Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что за последнее десятилетие особое значение уделяется обучению пациентов для повышения их уровня информированности и активного вовлечения в лечебный процесс. На амбулаторно-поликлиническом этапе решающим условием успешного лечения артериальной гипертензии и профилактики ее осложнений является взаимное согласие между врачом и самим пациентом.
Технология восстановительной медицины предусматривает создание базы оптимизации индивидуального качества жизни и здоровья. Методологически она основывается на структуре функциональной системы качества жизни личности и определяет основной целью деятельности формирование мотивации индивидуального здоровья.
Соответственно при создании школ здоровья становится актуальным предварительное врачебно-педагогическое проектирование, в ходе которого врач и медицинская сестра в качестве преподавателя соотносят цели и задачи обучения с конкретными объектами педагогической деятельности в медицинской организации.
Базовые программы и планы занятий проектируются с учетом возрастных физиологических и личностных особенностей слушателей, в частности, различного уровня и профиля базового образования. Исходя из этого, опережающим путем выявляются содержание, формы, методы и средства работы, адекватные задаче сохранения и восстановления здоровья слушателей. Разрабатываемая программа в итоге направляется на формирование позитивного отношения к обучению в школе здоровья, с помощью которого создания комфорта на занятиях и привития интереса к подобному образованию через самореализацию личности в процессе выполнения актуальных для нее заданий и задач.
Цель работы: дать оценку организации занятий в школе здоровья для пациентов с гипертонической болезнью.
Исходя из цели, выделим основные задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты организации школы здоровья.
- Проанализировать эффективность и факторы успеха обучении школ здоровья
Объект изучения: Деятельность школы здоровья.
Предмет: Процесс обучения пациентов с артериальной гипертензией.
Структура- работа состоит из введения, дух глав, заключения и списка
используемой литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие школы здоровья
Школа здоровья пациентов - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население. Он направлен на улучшение их знаний, осведомленности и практики в области рационального лечения заболеваний, профилактики осложнений и улучшения качества жизни.
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертензией (далее - школа) является организационной формой группового консультирования по профилактике (по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является профилактической медицинской услугой, оказываемой в первичном звене пациентам с артериальной гипертензией.
Медицинские профилактические услуги - это мероприятия или комплекс мер с независимой ценностью завершения и определенной стоимостью, направленные на своевременную профилактику заболеваний, лечение и оздоровление пациентов.
Школы здоровья организуются в учреждениях первичной медико-санитарной помощи:
- в стационарах;
- в центрах медицинской профилактики;
- на базе поликлинических отделений;
- в медико-санитарных частях;
- кардиологических диспансерах, и т.д.
К целям организации Школы здоровья относят оптимизацию качества медицинской профилактической помощи населению, в частности направленной на пациентов с гипертонией:
Повышение информированности о заболевании, факторах риска и качества жизни пациентов.
Применение позитивной мотивации и повышение ответственности у пациента за сохранение собственного здоровья и приверженности к лечебным рекомендациям;
Развитие адекватного отношения пациента к своему заболеванию.
Развитие навыков самостоятельного контроля над состоянием здоровья, своевременному оказанию первой помощи при кризовых состояниях.
Развитие навыков для снижения факторов риска в отношении здорового питания, адекватной физической активности, адаптации к стрессовым ситуациям и полного отказа от вредных привычек.
Необходимо сформировать практические навыки по анализу ФР, влияющих на качество жизни.
Обучить пациентов самостоятельному составлению плана для индивидуального оздоровления [8, c.45]..
По завершению всего обучения в школе здоровья пациентам необходимо знать:
- понятия о нормальном и повышенном артериальном давлении. Его причины возникновения и симптомы;
- понятие о гипертоническом кризе. Причины их обострений, способствующих развитию инсультов из-за нарушения мозгового кровообращения;
- изучение факторы, определяющих риск развития осложнений сопутствующих заболеваний;
- основы самоконтроля артериального давления;
- медикаментозные и немедикаментозные средства самопомощи при повышенном артериальном давлении;
- необходимость приверженности к диете. Здоровое питание, как основа здорового образа жизни;
- особенности диеты для пациентов с ожирением;
- основные группы гипотензивных препаратов
Показания, противопоказания и побочные действия.
По завершению всего обучения в школе здоровья пациенты должны уметь:
- на основании полученных знаний применять знания о самостоятельном контроле;
- ежедневно вести дневник самоконтроля;