ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К НИМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Педагогика
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 24
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К НИМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию.
Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию личности обретает актуальное значение в условиях обновления содержания образования и модернизации общеобразовательной школы. Гендерное образование помогает решать множество важных социальных задач, и необходимость его развития все чаще обсуждается в педагогическом сообществе. Однако в нашем государстве в школьном образовании гендерный подход является еще большой редкостью. На Западе же гендерное образование и воспитание начинаются уже с детского сада. И это не случайно, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать у подрастающего поколения эгалитарное сознание.
Педагогический процесс в современной школьной организации должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Несмотря на это, достаточно долгое время изучение гендерного подхода в педагогике и психологии оставалось без внимания. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации в последние годы. Так, например, с точки зрения А.В. Мудрика гендерный подход – это совокупность биологических, психологических и социальных характеристик, определяющих существующие различия между мужчинами и женщинами [11, с. 37]. Что касается применения гендерного подхода в образовании, то ряд ученых (И.С. Клёцина, И.С. Кон, Л.В. Градусова) указывают на то, что это, прежде всего, индивидуальный подход к каждому ребёнку, к проявлению его идентичности, что в дальнейшем даёт человеку свободу выбора, помогает быть гибким и предприимчивым в различных жизненных ситуациях. Гендерный подход в образовании – это изучение пола как социальной характеристики и учёт особенностей воздействия на воспитание и развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса [7, с.34].
С точки зрения социализации и индивидуально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте велик потенциал игровой деятельности. Игра как ведущий вид деятельности, обеспечивает формирование основ общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных способностей. Согласно работам многих отечественных ученых (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.А. Усова и др.), игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. Именно через игру ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, формируется познавательный интерес, любознательность, познавательная активность [15, с. 11].
Все вышеизложенное делает тему исследования актуальной.
Объект исследования: подвижные игры школьников.
Предмет исследования: организация игр школьников с учетом гендерного подхода.
Цель исследования: теоретически обосновать гендерный подход в организации и проведении подвижных игр со школьниками.
Задачи исследования:
- изучить сущность и специфику гендерного подхода в обучении;
- проанализировать психолого-педагогические исследования гендерного подхода в образовании;
- раскрыть специфику игры, ее значение в развитии школьников;
- проанализировать особенности организации подвижных игр с учетом гендерного подхода.
Проблема различия мужчин и женщин волнует философов и ученых на протяжении многих столетий. Однозначный ответ, чем же отличаются друг от друга представители Марса и Венеры до сих пор не найден. Значительный вклад в исследование проблемы пола внесли отечественные философы, социологи, физиологи, психологи, педагоги в XX веке: Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.М. Сеченов и другие.
Отдельно был освещен психолого-педагогический аспект проблемы такими учеными, как В.В. Абраменковой, В.С. Агеевым, Е.А. Аркиным, Г.А. Бельской, П.П. Блонским, В.Е. Каганом, Д.В. Колесовым, А.С. Макаренко, Л.В. Писаревой, В.А. Сухомлинским и др. Проблема пола в исследованиях отечественных педагогов и психологов освещалась, в том числе и с точки зрения необходимости применения полового воспитания, которое, в свою очередь, трактовалось неоднозначно.
Термин «половое воспитание» в Российской Педагогической энциклопедии трактуется как «комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в обществе и личной жизни» [12].
Проблема полового воспитания остро стоит и в настоящее время. Так, исследователем В.В. Дудукаловым выявлено несколько подходов для анализа ее состояния. Во-первых, психологический подход, ориентированный в первую очередь на половое просвещение. Согласно данному подходу проблема полового воспитания рассматривается с точки зрения физиологии и сексологии, психогигиены пола. Приверженцы данного подхода: С.И. Голод, Д.И. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов и др.
Во-вторых, этический подход, согласно которому основное внимание необходимо сосредоточить на нравственно-этических аспектах полоролевого воспитания мальчиков и девочек. Приверженцами данного подхода являются: О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, В.М. Гоголина, Н.А. Кудрова, Т.А. Репина и др. В-третьих, функциональный подход, во главе угла которого стоит тема подготовки молодежи к личной жизни, любви и семейно-брачным отношениям и правильное формирование сексуальной культуры. Сторонники данного подхода: И.В. Гребенников, С.Б. Ковалев, О.Р. Рунц и др.
Отдельно отметим, что выделенные в каждом подходе особенности и возможности полового воспитания не затрагивают проблем дифференцированного воспитания по половому признаку.
В целом, данные отечественные работы заложили фундамент для изучения проблемы полоролевого воспитания, а также гендерных исследований. Отдельно отметим, что термины «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» не являются идентичными. Говоря о половом воспитании, в большей степени имеют в виду изучение физиологических и психологических особенностей девочек и мальчиков, юношей и девушек, кроме этого, изучаются механизмы формирования нравственного отношения детей и подростков к полу и к сексуальности, к взаимоотношению полов. Как видно, данный подход не учитывает социальных процессов, которые происходят в обществе, и их влияние на становление половой индивидуальности.
1. Ахмедпашаева К.А., Багандова Г.Х. Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот // Известия ДГПУ. – 2014. – № 4. – С. 66-69.
2. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 29-35.
3. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. – М: Наука, 1993. – 172 с.
4. Гендерная составляющая на занятиях по физической культуре в ДОУ. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://lebds3.org.ru/index.php/konsultatsii/759-gendernaya-sostavlyayushchaya-na-zanyatiyakh-po-fizicheskoj-kulture-v-dou.
5. Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: монография. – Казань: Отечество, 2019. – 175 с.
6. Горбачевская Н. Л, Якупова Л. П., Давыдова Е. О., Назаренко А. Е. Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6 –12 лет // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. – М. – 1997. – С. 25.
7. Градусова, Л.В. Вопросы гендерной педагогики [Текст] /Л.В. Градусова.- М.: Флинта, 2011.- 34-35 с.
8. Дульмухаметова Г.Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников. – Казань, 2011. – 48 с.
9. Закирова А.Р. Гендерная подготовка современного учителя. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – Казань. – 2014. – С. 78-80.
10. Круцевич Т. Гендерные особенности юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом / Т. Круцевич, О. Марченко, Е. Биличенко Т. Имас // Спортивний вісник Придніпров’я. – 2012. – № 2. – С. 14–17.
11. Мудрик, А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2005.- 56 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия в 2т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., «Большая Российская энциклопедия». 1993. Т.1. – 608с.
13. Словарь гендерных терминов / Нод род. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век. – 2002. – 256 с.
14. Столярчук Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: Учебн. пособие. – Волгоград: Перемена, 1997. – 189 с.
15. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: «Просвещение», 1981.- 23с.
16. Шиян О., Фащук О. Проблеми гендерних стереотипів та дисбалансу у сфері фізичної культури і спорту // Спортивна наука України. – 2012. – № 3 (47). – С. 40-44.
17. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. – М., 2014. – 16 с.
18. Євстігнєєва І. В. Гендерне виховання учнів основної школи на уроках фізичної культури: дис. канд. пед. наук: 13.00.7 / І. В. Євстігнєєва. – Луганськ, 2012. – 228 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!