Введение
Глава 1. Творчество Юрия Полякова
Глава 2. Образ главного героя в романе «Грибной царь»
2.1 Анализ произведения Ю. Полякова «Грибной царь»
2.2 Мифологический подтекст романа «Грибной царь»
2.3 Образ главного героя в романе «Грибной царь»
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. В романе «Грибной царь», как и в других произведениях Ю. Полякова, обосновывается мораль, действительная ценность жизни. В романе существует нравственный идеал. И, в сущности, «речь идет о реализме, а добавлять к нему определение “гротескный” или “новый” – вопрос филологической терминологии», подчеркивает В.В. Агеносов.
Роман Ю. Полякова «Грибной царь» определяет драматическую ситуацию, в которой человек середины первого десятилетия XXI века оказался. В современном психологическом романе уделено особое внимание внутреннему миру человека. Он определяется наличием аналитического комментария, внутреннего монолога и потока сознания. Касается, но не всегда разъясняет, просто отражает непростые межличностные и внутриличностные взаимоотношения. Поэтому часто в таком произведении изучаются как взаимоотношения в семье, так и человека с самим собой.
Данный вопрос еще недостаточно исследован в современной публицистике, следовательно анализ темы образа главного героя в произведениях современных писателей является актуальной темой для исследования.
Цель данной работы – проанализировать характер образа главного героя в романе Ю. Полякова «Грибной царь».
Объект исследования – роман Ю. Полякова «Грибной царь».
Предмет исследования – образ главного героя в романе Ю. Полякова «Грибной царь».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть творчество Юрия Полякова.
2. Провести анализ личности главного героя в романе Ю. Полякова «Грибной царь».
Теоретической основой исследования послужили труды М.М. Голубкова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, И.С. Скоропановой.
Методы исследования: структурно-семиотический, историко-генетический, сравнительно-исторический, биографический.
Глава 1. Творчество Юрия Полякова
Юрий Поляков – писатель очень современный. Работая в литературе уже четыре десятилетия, он всегда умел выразить время – задеть те болевые точки, которые волновали людей 80-х, 90-х, 2000-х годов. И сегодня его отличает пристальное внимание к остроактуальным проблемам[1].
Юрий Поляков смог завоевать сердце преданного читателя именно потому, что говорил о самом насущном для человека эпохи постсоветского безвременья[2].
Творческий путь Юрий Михайлович начал с поэзии, постепенно все больше обращался к прозаическим произведениям. Он является кандидатом филологических наук, прозаиком, поэтом, драматургом, публицистом. С 2001 года – главный редактор «Литературной газеты». Среди его работ известны такие произведения, как, например, «Апофегей», «Демгородок», «Небо падших», «Грибной царь» и другие.
Два основных фактора оказывают влияние на творчество Ю. Полякова – филологическое образование и профессия журналиста. Как филолог он имеет пристрастие языковому эксперименту, к редким, необычным словам и оборотам, иногда его герои-филологи их комментируют. Ю. Поляков начинал как оппозиционный писатель, разрабатывая социальную проблематику[3]. Его проза отличается публицистичностью, общественно-политической направленностью, и закономерно, что он стал популярнейшим писателем «предперестроечной» и непосредственно «перестроечной» эпохи, затронув наиболее животрепещущие социальные темы – дедовщину в армии, формализм и очковтирательство в школе, карьеризм комсомольских и партийных работников («Работа над ошибками»), а с повести «Апофогей» взялся за эротическую тематику.
Со времени появления первых публикаций писателя его творчество стало предметом критической оценки, в которой исследователи отмечали прежде всего преемственность его прозы. Как отмечает Л.Ф. Копосов, писатель является приверженцем традиционных принципов русской классической литературы, привнося в свои произведения элементы нового времени: «Он современен во всем. Именно время - основное содержание его литературных изысканий…»[4].
Занимает основное место в творчестве писателя проза, отражающая почти все жизненные вехи, которые прошел писатель и наша страна за последние полвека. Литературная деятельность Ю. Поляковым начиналась в поэзии. Первое его стихотворение было опубликовано в 1974 г. в газете «Московский комсомолец». В 1979 г. вышла первая книга стихов «Время прибытия», а в 1981 г. - «Разговор с другом».
Широкая известность пришла после выхода повести «Сто дней до приказа», которая была опубликована в журнале «Юность» в 1987 г., о неуставных отношениях в Советской Армии. Вслед за этим и с тем же успехом выходят «ЧП районного масштаба», опубликована в журнале «Юность» в 1985 году, о комсомольских функционерах, и «Работа над ошибками», опубликована в журнале «Юность» в 1986 году, о проблемах советской школы. Ранние повести характеризуются социальной остротой и злободневностью, представляют собой образцы классической реалистической сатиры, в которых с наибольшей силой проявляются традиции Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, М. Булгакова.