Курсовая работа|Право

Общая характеристика системы военных судов Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 29

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ

1.1. Необходимость функционирования военных судов в России в теории права

1.2. Современное законодательство Российской Федерации о военных судах

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ

2.1. Военные суды Российской Федерации

2.2. Подсудность дел военным судам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Военные суды Российской Федерации встроены в систему федеральных судов общей юрисдикции как самостоятельная подсистема специальных судов, функционирующих параллельно с общегражданскими судами на уровне от районных (городских) судов до кассационных судов общей юрисдикции. В Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» приведен перечень основных задач военных судов, который, однако, не объясняет ни необходимость выделения военно-судебной системы, ни необходимость существования военных судов в качестве специальных, поскольку любая из названных задач в принципе может решаться и общегражданскими судами.

Вопрос об основаниях создания и функционирования в России военных судов и их выделения в отдельную подсистему носит отнюдь не праздный характер. И дело здесь вовсе не в объяснении или оправдании существования в России специальных военных судов.

Надо отдавать себе отчет в том, что только понимание предназначения военных судов может служить ключом к ответу на вопросы о том, как должны быть организованы военные суды и на каких началах необходимо строить их деятельность. В частности, выделение системы военных судов обусловливает необходимость установления в законе правил разграничения компетенции общегражданских и специальных (военных) судов. В свою очередь, вопрос об объеме компетенции военных судов, включая прежде всего определение круга подсудных им дел, должен решаться исходя из предназначения военных судов, о котором можно судить только по тем мотивам, которыми руководствовался законодатель в своей судоустройственной деятельности, т.е. по основаниям создания системы военных судов.

Объект работы составляет комплекс общественных отношений, которые возникают в процессе деятельности военных судов в России.

Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.

Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать систему военных судов Российской Федерации.

Задачи работы:

изучить развитие правового регулирования о военных судах в России;

раскрыть современное законодательство Российской Федерации о военных судах;

рассмотреть военные суды Российской Федерации;

выделить подсудность дел военным судам.

Методологическую основу исследования составили методы: анализ, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой и статистический.

Нормативной основой исследования послужили федеральное законодательство о военных судах.

Теоретической базой работы послужили труды ученых—правоведов в исследуемой сфере, таких как: А.Ф. Абдулвалиев, И.С. Дикарев, А.Я. Петроченков, М.Ю. Птицын и других.

Структура работы обусловлена ее целью и включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, где подробно описываются теоретико-правовое регулирование деятельности военных судов, особенности правового регулирования деятельности военных судов, заключение, в котором подводятся итоги согласно поставленным целям и задачам, а также в конце прилагается библиографический список.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ

1.1. Необходимость функционирования военных судов в России в теории права

Есть лица, для суда над которыми по причине особенного их состояния и должности устанавливается особый суд. Эта особенная подсудность главным образом основывается на праве быть судимым лицами одного и того же состояния с подсудимым.

Именно особый правовой статус военнослужащих предопределяет право законодателя учреждать военные суды, обладающие не только специальной подсудностью, но и другими особенностями по сравнению с общими судами.

Безусловно, на определенном этапе истории военного судопроизводства сословная обособленность войска играла роль фактора, который определял особенности организации военных судов. И одна из этих особенностей выражалась как раз в том, что судьи должны выдвигаться войском из собственной среды.

Неоспоримо и то, что знание судьями условий жизни военнослужащих, военного быта и воинских уставов способствует более квалифицированному рассмотрению судьями юридических дел в отношении и с участием военнослужащих.

Однако эта последняя задача могла бы решаться и за счет специализации судей общегражданских судов. Следовательно, основания функционирования в России военных судов изложенными причинами не исчерпываются.

Ответ на этот вопрос следует искать в истории, неоспоримо свидетельствующей о том, что военные суды, а точнее, их деятельность по осуществлению правосудия, - это объективная необходимость, вызванная к жизни не какими-то теоретическими построениями, но составляющая насущную потребность самих войск.

В любом коллективе рано или поздно возникают конфликты, отступления от принятых правил, составляющие нарушение дисциплины или даже преступные деяния, что неизбежно влечет необходимость разрешения подобных спорных ситуаций.

Войско в этом отношении не составляет исключения, а поэтому уже на самых ранних этапах истории человечества, когда военные суды еще не институализировались в качестве элемента судебной системы государства, суд в войсках уже был. Как отметил заместитель председателя Верховного Суда РФ А.Я. Петроченко, «...зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуаций»[1].

Первоначально, в условиях отсутствия какой-либо процедуры привлечения воинов к ответственности, действовал и применялся принцип: «Возглавлявший войско решает и судьбу провинившегося с учетом обычаев и религиозных правил»[2].

Суд вершили князья и их воеводы, а Новгородская судная грамота предоставляла право суда над ополченцами, входившими в состав земской рати, их старшему военачальнику - тысяцкому.

Даже в условиях когда военные суды намеренно упразднялись властью, повседневная жизнь войск неизбежно приводила к их возрождению. Так, в частности, было в первые годы после Октябрьской революции 1917 г., когда, вследствие проводимой Народным комиссариатом юстиции идеи единого народного суда, с которой было несовместимо существование специальных военных судов, дела о преступлениях военнослужащих были отнесены к компетенции местных судов и революционных трибуналов. Однако, вследствие неспособности этих органов осуществлять правосудие в войсках, их некомпетентности при решении дел о военных преступлениях, по инициативе местных органов власти, политорганов и командования на местах под разными названиями стали создаваться организационно связанные с Красной Армией суды. Результатом этой тенденции стало утверждение впоследствии стройной системы военно-судебных органов.

Таким образом, войска объективно не могут обходиться без органов, выполняющих судебные функции. А поскольку в современных условиях военное управление не сосредоточивает в своих руках, как это было до Октябрьской революции, все функции власти - законодательную, административную и судебную, суды уже не могут возникать на местах из самой армейской среды или вершиться командованием. Правосудие в России осуществляется только судом, а судебная система устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Следовательно, теперь судебная система должна включать в себя специальные судебные органы, предназначение которых состоит в осуществлении правосудия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба. Ключевое отличие специальных военных судов от общегражданских состоит в том, что они должны быть способны осуществлять правосудие в войсках не только в мирное время, но и в военное время и в боевой обстановке.

 

Абдулвалиев, А. Ф. Проблемы подсудности уголовных дел по преступлениям террористического характера // Вестн. Омск. ун-та. Серия «Право». - 2019. - № 1. - С. 222.

Военная юстиция России: история и современность / под общ. ред. В.В. Ершова, В.В. Хомчика, С.Н. Фридинского. - М., 2021. – 540 с.

Дикарев, И. С. Вопросы подсудности уголовных дел военным судам // Право в Вооруженных Силах. - 2020. - № 6. - С. 63 - 68.

Дикарев, И. С. Об основаниях функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации // Российская юстиция. - 2020. - № 7. - С. 31 - 33.

Кобликов, А. С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. - М., 2022. - - 449 с.

Петроченков, А. Я. Военные суды Российской Федерации: история и современность (к 90-летию образования военных трибуналов (военных судов)) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2019. - № 1. - С. 2.

Птицын, М. Ю. О роли и месте окружного военного суда в системе противодействия экстремизму и терроризму в современных условиях // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 11. - С. 37.

Угренинова, А. М. Подсудность в уголовном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2018. – 450 с.

 

Акты судебной практики

 

Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. № 328-О // СПС «КонсультантПлюс».

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П // СЗ РФ. - 2006. - № 16. - Ст. 1775.

О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) // Российская газета. - № 124. – 2014.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2019 год 42 стр.
Курсовая Коррупция в современной Российской Федерации
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское