Введение
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти в сфере противодействия коррупции
1.1 Система органов государственной власти в сфере противодействия коррупции
1.2 Взаимодействие правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти в сфере противодействия коррупции
Глава 2. Правовые механизмы противодействия коррупции
2.1 Антикоррупционные начала деятельности органов государственной власти
2.2 Общественный контроль в целях противодействия коррупции
Заключение
Список используемых источников и литературы
Цель исследования заключается в комплексном анализе правовой модели полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции, научном осмыслении сущности этого правового феномена. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать организационно- правовые основы деятельности органов государственной власти в сфере противодействия коррупции;
- изучить систему органов государственной власти в сфере противодействия коррупции;
- проанализировать взаимодействие правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти в сфере противодействия коррупции;
- рассмотреть антикоррупционные начала в деятельности органов государственной власти;
- выявить наличие механизмов общественного контроля в целях противодействия коррупции, формы его осуществления.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования при изучении выявленных проблем мной использовался диалектический метод познания. Данный метод реализовывался при всестороннем, комплексном, системном подходе к изучению понятия и сущности коррупции как социального и общеправового явления, правового механизма противодействия коррупции в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При соблюдении в целом системного подхода применялись такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, логический метод. Наряду с общенаучными методами в работе использовались частноправовые методы научного познания: формально-юридический, технико-юридический, сравнительно-аналитический. При этом, системный метод позволил рассмотреть роль региональных государственных органов в правовом механизме противодействия коррупции, а также выявить тенденции развития регионального антикоррупционного законодательства, определить меры по противодействию коррупции во всем комплексе. С помощью логического метода удалось провести исследования от абстрактного к практическому, а также от частного к общему. Традиционный для юридической науки формально-юридический метод позволил провести анализ правовых норм на региональном и федеральном уровне с целью выявления в рассматриваемых НПА признаков коррупциогенных факторов. С помощью технико-юридического метода удалось определить юридическое понятие коррупции, а также способы её противодействия.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, Законы субъектов РФ и т.д.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти в сфере противодействия коррупции
1.1 Система органов государственной власти в сфере противодействия коррупции
Противодействие коррупции предполагает деятельность различных органов – федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, как по предупреждению коррупции, так и по выявлению и пресечению коррупционного поведения.
Поскольку функции по предупреждению коррупции возложены на все федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, имеет смысл говорить именно о системе органов противодействия коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в государственном органе, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В научной литературе субъектов антикоррупционной деятельности, исходя из их полномочий в сфере противодействия коррупции зачастую условно делят на следующие группы:
1) высшие органы власти: Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;
2) правоохранительные органы: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба;
3) федеральные органы, имеющие дополнительные функции в сфере противодействия коррупции: Счетная палата Российской Федерации, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации;
4) иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на служащих которых распространяются ограничения, требования и запреты антикоррупционного характера
5) институты гражданского общества, участвующие в деятельности по предупреждению коррупции.
Указанные субъекты антикоррупционной деятельности, могут осуществлять такую деятельность по ряду направлений, также исходя из своей компетенции. Важнейшим направлением, как мы уже отмечали, является предупреждение, или профилактика, коррупции, и это направление относится к компетенции всех без исключения органов власти.
Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов осуществляют как правовые отделы органов власти, разрабатывающие такие акты, так и Министерство юстиции и Генеральная прокуратура Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»[1].