Введение
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1 Социальная работа как вид профессиональной деятельности
2 Понятие и организация работы социальных учреждений в России
2.1 Понятие и виды социальных учреждений в России
2.2 Общие принципы организации работы социальных учреждений
2.3 Планирование работы социальных учреждений
2.4 Организация работы социальных учреждений с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями граждан
2.5 Организация финансирования социальной работы в бюджетной системе Российской Федерации
3 Контроль и управление социальной работой
3.1 Понятие «управление» и его характеристика
3.2 Виды контроля в управлении социальной работой
3.3 Нормативно-правовые аспекты управления социальной работой
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена следующим.
Необходимым условием устойчивого развития современного общества является социализация экономических систем, подчинение экономических функций государства социальной целесообразности. Доминирование социальной направленности находит свое отражение и в статье 7 Конституции Российской Федерации, где Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государство содержит обширную бюджетную сеть социальных служб, эффективность деятельности которой имеет существенные возможности для роста.
Вопросы теоретического и методологического обоснования социальной работы как вида профессиональной деятельности приобретают актуальность и познавательный интерес в связи с тем, что профессионализация конкретного вида деятельности является одной из эффективных социальных практик и перспективным направлением развития социального государства.
Вопросы социальной защиты в условиях кризисного развития экономики и дефицита бюджета, приобретают высокую важность.
Изменившийся социально-экономический контекст требует переосмысления функций института социальной работы, переориентации профессии на социальное развитие, социальную сплоченность и справедливость, расширение прав и возможностей населения.
Цель исследования – проанализировать и выявить особенности организации и управления социальной работой в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть социальную работу как вид профессиональной деятельности;
- изучить понятие и виды социальных учреждений в России;
- охарактеризовать общие принципы организации работы социальных учреждений;
- проанализировать вопросы планирования работы социальных учреждений;
- исследовать организацию работы социальных учреждений с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями граждан;
- рассмотреть организацию финансирования социальной работы в бюджетной системе Российской Федерации;
- сформулировать понятие «управление» и дать его характеристику;
- раскрыть виды контроля в управлении социальной работой;
- указать нормативно-правовые аспекты управления социальной работой.
Объект исследования – общественные отношения в сфере организации и управления социальной работой в России.
Предмет исследования - организация и управление социальной работой в России.
Вопросы особенностей правового регулирования социального обслуживания в России неоднократно становились предметом внимания российских ученых. Особо следует отметить работы А.Л. Благодир, М.О. Буяновой, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, Л.Н. Шипулиной.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания явлений (формально-юридический, конкретно-социологический и др.).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1 Социальная работа как вид профессиональной деятельности
В отечественной теории социальной работы прочно утвердилось мнение, что в основе оказываемой профессиональной социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом или со значимым социальным окружением клиента[1]. Наличие такой системы предполагает, что в профессии социального работника выделяется круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создаются определённые рамки, ограничивающие его поле профессиональной деятельности.
Профессия социального работника, как и каждая профессия, основана на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на критериях успешного разрешения соответствующих проблем.
Теоретико-методологическое значение для понимания социальной работы как профессиональной деятельности имеет мысль о том, что в основе профессионального знания социальных работников, из которого вытекают особые подходы и методы их работы, лежат две фундаментальные концепции. Во-первых, это сама идея профессионализма, а, во-вторых, это представление в обществе о правах человека.
Социальная работа всегда несла признание необходимости учёта многообразных индивидуальных особенностей своих клиентов. В данном случае речь идёт о том, что контингент людей, с которым чаще всего приходится иметь дело социальным работникам, делает их «особо восприимчивыми к тем аспектам существования человека, которые выражают непредсказуемость, отклонения от нормы, маргинализацию, аномию и отчуждение[2].
И. Б. Буртонова в этой связи считает, что профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:
- управленческая профессиональная компетентность включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) социального работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека;
- психолого-педагогическая профессиональная компетентность формируется знаниями психологии и педагогики с учётом того обстоятельства, что в процессе профессиональной деятельности социальному работнику приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудио психологические и другие проблемы.
При таком подходе к пониманию социальной работы как профессиональной деятельности выбор форм профессионального действия вытекает из определенной интерпретации целей и задач социальной работы и уделяет основное внимание динамике данного общества, как и реагированию людей на жизненные трудности, и особенностям взаимодействия индивидов со своим социальным окружением.
Будущее социальной работы, её жизнеспособность как вида профессиональной деятельности зависит от способности социальных работников-практиков отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную самостоятельность, на специфическую функцию в обществе, на бюджетное финансирование и на специализированную подготовку кадров.
Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»/ Под редакцией Э.Р. Курманова. - Специально для системы ГАРАНТ, 2015.
Бугаева А.А. Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль // Вестник науки и образования. 2018. № 2. С. 45 - 50.
Буртонова И. Б. Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе / И. Б. Буртонова. // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 202-209.
Вагабов Д.Ф. Управление социальной работой в Российской Федерации: уровни и основные проблемы реализации // Управленческое консультирование. 2015. № 4. С. 64 – 68.
Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Социальное обслуживание пожилых: что происходит и возможно ли развитие? // Власть. 2019. № 5. С. 97 - 102.
Дашкина Г.Р. Социальная работа как профессиональная деятельность: вопросы методологии и теории // E-Scio. 2018. № 2. С. 67 - 72.
Замараева З.П. Влияние механизма законодательного регулирования на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Выпуск 1. С. 63 - 65.
Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. 2018. № 38 (224). С. 173-175.
На соцподдержку и занятость населения добавили финансирования [электронный ресурс] https://rg.ru/2020/11/17/na-socpodderzhku-i-zaniatost-naseleniia-dobavili-finansirovaniia.html (дата обращения - 20.11.2020).
Никитин А.В. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях социальной защиты // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2017. № 3. С. 50 - 54.
Седова М.Л., Гилядова М.Н. Финансирование социального обслуживания в России: новый этап // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 2. С. 62 - 67.
Чагин К.Г. Доходы автономного учреждения // Руководитель автономного учреждения. 2020. № 7. С. 72 - 76.
Шадрина Т. Стационарные учреждения социального обслуживания: некоторые нюансы деятельности // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 4. С. 57 - 60.