ВВЕДЕНИЕ
1. Правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.1.Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.2.Направления оперативно-розыскной деятельности
2.Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1.Основания для осуществления оперативно-розыскной деятельности
2.2. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Целесообразно рассмотреть проблему реформирования в контексте соблюдения и сохранения сущности, принципов и признаков оперативно-розыскной деятельности, поскольку изменение этих основополагающих начал неизбежно приведет к перевоплощению оперативно-розыскной деятельности в нечто совершенно иное, не соответствующее ее теперешнему пониманию.
Реформирование должно привести к усилению позиций государства в борьбе с преступностью, сохранению и приумножению всего лучшего в законодательстве, отказу и избавлению от его слабых и неэффективных положений.
Важно и целесообразно обратиться к историческому опыту зарождения, возникновения и развития оперативно-розыскной деятельности как таковой, а также изучить иностранный опыт и перенять из него все нужное и полезное.
Целью курсовой работы выступает изучение оперативно-розыскного процесса.
Задачи работы:
1. Изучить понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2. Рассмотреть направления оперативно-розыскной деятельности
Предмет исследования осуществление оперативно-розыскного процесса.
Объект исследования органы, осуществляющие оперативно-розыскной процесс, их права и обязанности.
Источниковая база исследования представлена Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом, федеральными законами «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности».
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1. Правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.1.Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
В настоящее время специалистами в области оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) рассматривается несколько концептуальных направлений развития её правового регулирования, одной из которых является кодификация[8,с.170].
Идея кодификации оперативно-розыскного законодательства не является новой, она берет своё начало с советских времен, когда ВНИИ МВД СССР предложил распространить на правовое регулирование ОРД систему уголовного и уголовно-процессуального законодательства, состоящего из Основ и кодексов. С распадом Советского Союза от этой идеи не отказались, и в несколько ином варианте она была поддержана авторским коллективом Высшей школы КГБ СССР, но по объективным причинам была отвергнута законодателем [11,с.21].
В последние годы идея кодификации оперативно-розыскного законодательства России наиболее активно разрабатывалась профессором В. Ф. Луговиком, подготовившим авторский проект Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации (далее - ОРК).
Автором проекта была проделана большая работа по систематизации норм ОРД. Проект содержит 81 статью, объединенную в 12 глав, что существенно отличает его от имеющихся 23 статей действующего Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) [4].
В качестве положительных сторон рассматриваемого проекта ОРК, в отличие от существующего закона об ОРД, автором вполне обоснованно уделено внимание основным понятиям, используемых в ОРК, правовому статусу участников ОРД, регламентации принудительных мер обеспечения оперативно-розыскного производства, что, по мнению отдельных учёных, устраняет пробел властно-распорядительных полномочий субъектов ОРД [11,с.22].
Особенно хотелось бы отметить стремление автора придать особый статус принципам ОРД, которые были выделены им в отдельную главу (гл. 2). По своей сути принципы ОРД являются основополагающими правилами, носят властно-повелительный характер и ориентирует оперативных сотрудников руководствоваться ими в повседневной деятельности. В дополнение к закреплённым в законе принципам ОРД автором предложен ряд новых принципов, а именно, наступательность; обеспечение негласности сотрудничества с лицами; обеспечение безопасности оперативно-розыскных органов и участников уголовного судопроизводства, их родственников или близких лиц; равенство перед законом[12,с.31].
Несмотря на многие положительные стороны проекта ОРК, нельзя не отметить, что он не в полной мере отвечает требованиям универсального Закона об ОРД и лишь частично отражает его специфику, а большей частью напоминает стиль и структуру Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Иными словами, его можно охарактеризовать как своего рода законодательный симбиоз, где объединены нормы уголовно-процессуального закона, Кодекса об административных правонарушениях, Закона об ОРД и частично нормы ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД [13,с.127].
В проекте ОРК можно заметить дублирование либо заимствование понятий из других законодательных актов. При этом автор наделяет их собственной смысловой нагрузкой, несмотря на то, что определения этих понятий были даны в различных законодательных актах. К таким понятиям следует отнести «понятой» (ст. 60 УПК РФ), «специалист» (ст. 58 УПК РФ); «доставление» (ст. 27.2 КоАП РФ), «задержание» (ст. 27.3 КоАП), «личный досмотр» (ст. 27.7 КоАП РФ), «изъятие» (ст. 27.10 КоАП РФ). Такой подход идет вразрез с правилами юридической техники в части неоднозначности понимания общеизвестных терминов.
Бастрыгин А. С. Организационно-правовые вопросы формирования следственно-оперативной группы // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №117. С.216-233
Бастрыгин А.С. Организационно-тактические аспекты взаимодействия участников-членов следственно-оперативной группы в раскрытии и расследовании многоэпизодных сложных групповых преступлений // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №127. С.79-112
Беляев И.И. О средствах повышения эффективности взаимодействия следственного аппарата с ОВД при расследовании убийств // Следственная практика, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ. М., 2015. Выпуск 166. С. 42.
Важенин В. В., Садыков А. У. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий // Общество и право. 2013. №4 (46). С.170-173
Гордин А.В. Взаимодействие оперативно-розыскных подразделений и следователя органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дис. ...канд. юрид. наук/ А.В. Гордин. -СПБ, 2015. - С. 26.
Докучаев О.О., ст. следователь военного следственного отдела - в/ч 68796 г. Мурманска. Вестник криминалистики. М., 2016, выпуск № 3(27).
Дьяченко И. М. Организация и тактика деятельности оперативно-розыскных служб органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. Дисс.докт.юрид.наук. - М.: Академия МВД РФ, 2013. С.18-19;
Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: автореф. дисс. доктор. Юрид. наук/ С.И. Захарцев, СПб, 2014.- с.21-23;
Зинкин В. К. Научные основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений: Автореф. дисс., доктор. Юрид. наук/ В.К. Зинкин -Нижний Новгород, 2016.-с.31-33.;
Иванов С. И. Реформирование оперативно-розыскного законодательства: проблемы и пути их решения // Вестник КРУ МВД России. 2016. №2 (32). С.127-130
Кузнецов Е.В. Теоретические основы формирования отрасли оперативно-розыскного права: автореф. дисс., канд.юрид.наук/ Е.В. Кузнецов - Волгоград. 2014. -25с.;
Кузнецов М.С, Взаимодействие следователей военной прокуратуры с органами дознания при расследовании преступлений: Дис. ...канд. юрид. наук. М., 2012. С. 146-150.
Маркушин А. Г. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности и ее правовое регулирование: Учебное пособие. - Н.Новгород. 2012. С.17-35.;
Меретуков Г. М., Лунина Е. С., Липка А. О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №115. С.1009-1022
Парманасов А. Д. К вопросу о кодификации оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №4 (72). С.133-137
Сурков К. В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: Автореф. Дисс. Д-ра.юрид.наук. - М.: ВНИИ МВД России. 2017;
Усынин В.М. Процессуальные формы взаимодействия органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам на досудебных стадиях уголовного процесса: автореф. дис. .канд. юрид. наук / В.М. Усынин. - Ижевск, 2015. С. 18.
Шахматов А. В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование регионального аспекта): автореф.дисс. док. Юрид. наук/ А.В. Шахматов -СПб, 2015. - с.22-26 и др.
Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук (по материалам органов внутренних дел): автореф. дис. док. юрид. наук/М.А. Шматов - Волгоград, 2014 .- 46с.;
Шумилов А.Ю. Начала уголовно-розыскного права. Монография. - М., 2015. С. 12-13.