ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность и основные принципы систем эффективного управления персоналом: обучение, наставничество, коучинг
1.2 Роль коучинга и наставничества в обучении и управлении персоналом
1.3 Наставничество и коучинг: сравнительный анализ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ, НАСТАВНИЧЕСТВА И КОУЧИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
2.1Технологии обучения, наставничества и коучинга в управлении персоналом
2.2 Анализ развития управления и опыт повышения квалификации сотрудников
2.3 Разработка рекомендаций внедрения коучинг-системы обучения на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. С интенсивным развитием бизнес-среды организациям необходимо уметь быстро подстраиваться под ее изменения. При чем важно не только идти в ногу с технологическим прогрессом, но и иметь высококвалифицированный персонал. В настоящее время для повышения уровня знаний персонала используют различные виды обучения. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации. Коучинг и наставничество не исключение. Поэтому рассмотрение данной темы является актуальным на данный момент.
Цель: рассмотреть обучение, наставничество, коучинг – анализ общего и различного в кадровых технологиях
Задачи:
– рассмотреть сущность и основные принципы систем эффективного управления персоналом: обучение, наставничество, коучинг;
– раскрыть роль коучинга и наставничества в обучении и управлении персоналом;
– рассмотреть наставничество и коучинг: сравнительный анализ;
– проанализировать технологии обучения, наставничества и коучинга в управлении персоналом;
– провести анализ развития управления и опыт повышения квалификации сотрудников;
– разработать рекомендации внедрения коучинг-системы обучения на предприятии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и писка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность и основные принципы систем эффективного управления персоналом: обучение, наставничество, коучинг
Обучение персонала для большинства предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Обучение – это средство достижения стратегических целей организации[1]. Успех на пути к достижению этих целей во многом зависит от того, насколько персонал осведомлен об этих целях и насколько подготовлен к работе по их достижению. Реализация выработанной стратегии организации требует более высокого уровня профессионализма, как руководства, так и всего персонала.
Обучение независимо от выбранного метода подготовки персонала должно основываться на соблюдении ряда обязательных принципов:
- Работник должен быть заинтересован в результате обучения.
- Изучение нового должно подкрепляться практическим опытом и повторением, так как обучение требует времени для усвоения нового и обобщения накопленного материала.
- Накопленный материал должен быть осмыслен, для этого используют соответствующие вопросы для обсуждения, тесты, задания.
- Методы обучения должны быть разнообразны.
- Материал должен быть приближен к конкретной деятельности работника.
Наставничество (менторство) является одним из ключевых методов развития персонала для многих компаний во всем мире, вне зависимости от их масштабов и рода деятельности, уже на протяжении многих лет[2].
В более широком понимании, наставничество, – это метод развития персонала, основанный на взаимоотношениях, в которых более опытный и осведомленный сотрудник помогает в работе менее опытному или менее осведомленному сотруднику. Понятие наставничества шире простой информационной помощи в работе, поскольку включает в себя так же и взаимоотношения по развитию, и постоянный диалог, и работу с такими задачами, которые обучаемый не смог бы решить самостоятельно[3].
Важным аспектом наставничества, как метода развития персонала является то, что оно не требует отрыва от рабочего процесса. То есть на протяжении всего периода обучения сотрудник остается на рабочем месте и продолжает выполнять свои профессиональные задачи. Более того, сам процесс обучения построен на решении типичных рабочих задач, благодаря чему автоматически решается проблема несоответствия теоретической подготовки и практической деятельности.
Коучинг является технологией, которая помогает людям меняться. Он направлен не только на достижение цели с наиболее оптимальным вложением ресурсов, но и на развитие человека. А уже само развитие предполагает изменения. Коучинг создает ту среду, в которой изменения происходят наиболее легко и естественно[4].
Вместе с тем, экономическая и политическая обстановка, бешеные скорости современного мира вынуждают бизнес интенсивно меняться. Поэтому чуть ли не самым главным для организации является ее способность адекватно реагировать на эти изменения, а еще лучше опережать их. А эта способность напрямую зависит от умения сотрудников меняться.
Принципы коучинга:
- Принцип осознанности и ответственности
Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и её анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча.
- Принцип отсутствия экспертной позиции
Согласно принципу ответственности, в ходе коуч-консультирования коуч никогда не занимает по отношению к клиенту экспертную позицию, не высказывает своего мнения, не даёт советов или готовых решений, не переносит свой опыт на коучируемого[5].
- Принцип взаимосвязи
Проработка личностных проблем во взаимоотношениях с персоналом в организации влияет на другие виды деятельности. Работая над конкретной целью в ходе проведения коучинга, коуч всегда рассматривает человека целиком и учитывает влияние области цели на все остальные области жизни клиента.
- Принцип сопротивления
Ближние всегда сопротивляются изменениям, даже если объективно человек становится «лучше». Всё новое означает неизвестность и подсознательно таит в себе опасность для окружающих. Совместно с коучем клиент разрабатывает план поэтапного формирования новой стратегии и тактики.
Воробьева Е.В. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики / Е.В. Воробьева, В.А. Разуменко, Н.К. Семенова // Молодой ученый. – 2016. ‒ №12. – С. 1193-1196.
Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / У. Тимоти Голви; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 252 с.
Гуськова Е.А. Особенности социальной ингибиции в системе современных социально-профессиональных отношений / Е.А. Гуськова, И.В. Шавырина // Социально-гуманитарные знания. ‒ 2017. – С. 249-254.
Дауни М. Эффективный коучинг / М. Дауни. – М.: Добрая воля. 2016. ‒ 288 с.
Демененко И.А., Шавырина И.В. Менеджмент-технологии повышения клиентоориентированности вуза // Социально-гуманитарные знания. 2016. Т. 8. С. 99-104.
Делопроизводство в кадровой службе / Сост. А.В. Верховцев. -6- е изд. - М.: ИНФРА -М, 2017.- 224 с.
Документы по персоналу предприятия / Сост. М.И. Басаков. - Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2013. -272 с.
Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. – М.: Эксмо, 2016. – 36 с.
Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 c.
Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2017. - 64 c.
Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2016. - 64 c.
Иванов А. П. Менеджмент: Учебник. / А. П. Иванов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А.. 2016. - 440 с.
Ильяшенко Т.А.Использование кадрового менеджмента при внедрении ФГОС ООО//Образование в Магаданской области.-2017.-№20.-С.55-58.
Кибанов А. Концепции и виды обучения персонала/ А.Кибанов// Кадровик. Кадровый менеджмент.- 2018.- №9.- С 28-29.
Крамар В. Использование тренингов в системе обучения и развития персонала// В.Крамар// Кадровый менеджмент.- 2017.- № 1.-С.22
Книга работника кадровой службы / под ред. Е.В. Охотского, В.А. Анисимого.- М.Экономика, 2016.-494с.
Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров. Автореферат диссертации. М., 2016. 45 с.
Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов/О. В. Ромашов, Л. О. Ромашова. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 268-269 с.
Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве.- Москва, педагогика, 2015.- 112-113с.
Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Уитмор. – М., 2015. – 168 с