожи-на, А.Г. Здравомыслова, Л.С. Гребнева, Н.В. Волгина, В.А. Ядова, Н.И. Захарова, B.C. Балабанова, В.В. Шеметова, Ю.Ю. Екатеринославского, П.Д. Половинкина, Н.Ф. Пушкарева и ряд других ученых и специалистов.
Цель курсовой работы – комплексный анализ методов управления персоналом, применяемых в современных организациях, оценка их эффективности и разработка рекомендаций по оптимизации управленческих практик в контексте специфики деятельности ООО «Гепард».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления персоналом и классификация существующих методов управления;
- анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор методов управления персоналом в организациях;
- оценка эффективности применяемых методов управления персоналом и их влияния на достижение стратегических целей в ООО «Гепард»;
- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию методов управления персоналом для повышения эффективности работы ООО «Гепард».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Гепард».
Предметом исследования выступает система методов управления персоналом, используемых для организации эффективного управления человеческими ресурсами в организации.
При написании курсовой работы использованы методы cравнения, дедукции и индукции, анализа и синтеза, расчетно-экономический метод, метод сравнения и т.д.
Концепции и парадигмы методов управления персоналом в организации опираются на научно-теоретические и методологические основы, разработанные учёными-исследователями систем управления: В.М. Мишиным, С.Л. Гольдштейном, К.В. Балдиным, В.И. Коробко, А.В. Демидовой, В.В. Кафидовым, А.С. Малиным, В.И. Мухиной, М.С. Мотышиной, В.В. Глущенко, З.М. Макашевой, Э.М. Коротковым и другими. Исследования выше указанных авторов посвящены развитию методологической базы, включающей теоретические положения, научные подходы к управлению человеческими ресурсами, которые определяют методы и способы анализа и синтеза, понятие сущности, возможность изменить и усовершенствовать систему управления персоналом.
Теоретической базой для написания работы послужили нормативные акты, учебная и научная литература, интернет-ресурсы, внутренняя отчетность ООО «Гепард».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащих ___ источников, глоссария и приложений в количестве ___ штук. Курсовая располагается на ___ листах.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты и методы управления персоналом организации
1.1 Сущность и содержание управления персоналом организации
В большом юридическом словаре под персоналом понимается коллектив
работников или совокупность физических лиц, которые осуществляют свои профессиональные обязанности на основе трудового договора [1]
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева характеризуют персонал как личный состав определенного учреждения, предприятия, фирмы, организации или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой трудовой функции (обслуживающий персонал) [10]
В экономико-математическом словаре персонал описывается как «личный состав организации, работающий по трудовому договору для обеспечения определенных целей и задач предприятия» [4]
В психологическом словаре термин персонала квалифицируется как группа личностного состава предприятия, характеризующаяся определенными профессиональными навыками [9].
Оксфордский толковый словарь по психологии рассматривает персонал как служащих в организации с определенными человеческими аспектами [5].
Как утверждают А.В. Дейнека и Б.М. Жуков, персонал – это индивидуальный состав учреждений, включающий всех наемных работников, а также работающих в ней собственников и совладельцев фирмы [2].
М.Р. Плотницкая рассматривает термин персонала как некую совокупность людей, которые состоят с определенной организацией как с юридическим лицом во взаимоотношениях, которые регулируются трудовым договором и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации [8].
М.А. Карасев под персоналом определяет всех сотрудников предприятия, а также иных граждан, занятых в данной организации. По его мнению, в численный состав персонала могут входить также учредители предприятия и собственники бизнеса, если они осуществляют производственные, управленческие или иные должностные обязанности [3].